Развитие творческих способностей младших подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Развитие творческих способностей младших подростков.

Актуальность затронутой, на мой взгляд, проблемы очевидна. По данному вопросу на сегодняшний день имеется много литературы, но в то же время остаётся широкое поле для исследований в данной области познания. Разработанная мной программа развития творческих способностей предназначена для младших подростков, вместе с тем, при её уплощении работать по ней возможно и с младшими школьниками, а также и со старшими подростками, если усложнять предложенные упражнения.

Задача нашего исследования состояла в разработке программы развития креативности для младших подростков (с использованием элементов методики Гатанова Ю.Б. с соавторами) с учетом возраста и пола. Также учитывались психосоматические особенности подростков, обнаруженные в ходе исследования.

Основная цель программы - развитие креативности, что предполагает осознание её в себе и развитие.

В ходе тренинга, с первых минут работы, создаётся и удерживается среда со следующими параметрами:

  • Проблемность;
  • Неопределённость;
  • Принятие;
  • Безоценочность.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы её проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов. Тренинг рассчитан на 14 занятий, продолжительность которых 60 минут, регулярность проведения 2 раза в неделю, причём частоту проведения можно варьировать. Структура занятий состоит из трёх частей: разминка, основная часть, заключительная часть, рефлексия.

Этапы, стадии и фазы творческого процесса по-разному рассматривались многочисленными исследователями. Основное, что объединяет известные нам описания творческого процесса – это присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причём запуск процесса происходит в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

Г.Уэллэс (1926) предложил выделять такие стадии творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение и проверка. На стадии подготовки осуществляется сознательное исследование проблемы; на стадии инкубации наступает перерыв в сознательной работе над проблемой и используется энергия подсознательного. Решение возникает совсем внезапно после периода инкубации и проверяется на последнем этапе.

Kneller (1965) добавил в этот процесс пятую стадию, которую назвал “Первый инсайт”. Она предшествует стадии подготовки, и именно здесь впервые возникает ещё сырая, но всё-таки оригинальная идея.

Ещё один шаг в развитии представлений о креативном процессе был сделан Boles (1990), который ввёл понятие “Точка креативной фрустрации”. Он считает, что именно в этот момент индивид принимает сознательное решение, которое непосредственно оказывает влияние на конечный результат.

Sapp D. (1992), поддерживая идею Kneller о наличии первого инсайта в креативном процессе, вносит два уточнения. Во-первых, он обращает внимание на то, что уже в этот момент индивид переживает, пусть не столь сильное, но вдохновение, сходное с тем, которое возникает во время инсайта, находящегося в середине креативного процесса. Во-вторых, Sapp D. Утверждает, что первый инсайт – это скорее точка, момент, стадия. Она занимает существенно меньше времени по сравнению со стадиями подготовки и проверки.

Важным качеством, которое определяет возможность “вхождения” в креативный процесс, по мнению К.Роджерса (1961), является открытость опыту. На наш взгляд, это очень важно для глубинного понимания того, что происходит с человеком на разных стадиях креативного процесса. И как это сказывается на конечных результатах, является следующая идея, высказанная Sapp D. (1992). Он утверждает, что на этапе подготовки фомируется мотивация, приверженность первоначальной идее, и от степени этой приверженности зависит характер реакций, возникающих в точке креативной фрустрации. Этот момент является, возможно, самым важным, поскольку именно здесь происходит выбор, влияющий на исход дела. Sapp D. (1992) считает, что в ответ на фрустрацию возникает одна из следующих четырёх реакций:

Отрицание (отказ): в этом случае индивид бросает работу и отрицает то, что направление размышлений и пройденный путь были ценными, стоящими;

Рационализация: в этом случае человек избегает фрустрации. Он ошибочно оценивает результат, считая его действительно ценным и творческим.

Принятие стагнации: индивид смиряется даже без попыток отрицания или оправдания проделанной до сих пор работы. Уровень мотивации настолько низок, что размышления над проблемой остаются незавершёнными. Индивид не способен противостоять фрустрации и двигаться дальше. Эта реакция является самой деструктивной, она связана с состоянием скуки или апатии у индивида.

