Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Современная Россия кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняются также духовные и материальные ценности. Все эти изменения затронули систему обучения и воспитания молодежи. Система образования России начала искать эффективные формы и методы обучения и воспитания. В России стали возрождаться такие виды учебных заведений, как гимназии, лицеи, школы разных профилей и направлений: казачьи, купеческие, морские, кадетские корпуса и др. Впервые за последнее десятилетие у обучающихся появилось право выбора образовательных учреждений.

“Корпуса кадет шляхетских” были учреждены императрицей Анной Иоанновной в 1731 году. Кадетский корпус имел двойное значение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов - чиновников, дипломатов, судей и т.п.

Французское слово “cadet” принято переводить как “младший”, а более точный его смысл, вложенный самими французами, - это “маленький будущий возглавитель”.

Позаимственная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А.Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С.Лескова, В.Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.

В настоящее время кадетские корпуса /кадетские школы-интернаты/ действуют в соответствии с распоряжением Президента РФ от 9 сентября 1997 года.

Сегодня кадетские корпуса ставят своей главной задачей:

  • обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития кадет;
  • получение кадетами первичных знаний и навыков военного дела;
  • воспитание у кадет чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
  • формирование и развитие у кадет чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе;
  • развитие у кадет высоких морально-психологических, деловых и организационных качеств, физической выносливости и стойкости.

Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова /кадетская школа-интернат №7/ открылся в сентябре 2002 года на территории Юго-Восточного административного округа Москвы в районе Кузьминки.

В корпусе 260 кадет. Ребята изучают те же предметы, что и их сверстники в школах, а также изучают историю казачества, осваивают строевую подготовку, занимаются в конноспортивной секции, обучаются стрельбе, самбо, рукопашному бою, плаванию. Постигают искусство танца, игры на духовых и народных инструментах, учатся петь казачьи песни. В Московской казачьем кадетском корпусе созданы все условия для формирования личности гражданина и патриота.

При поступлении в пятый класс, т.е. на первый курс, ребята должны пройти собеседование по русскому языку, математике и медико-психологический отбор, быть годным по состоянию здоровья для занятий усиленной физической подготовкой.

Следует отметить, что дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.

Учеба в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 10-летних мальчиков. Ребята оказываются в новых, непривычных социальных условиях: обучение в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе, жизнь по воинскому уставу.

Новые условия требуют изменения динамического стереотипа мышления и поведения подростков. И чем быстрее подросток включится в разнообразные ситуации нового окружения, преобразует, переосмыслит для себя действительность, переживет для себя свои личностные конфликты, будет готов к преодолению преград, тем быстрее и безболезненней пройдет процесс адаптации. Быстро включиться в учебно-воспитательный процесс ребятам мешает ряд психологических проблем, которые образовались у ребенка еще до поступления в кадетский корпус. В кадетском корпусе учатся дети, родители которых погибли на войне, умерли, один из родителей оставил семью или оба бросили ребенка на попечение своих родственников.

К тому же, адаптационный процесс приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы, преобладание процессов возбуждения над торможением, изменение всех физиологических функций.

Все ли подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетском корпусе? С одной стороны, кадетский корпус должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом кадетском корпусе встречаются социально-педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные. Как совместить решение этих задач?

Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения государственности, воспитания истинных патриотов России. Предназначение кадетских корпусов по своей сути нацелено на будущее. Это, прежде всего, подготовка к служению Отечества, воспитание и обучение образованных и квалифицированных работников - нового поколения России, способных взять на себя ответственность за судьбу России.

Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в Московском казачьем кадетском корпусе им. М.А.Шолохова является деятельность по успешной адаптации пятиклассников к жизни и учебе в корпусе. Работа психолога нацелена на изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения кадетом новой деятельности.

В общеобразовательной школе также существует проблема адаптации бывших четвероклассников к средней школе. Но, проблема проблеме - рознь. Кадетский корпус отличается от средней общеобразовательной школы.

На первом году обучения в кадетском корпусе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского корпуса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет:

  • жесткая регламентация распорядка дня;
  • преобладание групповых видов деятельности;
  • подчинение и субординация;
  • совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

Перед 10-летними мальчиками в кадетском корпусе стоят взрослые задачи:

1. Принять нормы, правила и традиции кадетского корпуса.

2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.

3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.

5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической.

Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.

Деятельность психолога с пятиклассниками направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющие адаптацию. Снижению уровня социально-психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский корпус психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка.

С первых дней обучения в Московском казачьем кадетском корпусе пятиклассники и их родители попадают под пристальное внимание психолога. Ведь при изменении привычных условий жизни, ломка сложившихся стереотипов и поведения могут привести некоторых подростков к дезадаптации. Дезадаптация выражается в нервно-психической неустойчивости, преобладании тревожных эмоций, истощении психических возможностей. Некоторые мальчики начинают волноваться, теряться, впадать в панику, теряют контроль над ситуацией и своим поведением.

Последствиями такого реагирования психики ребенка в начале процесса адаптации проявляются в двух формах: агрессии и бегстве от ситуации. Агрессивность может выражаться в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно требованиям, предъявляемых подростку.

Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвинением. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симптомы: чувство полной безысходности, замкнутость, отрешенность, погруженность в мир тягостных раздумий. Мальчик думает, что родители от него отказались, бросили, отдали в интернат, потому что он раньше плохо вел себя или что-то делал не так. Нередко такой ребенок начинает думать об уходе из жизни, считая такой путь единственным выходом из сложившейся ситуации и разрешением всех проблем.

Если у ребенка низкие адаптационные способности, ослабленная психика из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза глубоких психических изменений: нервно-психические расстройства или психические заболевания.

В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство вины, которое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не понимают, почему вдруг ребенку стало так плохо. И вместо того, чтобы поддержать своего мальчика, успокоить, напитать его любовью и лаской, некоторые родители начинают искать недостатки в организации учебно-воспитательного процесса.

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, психологическое сопровождение адаптации реализуется как с кадетами-пятиклассниками, так и с их родителями.

С пятиклассниками проводятся беседы и адаптационный тренинг. Занятия направлены на формирование представлений о структуре жизнедеятельности в кадетском корпусе, на осознание особенностей собственного поведения, на развитие коммуникативных умений /контактности, развития умения слушать, разрешение конфликтов, способов саморегуляции эмоциональных состояний/, на формирование положительного психологического климата в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки, на сплочение группы.

Работа с родителями проводится как индивидуально, так и в группе. Индивидуальные беседы и консультации проводятся с родителями, у которых наблюдается высокая тревожность, конфликтность, внутренние переживания, чувство вины и страха за своего ребенка.

На родительских собраниях с родителями ведется разговор об особенностях адаптационного процесса, предпосылках дезадаптивного поведения. Родителям предлагаются рекомендации по оказанию помощи и поддержки своему ребенку в этот период. До каждого родителя доводится информация об особенностях психического и личностного развития подростков в период полового созревания. В начале учебного года каждой семье предлагаются рекомендации по слушанию своего ребенка-кадета, который прибыл домой на выходные дни из кадетского корпуса. Информация имеет следующее содержание:

“Обычно во время беседы собеседники говорят по очереди. Однако когда Ваш ребенок всю неделю находился в условиях школы-интерната, все должно происходить иначе. Разговорная активность родителей должна быть минимальной, чтобы Ваш ребенок-кадет смог раскрыть свои проблемы и трудности. Родитель должен не столько говорить, сколько выслушивать.

Правильное выслушивание - это активный процесс. Родителю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать своему ребенку оставаться в потоке переживаний.

За неделю разлуки у родителей скопилось много вопросов, но, тем не менее, следует избегать чрезмерного опрашивания. Следите за собой, чтобы слушание не превратилось в допрос или следствие. Ребенку важно, чтобы Вы его поняли и эмоционально поддержали.

Подбодрить своего ребенка можно краткими фразами: “Продолжай”, “Да, я понимаю”, “Хорошо”, “Так”, “Ага”, “Угу”, “М-мм”. Такие одобрения выражают поддержку.

Важны также успокаивающие фразы: “Очень хорошо”, “Не волнуйся из-за этого”, “Ты поступил правильно”, “Время от времени каждый чувствует себя так же”, “Ты прав”, “Это будет нелегко”, “Я знаю, что будет тяжело, но ты не только можешь, но и обязан это сделать” и т.д.

Эмоции и чувства неизбежны и выполняют очистительную функцию. Родитель должен постараться отразить чувства своего ребенка. “Ты кажешься сегодня злым”, “Ты чем-то расстроен” и т.д. Отражение чувств способствует возникновению межличностного и эмоционального контакта, родитель показывает, что понимает внутренний мир своего ребенка. Эффективное отражение чувств помогает ребенку лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

Родителю необходимо научиться выдерживать паузу молчания. Пауза молчания имеет терапевтическое значение и огромную ценность. Молчание с обеих сторон предоставляет возможность ребенку погрузиться в себя и изучить свои чувства, установки, поведение. В это время родитель может обнять ребенка, гладить его по голове, держать ребенка за руки.

Если ребенок задает вопросы, на эти вопросы родитель должен отвечать со всей серьезностью, и хорошо обдумав ответы. За вопросами скрыты личные проблемы ребенка с сопутствующими тревогами и страхами.

Не “увязайте” в жизни своего ребенка. Не стремитесь создать сценарий счастливой жизни для своего ребенка. Цель Вашего активного слушания - помочь своему ребенку найти и использовать свои собственные ресурсы для осознания и решения своих проблем. Задача родителя любить и принимать своего ребенка таким, какой он есть”.

Итак, учитывая, что кадетский корпус имеет свою специфику и сильно отличается от школы жесткой дисциплиной, интернатским режимом, серьезными специфическими нагрузками, близкими к армейским порядкам, перед психологической службой стоят задачи отбора детей в пятый класс. Ведь выдержать специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе может не каждый ребенок или его родитель.

Московский казачий кадетский корпус им. М.А.Шолохова преследует единственную цель - вырастить ребят не только физически крепкими, познавшими секреты военного мастерства, но и духовно богатыми, культурными людьми. Если все задачи будут выполнены, то наши кадеты - выпускники будут физически и интеллектуально развитыми, психологически устойчивыми, социально защищенными людьми.