Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.
Задачи программы:
- Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
- Формирование положительной Я – концепции;
- Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
- Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
- Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
- Развитие навыков рефлексивных действий.
Учебно-тематический план программы:
1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет”.
Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:
- Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
- Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
- Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.
№ п\п |
Цель воспитательной деятельности | Количество часов | Формы и виды работы |
1. | Создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах. | 2 часа | Классный час “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, просмотр учебного фильма “Как вести себя в школе”, этюд “Наш класс на перемене”; игра “Собери портфель”; собрание “Права и обязанности школьника”. |
2. | Стимулирование внутригруппового общения. | 2 часа | Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От улыбки солнечной одной”. |
3. | Развитие межличностного общения в группе. | 2 часа | Игры: “Конспиратор”, “Закончи предложение”, пальчиковый игротренинг “Ут-речко”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение: “Улыбка”, “Дружба”. |
4. | Развитие коммуникативных способностей. | 6 часов | Ролевая игра:
речевая игра:
сказкатерапия:
|
5. | Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом. | 2 часа | Классный час “Мы – дружные ребята”,
инсценировка “Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов: “Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”, игра “Маски”. |
6. | Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых). | 4часа | Упражнения:
|
7. | Снятие страха, агрессии, напряжения. | 2 часа | Арт – терапия: лепка “Пластилиновая живопись”, рисование; игры: “Шалтай-болтай”, “Клякса”, групповая игра “Смотри на руки”, “Театр вещей”. |
8. | Развитие положительной самооценки, самоорганизации. | 2 часа | Диагностика самооценки “10 моих “Я”и “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”, игра “Самый-самый”, “Это – Я”(составление автопортрета), этюд “Три характера”. |
9. | Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца. | 2 часа | Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет - не говори”; пальчиковые игры; классный час “Мои “хочу”и мои “надо”, рисование, групповое чтение К. Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”. |
10.
|
Обобщение и закрепление полученных
знаний и навыков. Ориентировочная минимальная диагностика. |
2 часа | Игры, упражнения по выбору “День добрых
сюрпризов”. Социометрия “Состав экипажа”, Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице. |
2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.
Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.
№ п\п | Содержание | Формы и виды работ |
1 | Ответственность и самостоятельность в
учебной деятельности. Умение организовывать свою работу на уроке. |
|
2 | Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями. |
|
3 | Активизация любознательности и инициативности детей на основе совместно-взаимодействующей формы организации деятельности. |
|
4 | Формирование волевой сферы ребёнка,
коррекция личностных нарушений (психолого–педагогическое сопровождение учащихся) |
Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”, психотехнические упражнения: “Королевство”, “Яма”, “Час откровения”; игра “Волшебный стул”; драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей” (умение говорить “нет”). |
5 | Развитие самоуправления в рамках
школьной программы “Содружество”. |
|
6 | Ориентировочная диагностика уровня воспитанности. | Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитанности черт характера в сводной таблице. |
3 модуль “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.
Задачи модуля:
Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;
Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.
По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.
Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.
Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.
Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют
19 – 20-ь занятий.
1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”.
№ | Когнитивно-поведенческий компонент | Кол-во часов |
Формы и виды работ |
1. | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. | 5 часов | Классный час с приглашением родителей “Мы тоже были школьниками”, родительский лекторий “Роль семьи в развитии эмоционально-положительного отношения к школе”, методика “Лесная школа”. |
2. | Взаимодействие со сверстниками. | 5 часов | Классные часы, коллективные творческие дела, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты. |
3. | Навыки самоконтроля. | 5 часов | Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай как я”. |
4. | Навыки поведения в трудных ситуациях. | 4 часа | Тренинг поведенческих навыков. |
2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”.
№ п\п | Мотивационно-личностный компонент | Кол – во часов |
Формы и виды работы. |
1. | Высокая самооценка, удовлетворённость
собой. Критичное отношение к себе. |
3 часа 3 часа |
Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение “Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия “Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение “Какой я”. |
2. | Учебная мотивация. | 5 часов | Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт отличников, конференции. |
3. | Саморегуляция. | 3 часа | Игры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”, “Замри”, “Волшебное слово” |
4. | Соблюдение социальных норм и правил. | 2 часа | Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”. |
5. | Ценностное отношение к другой личности. | 3 часа | Упражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ художественных произведений “Сказка о Жабе и Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А. Крылов, “Лягушка – путешественница”В. Гаршин. |
Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.
При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.
Собранный диагностический материал используется во время работы педагогического консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной работы с классом.