Программа по социализации младших школьников "Я и Мы"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: Создать педагогические и социально- психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляции социального поведения ребёнка.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
  2. Формирование положительной Я – концепции;
  3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
  4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
  5. Воспитание духовно–нравственных качеств личности;
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

Учебно-тематический план программы:

1 модуль “Становление социальной позиции ребёнка 6-7 лет”.

Основная цель данного модуля конкретизируется в следующих задачах:

  • Диагностика сформированности социально–психологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
  • Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
  • Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

п\п

Цель воспитательной деятельности Количество часов Формы и виды работы
1. Создание условий для более близкого знакомства детей. Формирование представлений о школьных правилах. 2 часа Классный час “Я – ученик”, “Давайте познакомимся”, просмотр учебного фильма “Как вести себя в школе”, этюд “Наш класс на перемене”; игра “Собери портфель”; собрание “Права и обязанности школьника”.
2. Стимулирование внутригруппового общения. 2 часа Тренинг общения “Я и Мы”, пальчиковый игротренинг “Лесенка”, социоигры “Разведчики”, “Найди пару”; игра “От улыбки солнечной одной”.
3. Развитие межличностного общения в группе. 2 часа Игры: “Конспиратор”, “Закончи предложение”, пальчиковый игротренинг “Ут-речко”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение: “Улыбка”, “Дружба”.
4. Развитие коммуникативных способностей. 6 часов Ролевая игра:
  • “Знакомство”,
  • “Приветствие”,
  • “Разговор по телефону”;

речевая игра:

  • “Учимся благодарить”,
  • “Поздравление”; упражнения: “Мостик дружбы”, “Подари камешек”;

сказкатерапия:

  • “Петушок и бобовоё зёрнышко”,
  • “Винни- Пух и все-все-все”А. Милн;
  • игра “В одной связке”.
5. Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом. 2 часа Классный час “Мы – дружные ребята”, инсценировка

“Друзья”, коллективный просмотр мультфильмов:

“Приключения кота Леопольда”, “Зима в Простоквашино”, игра “Маски”.

6. Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых). 4часа Упражнения:
  • “Рисуем картинки в уме”,
  • “Догадайся о выборе”;
  • разбор жизненных ситуаций “Я на улице”,
  • “Общественный транспорт”; этюд
  • “Встреча с другом”; сказкатерапия
  • “Сова и Орёл”; прослушивание пьесы П. И. Чайковского “Мама”; групповое чтение
  • “Злая мать и добрая тётя”В. Осеева; просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”.
7. Снятие страха, агрессии, напряжения. 2 часа Арт – терапия: лепка “Пластилиновая живопись”, рисование; игры: “Шалтай-болтай”, “Клякса”, групповая игра “Смотри на руки”, “Театр вещей”.
8. Развитие положительной самооценки, самоорганизации. 2 часа Диагностика самооценки “10 моих “Я”и “Самореклама”; подвижная игра “Тропинка”, игра “Самый-самый”, “Это – Я”(составление автопортрета), этюд “Три характера”.
9. Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца. 2 часа Игровая деятельность: “Черепаха”, “Да и нет - не говори”; пальчиковые игры; классный час “Мои “хочу”и мои “надо”, рисование, групповое чтение К. Ушинский “Кончил дело – гуляй смело”.
10.

 

 

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Ориентировочная минимальная диагностика.

2 часа Игры, упражнения по выбору “День добрых сюрпризов”. Социометрия

“Состав экипажа”, Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице.

2 модуль “Волевая регуляция поведения и деятельности”.

Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.

№ п\п Содержание Формы и виды работ
1 Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности.

Умение организовывать свою работу на уроке.

