Методическая разработка урока по теме: "Вербальное и невербальное общение"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества учащихся в процессе межличностного общения.

Задачи:

  1. Усвоение школьниками новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Воспитание у детей доброжелательности, искренности в общении с окружающими.
  3. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.

Дидактические материалы:

  • рисунки “Барометр настроения”;
  • рисунки жестов человека;
  • схемы-рисунки многообразия видов общения;
  • карточка с текстом задания на развитие внимания и памяти (психологическая игра “Австралийские аборигены”);
  • карточки с заданиями для игры “Пантомима”.

Оборудование:

  • карточки с именами учащихся (либо бейджики);
  • бумага;
  • ручки;
  • иголочки (для крепления карточек);
  • скотч;
  • магнитная доска, магниты.

Ход занятия

№ п/п Этапы занятия время Используемые методы и приемы Оборудование и наглядные пособия
1 Организационный момент. “Барометр настроения” 5 мин. Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на начало занятия на карточке с использованием символов. Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”
2 Работа над изучением новой темы:

- Мир общения. Виды общения. Функции, стратегии, тактики вербального общения.

- Зоны общения. Потеря информации при общении.

- Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды.

- Обобщение и закрепление материала.

35 мин. Словесный – рассказ педагога. Наглядный – демонстрация схем.

Практический – театрализованные сценки видов общения.

Практический – игра “Австралийские аборигены”.

Словесный – рассказ.

Словесный – рассказ.

Наглядный – демонстрация схем. Практический – игра “Пантомима”.

Словесный – обобщающая беседа.

Схемы видов общения, иголочки.

Карточка с текстом для игры “Австралийские аборигены”.

Рисунки жестов человека, карточки с заданиями для игры “Пантомима”.

3 Итог занятия. “Барометр настроения” 5 мин. Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на конец занятия на карточке с использованием символов. Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы увидите 6 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и нарисовать тот символ, который соответствует вашему настроению.

Ответы детей.

Педагог: А теперь вернемся к уроку. Для того чтобы наш урок прошел интересно, мне понадобятся 2 помощника. Кто мне поможет?

Ответы детей.

Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия - вербальное и невербальное общение. Что такое общение? Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым (см. Приложение 1). Пусть один из помощников будет представлять вербальное общение, а другой - невербальное.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.
  2. Организация взаимодействия между людьми.
  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Но, ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?

Ответы детей.

Педагог: Здесь уместно поговорить о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют (см. Приложение 1):

  1. Открытое - закрытое
  2. Монологическое - диалогическое
  3. Ролевое – личностное

Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.

Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)?

Ответы детей.

Педагог: Теперь целесообразно поговорить о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения:

  1. доброжелательная позиция принятия собеседника
  2. нейтральная
  3. враждебная
  4. доминирование (общение “сверху”)
  5. общение на равных
  6. подчинение (общение “снизу”).

Педагог: Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения. Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется “Австралийские аборигены” (см. Приложение 2).

Игра “Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят).

Педагог: Вы молодцы! Но теперь давайте поговорим об общении невербальном. Невербальные средства общения:

  1. мимика - движение мышц лица;
  2. жестикуляция - жесты человека;
  3. пантомимика - изучает движения всего тела;
  4. таксика - прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.

Мимика человека - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза - основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: Давайте сыграем в игру “Пантомима” (см. Приложение 2). Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.

Ответы детей.

Педагог: Замечательно! Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела - определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший “алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:

жесты - иллюстраторы - жесты - сообщения, “вот такого размера”, “указывающий перст”, жесты - биты (“отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы;

  1. жесты - регуляторы - жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);
  2. жесты - эмблемы - заменители слов или фраз в общении, например, “привет”, “пока”;
  3. жесты - адапторы - привычки человека, связанные с движением рук;
  4. жесты - эффекторы - выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.

Люди, когда хотят показать свои чувства, часто обращаются к жестикуляции. Поэтому самая большая группа жестов - шестая. Виды жестов (см. Приложение 3):

  1. Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.
  2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.
  3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
  4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.
  5. Жесты ожидания - потирание ладоней.
  6. Жесты отрицания - сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.
  7. Жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.
  8. Жесты доминирования - резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.
  9. Жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

Педагог: Дорогие ребята! Наш с вами урок подходит к завершению. Давайте обобщим и закрепим тот материал, который вы сегодня изучили.

Повторение и закрепление материала.

Педагог: А теперь я попрошу вас на карточке с вашим именем нарисовать тот символ, который соответствует тому настроению, с каким вы уйдете. Давайте сравним, у кого настроение изменилось в лучшую сторону, у кого осталось прежним, у кого стало хуже.

Ответы детей.

Педагог: Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения.

Приложение 3