Школьная психологическая служба
-
Коммуникация как урок в школе 2007
В своей статье я рассказала о новой системе уроков со школьниками-подростками. Программы уроков по психологии Баевой И.А., Микляевой А.В., Прутченкова А.С. и других практических психологов легли в основу данной программы и составили стержень концептуального подхода к проблеме коммуникации и социализации подростков. Подробнее с программами можно познакомиться самостоятельно, моя же задача состоит в том, чтобы объединить, казалось бы, разрозненные, самостоятельно существующие идеи в целостную программу под названием "Коммуникация".
-
Новые подходы в профилактике здорового образа жизни 2007
На базе нашей школы создан центр психолого-педагогической и социальной помощи семье «Доверие». Работа по первичной профилактике ведется через родительские собрания, классные часы, тренинги по формированию жизненных навыков: умению отказаться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений жизни, взаимодействовать со сверстниками, выражать правильно свои чувства и уметь управлять ими, развивать уверенность в себе, навыки общения в семье и т.д.
-
Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения 2007
Психологическое сопровождение процесса введения компьютерных технологий в каждой конкретной школе осуществляется по нескольким направлениям. Главными направлениями работы являются: исследование социально-психологического контекста введения КТ в процесс обучения в данном конкретном образовательном учреждении, информационная и психологическая поддержка учителей в процессе использования ими КТ в разных формах учебной работы (проведение уроков с использованием компьютерных программ, осуществление совместной с учащимися проектной деятельности и т.п.).
-
Электронная версия рабочего журнала психолога образования 2007
«Рабочий журнал психолога образования» разработан на основе «Рабочего журнала психолога образовательного учреждения» (авт. Семаго М.М.), являющегося основной рабочей документацией педагога-психолога, позволяющей структурировать деятельность психолога в образовательном учреждении. Электронная версия «Рабочего журнала психолога ОУ» позволяет организовать деятельность психолога, повысить эффективность ведения документации и отчетности. Электронный журнал психолога ОУ является составляющей частью АРМа педагога-психолога.
-
Психопрофилактический урок в 7-м классе на тему: "Есть на свете такая дружба, такое чувство есть на земле…" 2007
Урок психологии для 7-го класса. Данный урок входит в программу профилактических занятий с учащимися-подростками, направленных на формирование коммуникативной компетентности, реализацию собственного опыта через моделирование и анализ ситуаций, самопознание, развитие умения понимать и анализировать поведение других людей. По своей структуре это урок-размышление, он может использоваться как в профилактических, так и в коррекционных целях, поэтому его применение требует профессиональных психологических знаний.
-
Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся 2007
Реальная жизнь предъявляет новые требования к формированию качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего, готовность к самостоятельному решению жизненных проблем, готовность преодолевать жизненные трудности и препятствия, уменьшение тревожности и страха перед ошибкой и неудачей. Путь разрешения данных проблем мы видим через реализацию проекта "Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся".
-
Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми 2007
Предлагаю вашему вниманию статью о вопросах семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка и разработках в рамках психолого-педагогического подхода, о важной роли раннего опыта воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейных традиций и эмоционального фона отношения родителей к ребенку. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
-
Занятие по "Психологии общения" для учащихся 7–8 лет на тему: "Все люди отличаются друг от друга своими качествами" 2007
«Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой, как мы. Цели представленного занятия: закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека, научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать их причины, помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, непохожими на других».
-
Коррекционно-развивающая программа для учащихся "группы риска" 1-х классов 2007
Данная программа является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся и коррекции выявленных отклонений. Программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, разработки коррекционно-развивающего занятия. Все эти материалы могут использовать в своей работе не только школьные психологи, логопеды, но и учителя начальных классов.
-
Профилактика употребления ПАВ 2007
Употребление ПАВ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей психоактивных веществ, поэтому профилактическая работа ориентирована на подростков 13 лет и старше. Профилактика - это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личностных качеств, поддерживающих благополучие подростка.
-
Оптимизация процесса логопедического воздействия с помощью программно-методических средств 2007
Целесообразность использования компьютерных программ в работе с детьми. Подход к выбору компьютерной программы. Повышение мотивации ребенка к занятиям с логопедом при использовании компьютерных программ.
-
Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения 2007
Программа психолого-педагогического сопровождения профильного обучения представляет собой комплексную модель сопровождения, способную поддержать школьника в его профессиональном выборе, обеспечить способность к сознательному ответственному выбору.
-
Классный час на тему: "Умею ли я слушать" 2007
Каждый из нас ежедневно получает огромный объем информации. Но стоит ли все запоминать? Конечно, нет! Так что важнее: слушать или слышать? Ведь даже в старых поговорках речь идет о том, что слышал звон, да не знаешь, где он. Поэтому важно определить собственное умение слушать. И доказать ученикам, что слушать - это для человека первоначально, а как результат - слышать.
