Человек не весь в человеке, мы идем к себе издалека,
и пока идем, многое может с нами случиться.
Человек есть усилие быть человеком. Если нет этого усилия -
неизбежна деградация. (М. Мамардашвили)
В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Наркотики стали настолько доступными для детей, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому я считаю, не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят значительно времени.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной сфере, активные профилактические мероприятия должны опираться, прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию, и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
Основными формами реализации профилактики приема ПАВ в моей работе является:
- психолого-педагогическая диагностика.
- индивидуальные консультации для учащихся и их родителей;
- психолого-педагогический контроль;
- организация информационных занятий с элементами психологического тренинга
О последней форме работы мне бы хотелось рассказать подробнее.
На основании Методических разработок социально-психологического практикума для классных руководителей, Прутченкова А. мною были разработаны ряд профилактических занятий.
Одним из таких является “Занятие по формированию ответственности у подростка за свои действия”
Целью занятия является формирование ответственности за себя, свои действия.
Задачи занятия:
- формирование навыков принятия решения, умения сказать “нет”;
- формирование умений противостоять давлению группы.
Занятие рассчитано на учащихся 8-9-х классов, и может проводится в качестве классного часа школьным психологом или классным руководителем.
Оборудование: классная комната, стулья расставленные по кругу по количеству учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Участники располагаются на стульях, образующих замкнутый круг. Занятие начинается со вступительного слова ведущего: “Самостоятельно принимать решение - значит, принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия. Люди, живущие в ситуации манипулирования, становятся совершенно не способными к принятию самостоятельных решений и не могут справится с ситуацией выбора. Человек теряет свою индивидуальность.”
Упражнение №1.
“Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы цените в себе) на первую букву имени, по кругу”.
После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе?
Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество , поэтому ведущему важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Нужно заострить внимание учащихся, что у каждого человека есть положительные качества и это является ресурсом личности подростка.
Упражнение № 2 “Слепой и поводырь”
Это упражнение позволяет учащемуся почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя.
“Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен вести “слепого” по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов. После выполнения упражнения учащиеся меняются местами.”
После упражнения происходит обсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:
- Как ты чувствовал себя, когда был “слепым”?
- Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
- Знал ли ты все время, где ты?
- Как ты себя ощущал в роли поводыря?
-Что ты сделал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
- Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?”
2. Работа по теме
“Нам всем в жизни приходится кому-то говорить “нет”. Но если Вам предлагают попробовать наркотик лучше сразу ответить твердым отказом. Для того, чтобы к вам по реже обращались с неприятными просьбами и предложениями, следует научиться сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как “я подумаю”, “может попробую разочек”. Эти обороты очень похожи на обещания. Но даже если мы научились твердо, четко, ясно и спокойно объяснять свою позицию, этого бывает не достаточно. Иногда приходится прибегать к специальным техникам отказа. Сегодня мы познакомимся с двумя из них.
Первая называется “наступление”. На любую просьбу, которая противоречит Вашим интересам или здравому смыслу, Вы отвечаете отказом, потому что на подобные действия имеется запрет. Это запрещают родители, закон, правила и т.д.
Вторая техника называется “Да, но”. Вы соглашаетесь с тем, что то, что Вам предлагают реально, но… (но у вас есть объективные причины этого не делать).
Сейчас я предлагаю Вам упражнение, в котором Вы должны продумать несколько вариантов отказа от принятия наркотика и предложения его попробовать.”
Упражнение № 3 “Умей сказать “Нет”!
Работа идет в парах. Один из учащихся предлагает попробовать наркотик, другой отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. Затем учащиеся в паре меняются ролями. Время отведенное на работу в паре 5 минут.
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Легко ли подбирать достойные отказы?
- Как чувствовали себя участники в ролях уговаривающего и отказывающего?
Варианты отказа от ПАВ:
“Спасибо, нет. Я знаю, что это опасно для меня”
“Спасибо, нет. Я уже пробовал, и это мне не понравилось”.
“Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями, учителями”
“Спасибо, нет. Это не в моем стиле”
“Спасибо, нет. Мне надо на тренировку”
“Спасибо, нет. Если я это сделаю, потеряю власть над собой”.
Умей сказать “Нет”!
Упражнение № 4 “Марионетка”
“А сейчас я Вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие”
Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте “Куклы” побывал каждый участник.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?
- Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?
- Хотелось ли что-то сделать самому?
Ведущий рассказывает притчу.
Притча о бабочке
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Ведущий спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит учащихся к мысли, что каждый в жизни делает для себя выбор, причем постоянно и в любой ситуации.
3. Обобщение полученных знаний.
Ведущий задает вопросы:
- Каким образом можно противостоять негативному давлению со стороны окружающих?
- Как сказать “нет”, если предлагают наркотик?
Домашнее задание
Ведущий просит участников придумать вариант плаката, пропагандирующего здоровый образ жизни.