Особенности подхода к детям в учебной
деятельности с различными зрительными
заболеваниями.
Зрительное заболевание |
Испытывают трудности |
Ограничения |
Необходимо |
Близорукость (миопия М)
ребёнок хорошо видит близко расположенные
предметы и плохо удалённые |
- в восприятии написанного на доске
- утомляются при плохом освещении (менее 500лк)
- видят предметы диффузно (расплывчато)
- читают и пишут, низко склоняя голову
- не могут переводить взор вдаль, вблизь
- нарушается сумеречное зрение
|
- прыжки
- резкое сотрясение тела
- длительные наклоны вниз
- зрительная нагрузка – min
- мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер) -
исключить
|
- индивидуальная работа
- чередовать работу с отдыхом
- выполнять специальные упражнения для
тренировки мышц глаз
- оптимальное освещение рабочего места, ближе к
источнику света – окну
- контроль осанки обучающегося
- пособия на контрастном фоне (оранжево-жёлтых,
зелёных тонов)
- зрительная нагрузка – 10 мин, отдых (работа на
слух) 10мин.
|
Дальнозоркость (гиперметропия
Н) – нарушается зрение как вдаль, так и на близком
расстоянии, однако последнее гораздо заметнее |
- cужено поле обзора
- при чтении
- пишут узкие буквы
- быстро утомляются
- возникают головные боли
- неприятные ощущения в глазах
|
|
- работать у доски
- мелкие предметы
- иллюстрации для рассматривания давать по
частям
- большее количество времени для формирования
целостного образа объекта
- зрительная нагрузка max.
|
Колобома радужки-частичный
дефект зрачка. При врождённых формах поражается
1/6 часть радужки |
|
- следует избегать резкого перепада t0 ,
ветра
|
- систематическое лечение
- наглядный материал
- индивидуальные пособия
- разрешать подходить к доске во время урока
|
Астигматизм (ast) – обучающийся
видит предметы нерезкими или искажёнными, вне
зависимости от того, где они расположены. Причина
возникновения ast-неравномерное напряжение
окологлазных мышц |
- при чтении
- при соединении элементов букв, линий в чертежах
и рисунках
- роняют школьные принадлежности, т.к. не видят
чёткой границы парты и других плоскостей
- частые головные боли
|
|
- зрительная нагрузка max.
- прямое письмо менее утомительно
- на парту приклеить полоску для положения
тетради
- при гиперметропическом ast:
- мелкие предметы, мелкие рисунки
- при миопическом ast: показания, что и при миопии
|
Колобома зрительного нерва-на
месте диска зрительного нерва имеется
углубление овальной формы, с ровными краями |
- нарушения цветоощущения на красный и зелёный
|
|
- учитывать данные состояния основных зрительных
функций:
- Центральное зрение
- Цветовое зрение
- Периферическое зрение
- Светоощущение
- Характер зрения
|
Врождённая атрофия зрительного
нерва-следствие внутриутробных заболеваний
ЦНС. Вследствие этого снижается острота и
сужается поле зрения, вплоть до слепоты. |
- во всех видах деятельности, связанных с
передвижением (не видят движущихся предметов)
- низкая работоспособность
- в различении светлых изображений на тёмном фоне
- присутствуют аномалии цветоразличения
- эти обучающиеся фотофобы (испытывают
дискомфорт при прямом попадании солнечного или
электрического света на поверхность рабочего
стола)
|
|
- индивидуальный подход
- сажать ближе к доске, по центру
- подставка для книг
- чёткая разлиновка тетради
- парта в дали от окна
- лучше видят тёмные фигуры на светлом
- проверитьцветовосприятие
- снижать информационную нагрузку перцептивного
поля на 40% в сравнении с нормой
- 100% насыщенность цветов
- высокий контраст изображений
- темп работы медленный
- контроль над утомлением
- не менее 2-х зрительных гимнастик за урок
|
Микрофтальм (признак слепоты и
слабовидения) – врождённое уменьшение глазного
яблока, сочетается с колобомой радужки,
катарактой |
|
|
- ограничение физической нагрузки есть
предрасположенность к внутриглазному давлению
- дифференцированный подход от выраженности
дефекта
|
Амблиопия - формы понижения
остроты зрения. Если амблиопия нарушение
врождённое, обучающийся не знает, что можно
видеть как-то по-другому. Поэтому воспринимают
всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на
зрение не будет. |
- снижаются функции зрения, зрительное
восприятие
- в пространственном расположении предметов
- снижается скорость, точность,
дифференцированность зрительного восприятия
- фрагментарность, искажённость зрительного
восприятия
- в восприятии логически связанных сюжетов
- в выполнении практических действий
- в ориентировке в пространстве
- отстаёт от нормы в формировании познавательных
интересов
- в овладении сенсорными эталонами
|
|
- пользоваться методикой зрительных нагрузок
Л.Григорян при подборе дидактического материала
- д/м лаконичен, понятен
- посадка: взор на доску, картину со стороны лучше
видящего глаза
- крупные предметы, графические образцы
|
Нистагм (своеобразная
судорога глаз)-глаза бегают вертикально и
горизонтально |
- затруднена фиксация взора на предмете
- пишут дрожащую линию
- с трудом удерживают строку
|
- нистагм усиливается при возбуждённом состоянии
ребёнка
- обучающийся не должен
- списывать с доски
|
- индивидуальные карты
- при чтении использовать коррекционную следящую
линейку
- удобный режим ребёнку
|
Косоглазие-нарушение
глазодвигательных функций. Этот недостаток
выражается в снижении остроты зрения косящего
глаза и нарушении бинокулярного зрения. На
косящем глазу всегда наступает амблиопия |
- затруднено динамическое восприятие
- зрительно-пространственный синтез
- косоглазие осложняет направлять взгляд на
объект
- нет чёткого видения предметов
|
|
- при dev (отклонении) 15°-20°-требовать ношение очков
- при расходящемся косоглазии подставка для книг
не нужна
- при сходящемся - подставка для книг необходима
- необходимо обеспечить удобный режим работы
|
Заболевание век: Блефарит-
поражение края век, нарушение функции сальных
желез. Выделяется большое количество секрета, на
которые оседает пыль. Веки краснеют, утолщаются,
появляются белые чешуйки.
Причины: аномалии рефракции.
Ячмень – воспаление волосяного
мешочка.
Причины: появляется при ослаблении организма
ребёнка, чрезмерном охлаждении, некоррегируемой
Н и ast |