  • В учебной деятельности: уроки технологии, - классный час “Я сам!”,
  • беседа “Смелость это…”,
  • игра “Не подведи свой ряд”,
  • коллективное чтение: М. Зощенко
  • “Глупая история”, Ю. И. Ермолаев “Соседка по парте”.
  • социоигры “Детские стихи по ролям”, “Так не так”.
2 Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями.
  • Родительские лектории “Что делать, если ребёнок говорит “Не хочу!”, “Роль отца в формировании волевых качеств личности ребёнка”;
  • конкурс рисунков, поделок, выполненных руками детей и их родителей;
  • игровые тренинги для учащихся и родителей;
  • родительский ринг: “Несколько “надо”и “нельзя”для родителей”;
  • групповое чтение: В. Осеева “Берёза”, Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”, И. Дик “Железная воля”, И. Тургенев “Капля жизни”, М. Зощенко “Глупая история”, Е. Пермяков “Надёжный товарищ”;
  • родительское собрание “Как воспитать чувство ответственности”.
3 Активизация любознательности и инициативности детей на основе совместно-взаимодействующей формы организации деятельности.
  • Создание проектов учащихся;
  • конкурсы газет, сочинений,
  • олимпиады.
  • социоигра “Умеешь сам, научи другого”;
  • коллективная исследовательская практика младших школьников “Книга рекордов нашего класса”, “Автомобиль будущего”, - коллективные экспресс-исследования: “Как ложится снег”, “Какие птицы живут в окрестностях школы”, “Какие растут деревья около школы”;
  • коллективная игра “Моделирование карты мира”;
  • теоретическое экспресс-исследование “Искусство портрета”;
  • игра “Сложные задачи”.
4 Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений

(психолого–педагогическое сопровождение учащихся)

Игровые тренинги “Тёмные мысли – чистые мысли”, психотехнические упражнения: “Королевство”, “Яма”, “Час откровения”; игра “Волшебный стул”; драматизация “Три медведя”(умение отстаивать свою точку зрения), “Садко”, “Стрекоза и Муравей” (умение говорить “нет”).
5 Развитие самоуправления в рамках школьной программы

“Содружество”.

  • Организация самоуправления в классе;
  • классное собрание “Традиции нашего класса”;
  • классный час “Как мы выполняем свои поручения”;
  • участие в акциях “Твори добро”, “Книжкина больница”; “Чистая планета”, “Бюро добрых услуг”.
6 Ориентировочная диагностика уровня воспитанности. Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитанности черт характера в сводной таблице.

3 модуль “Психолого – педагогический статус ученика начальной школы”.

Задачи модуля:

Выделить психологические составляющие социальной активности учащихся, выявить её внутриличностные детерминанты и особенности развития у младших школьников;

Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.

По анализу данных предыдущих диагностик создаются две группы для дальнейшей работы.

Первая группа работает над развитием когнитивно – поведенческих компонентов: отношение к значимой деятельности, взаимодействие со сверстниками, навыки самоконтроля, навыки поведения в трудных ситуациях.

Вторая группа работает над развитием мотивационно – личностного компонента: самооценки, учебной мотивации, саморегуляции.

Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют

19 – 20-ь занятий.

1 группа “Развитие когнитивно – поведенческого компонента”.

Когнитивно-поведенческий компонент Кол-во

часов

Формы и виды

работ

1. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. 5 часов Классный час с приглашением родителей “Мы тоже были школьниками”, родительский лекторий “Роль семьи в развитии эмоционально-положительного отношения к школе”, методика “Лесная школа”.
2. Взаимодействие со сверстниками. 5 часов Классные часы, коллективные творческие дела, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты.
3. Навыки самоконтроля. 5 часов Игры “Запретный номер”, “Слушай команду”, “Делай как я”.
4. Навыки поведения в трудных ситуациях. 4 часа Тренинг поведенческих навыков.

2 группа “Развитие мотивационно – личностного компонента”.

№ п\п Мотивационно-личностный компонент Кол – во

часов

Формы и виды работы.
1. Высокая самооценка, удовлетворённость собой.

Критичное отношение к себе.

3 часа

3 часа

Психотехника “Я люблю себя за…”, упражнение “Ладошка”, “Я никогда не…”, групповая дискуссия “Факты о нас”, “Алмазы – бриллианты”, сочинение “Какой я”.
2. Учебная мотивация. 5 часов Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт отличников, конференции.
3. Саморегуляция. 3 часа Игры: “Запретный номер”, “Запрещённое движение”, “Замри”, “Волшебное слово”
4. Соблюдение социальных норм и правил. 2 часа Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала “Ералаш”.
5. Ценностное отношение к другой личности. 3 часа Упражнение “Ты мне нравишься, потому что…”, анализ художественных произведений “Сказка о Жабе и Розе”Г. Х. Андерсен, “Стрекоза и муравей”И. А. Крылов, “Лягушка – путешественница”В. Гаршин.

Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.

При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Собранный диагностический материал используется во время работы педагогического консилиума по преемственности начального и среднего звена и при планировании воспитательной работы с классом.