Новый рост: это наиболее желательный ответ на фрустрацию. Он осуществляется совсем просто – продолжением работы. Индивид начинает искать новые варианты, актуализирует свои ресурсы, осознанно отказывается от привычных, хорошо знакомых, поэтому безопасных, способов решения проблемы. В этом случае индивид принимает решение двигаться дальше. С большей готовностью на это идут те, в чьём опыте есть переживание инсайта за точкой креативности.

В программе предлагаются следующие этапы креативного процесса:

1. Подготовка.

Этот этап характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует задачу, проблему, как в целом, так и отдельные её элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В случае если проблема действительно относится к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения. Возможно, поэтому наиболее креативные люди обнаруживают тенденцию к постоянному поиску новых фактов, идей, опыта, что проявляется в их стремлении к взаимодействию с самыми разными людьми, постоянному поглощению информации, которая не всегда непосредственно касается актуальных проблем.

2. Фрустрация.

Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид всё-таки не находит ответа. Традиционные подходы к описанию креативного процесса пренебрегают этим эффектом, более того, рассматривают его как нечто, не имеющее отношения к творческому мышлению, а скорее как оппозиционный феномен. Возникающее при этом чувство “тупика” воспринимается не как закономерный этап, сигнализирующий о том, что исчерпаны возможности решения задачи на основе познанной реальности, а как барьер, преграду для проявления креативности. Подобное мнение, как правило противоречиво, так как в скрытом виде включает в себя идею границы, предела познания и развития.

Негативное отношение к фрустрации, стремление избежать её, “закрыть глаза” на её существование во многом объясняется крайне дискомфортным характером её переживания. Индивид испытывает напряжение, раздражение, обескураженность, скуку, усталость. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъекта стереотипами, установками, ставшими жёсткими идентификациями.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствует проявлению креативности, в рамках какого стереотипа мы находимся, в какой области нам недостаточно информации и где её можно получить. И в этом случае происходит “новый рост” (Sapp D. 1992).

3. Инкубация.

Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описывается с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют “по очереди”: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

Распределение функций между полушариями активно исследуется и в настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанными между собой причинно-следственными связями. Правое – за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема “передаётся” в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа над проблемой на подсознательном уровне начинается, конечно, раньше, по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.

В случае сохранения мотивации, направленной на разрешение проблемы, из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Ошибки и недочёты, совершённые на этом этапе, могут заблокировать появление необходимой идеи даже при условии присутствия “ключевой” информации в правополушарной модели.

4. Инсайт.

Инсайт – это кратковременный, но очень отчётливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идей. Инсайт как прямое усмотрение ответа в первые секунды далеко не всегда осознаётся автором и не вербализуется. Он переживается как реальный шанс приобрести недостающее, которое как выяснилось, находится совсем рядом. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного завершения креативного процесса.

5. Разработка.

Разработка или верификация является завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами. Этап может быть представлен двумя подэтапами:

  • Собственно проверка истинности инсайта (верификация)

Субъект креативного процесса ищет ответы на вопросы: “Будет ли это работать?”, “Соответствует ли это исходным условиям?”, “Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?”. Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект возвращается на этап инкубации или фрустрации, после чего снова может начать подготовку.

  • Осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд до десятков лет. Последние сроки характерны для воплощения идей в больших системах, так как там идея входит в соприкосновение с десятками тысяч переменных. Последствия таких соприкосновений затрагивают привычные, установления, коммуникации, отношения людей.

Качество прохождения каждого этапа оказывает существенное влияние на конечный продукт. Участники занятий обнаруживают это в ходе работы, и эти открытия закрепляются в их опыте в виде переживаний и навыков создания оптимальных условий для протекания творческого процесса в целом.

В конце каждого занятия проводилась рефлексия, которая давала возможность тренеру скорректировать своё поведение на последующих занятиях, а участников заставляет анализировать и делать выводы о собственных достижениях.

Для оценки находимых решений или вариантов поведения участников тренинга могут быть предложены критерии оценки продуктов деятельности предложенные Т. Эмбайл (1983). По её мнению, продукты некоторой деятельности могут быть оценены как креативные, если они являются одновременно новыми и адекватными по отношению к ситуации, а ситуация или задача не могут быть решены по какому-либо ранее известному алгоритму.

Программа занятий (Приложение)