-
Курс занятий по психологии: "Сказка о непотерянном времени" 2007
В условиях растущих педагогических нагрузок и ускорения ритма жизни вопрос темпа деятельности детей является очень актуальным для многих современных родителей и педагогов. Данная программа - результат комплексного подхода к решению этой проблемы, учитывающего взаимосвязь врожденных особенностей детей, а также модели семейного воспитания и уровня самостоятельности ребенка в повседневной жизни. Цель данного курса - обучить детей способности эффективно планировать свою деятельность.
-
Программа по профессиональному и личностному самоопределению школьников "Дороги, которые мы выбираем" 2007
Начиналась моя работа по профориентации поэтапно. Сначала это была чудесно и грамотно разработанная программа Г.В. Резапкиной "Я и моя профессия" для восьмиклассников, затем еще треннинговые занятия для девятиклассников. И чем больше я погружалась в эту тему "Профориентация в школе", тем тверже убеждалась: необходима система работы. Этой системой и стала предлагаемая Программа по профессиональной и личностной ориентации школьников "Дороги, которые мы выбираем".
-
Организация телефонного консультативного сопровождения детей – жертв насилия и жестокого обращения 2007
Статья является обобщением опыта практической работы психологов-консультантов "Телефона доверия", оказывающих помощь детям, пострадавшим от физического, эмоционального и сексуального насилия. Рассмотрены задачи, алгоритм ведения диалога с абонентами, вопросы информационной поддержки родителей, психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками. В приложении представлена карта индивидуального анонимного консультативного сопровождения.
-
Психологическое сопровождение детей, имеющих трудности в обучении, общении (из опыта работы) 2007
Психологическое сопровождение ребенка необходимо для того, чтобы он легче адаптировался к школе. Адаптация является одной из важных психолого-педагогических проблем, поскольку ребенок, приходя в школу, попадает в новые, психологически более трудные для него условия, чем в детском саду или дома. Подчас ситуация так обостряется, что ученик начинает негативно относиться к школе в целом, у него складывается устойчиво недоверчивое отношение к ученикам, он мучится, страдает. Помочь ребенку в общении с другими, научить его адекватно воспринимать и оценивать окружающую действительность должны прежде всего педагоги-психологи. Оказание целенаправленной квалифицированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, общении, мы и включаем в понятие психологического сопровождения. Педагог-психолог должен позаботиться о том, чтобы хотя бы в школе ребенок получил такой опыт. С этой целью нами проводится коррекционно-развивающая работа с группой детей, имеющих трудности в общении.
-
Урок по коррекции дисграфии на тему: "Дифференциация "Ц – Ч" 2007
Урок по коррекции дисграфии смешанного характера (оптической и на почве недоразвития фонематического анализа и синтеза) направлен на формирование простых форм фонематического анализа, фонематических представлений, учит различать согласные звуки [ц] - [ч] и буквы Ц, ц и Ч, ч, смешиваемые в устной речи и на письме; может быть использован логопедами и учителями начальных классов.
-
Трагедия Бабьего Яра и сегодняшний день (исторические хроники для современного школьника) 2007
Главный акцент урока - формирование сознания личной ответственности каждого за то, что происходит в России сегодня. Проведена как основная мысль о том, что равнодушие и безразличие к политической жизни в стране позволяет нами манипулировать. Так было в период зарождения фашизма в Италии и Германии. Часто современные ученики школы, изучая историю Второй мировой войны, понятия не имеют о трагедии 65-летней давности, о том, что произошло на окраине города Киева 29 сентября 1942 года. Педагог-психолог на классном часе поднимает эту тему и снимает табу, обсуждая ее в рамках программы формирования толерантности, делится своими чувствами после прочтения повести Анатолия Рыбакова "Бабий Яр", просмотра спектаклей театра "Современник", беседует, отвечая на вопросы, создает условия для развития и формирования рефлексивного и толерантного сознания, воспитания патриотизма, проводит исторические аналогии.
-
Беседа о душе (в рамках факультативного курса по психологии) 2007
Занятие разработано с целью диагностики представлений учащихся о душе, выявления уровня психологической культуры развивающейся личности. Совместно с психологом ребята размышляют на тему "Что такое душа?", знакомятся с происхождением понятия "душа" (миф об Эроте и Психее), фиксируют свои суждения в мини-сочинении "Что такое душа?". Занятие может открывать цикл факультативных занятий по психологии, а может проводиться отдельно для знакомства с психологией и школьным психологом.
-
Программа по психологии семьи "Межличностные взаимодействия в семье" для учащихся 10-х классов. Тренинговое занятие из программы "Введение в психологию семьи" 2007
Сегодня самоценность семьи проявляется в межличностных отношениях, всё большую роль играет культура – и социальная, и психологическая, и сексуальная. По результатам опроса учащихся, одним из составляющих счастья они называют счастливую семейную жизнь. Именно поэтому в программу по психологии в ЦПМСС для учащихся 7–11-х классов включён блок для 10-х классов по психологии семьи. Целью программы являются создание представления о важной роли семьи в нашем обществе и создание условий учащимся для расстановки жизненных приоритетов, сохранения семейных традиций.
-
Игровой тренинг. Активизация познавательной деятельности младших школьников 2007
В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. Но если ребенок испытывает трудности в обучении, она скоро для него становится нудным неинтересным занятием. Необходимо создавать в окружающей ребенка интеллектуальной и социальной среде условия для развития его познавательных способностей. В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий для младших школьников. Предлагаемая форма занятия помогает заинтересовать ребенка в развитии своих способностей, превратить ребенка из объекта в субъект, который будет испытывать радость оттого, что у него получается. В ходе работы психолог отслеживает динамику продвижения каждого ребенка и дает обратную связь.
-
Программа поддержания, укрепления и восстановления психологического здоровья учащихся Ломоносовской школы-пансиона 2007
В данной статье представлена программа, разработанная на основе методических рекомендаций Всемирной организации здравоохранения Институтом психологии и педагогики с учетом специфики негосударственного образовательного учреждения. В ней рассмотрены основные цели, задачи и методы работы психолого-логопедической службы, необходимые для поддержания психологического здоровья учащихся.
-
Занятие из курса "Психология саморазвития" для учащихся 10-х классов на тему: "Самооценка. Роль самооценки в жизни человека" 2007
Урок дает учащимся представление о понятии самооценки личности, учит работать над формированием адекватной самооценки.
-
Деловая игра для молодых специалистов школ: "Самоидентификация и саморазвитие личности молодых специалистов в школе" 2007
Учитель своими действиями, взглядами открывает для учащихся существование значимых социальных знаний, вопросов духовной сферы – осознание жизненных целей, своих возможностей, отношений между людьми. При этом, взаимодействуя с учащимися, учитель проявляет себя как личность, отражая свою "Я-концепцию". В этих психологических образованиях происходит процесс самоосознания себя как учителя и как личности в целом. Данная деловая игра представляет собой некоторое погружение в себя, самопознание себя как учителя, узнавание своих сильных и слабых сторон. Главное – это возможность получения обратной связи и поддержки от людей, которые объединены общими проблемами и переживаниями.
-
Адаптация первоклассников 2007
Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей в общеобразовательном учреждении возможно только при условии знания педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, закономерностей их развития.
-
Методика проведения городского конкурса среди учащихся с ограниченными физическими возможностями, обучающихся по профилю "Машинопись и основы делопроизводства" 2007
Работая педагогом-психологом, автор преподавала курс "Основы машинописи и делопроизводства" (с элементами психологии развития, общения, скорочтения, клерного письма) для учащихся общеобразовательных школ. В данной статье автор делится опытом организации и проведения городского конкурса среди учащихся с ограниченными физическими возможностями. В приложениях к статье можно познакомиться с тестами диагностики учебных достижений по данному курсу, которые автор рекомендует применять при подведении итогов обучения и проведении конкурсов профессионального мастерства.
-
Семинар-практикум "Детская одаренность и проблема ее развития" 2007
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих лет. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Для решения данной проблемы нами был разработан семинар-практикум для педагогов по теме "Детская одарённость и проблема её развития". Он предусматривает последовательное рассмотрение ряда частных проблем: во-первых, что такое одарённость, или интеллектуально-творческий потенциал личности как психическое явление; во-вторых, каковы основные характеристики критериев сформированности специальных видов одарённости и методики их выявления; в-третьих, чтобы раскрыть дарование, взрослому нужно начать с себя, или осознание педагогами большой роли отношений и действий в развитии одарённого ребёнка. Основной целью семинара-практикума является повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах раскрытия и развития детской одарённости.
-
Развитие креативного мышления у детей младшего школьного возраста 2007
Развитие творческого подхода к школьному обучению – один из самых разработанных теоретически и самый не разработанный практически вопрос. В данной работе в качестве одной из возможных форм развития творческого подхода рассматривается работа с рисунком.
-
Возможности использования упражнений систем скорочтения в воспитании и коррекции осознанности чтения 2007
В данной работе рассматриваются проблемы чтения у детей и пути их решения.