Особенности подхода к детям в учебной деятельности с различными зрительными заболеваниями

Разделы: Школьная психологическая служба


Особенности подхода к детям в учебной деятельности с различными зрительными заболеваниями.

Зрительное заболевание Испытывают трудности Ограничения Необходимо
Близорукость (миопия М) ребёнок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо удалённые
  • в восприятии написанного на доске
  • утомляются при плохом освещении (менее 500лк)
  • видят предметы диффузно (расплывчато)
  • читают и пишут, низко склоняя голову
  • не могут переводить взор вдаль, вблизь
  • нарушается сумеречное зрение
  • прыжки
  • резкое сотрясение тела
  • длительные наклоны вниз
  • зрительная нагрузка – min
  • мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер) - исключить
  • индивидуальная работа
  • чередовать работу с отдыхом
  • выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз
  • оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну
  • контроль осанки обучающегося
  • пособия на контрастном фоне (оранжево-жёлтых, зелёных тонов)
  • зрительная нагрузка – 10 мин, отдых (работа на слух) 10мин.
Дальнозоркость (гиперметропия Н) – нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии, однако последнее гораздо заметнее
  • cужено поле обзора
  • при чтении
  • пишут узкие буквы
  • быстро утомляются
  • возникают головные боли
  • неприятные ощущения в глазах
  • работа в близи
  • работать у доски
  • мелкие предметы
  • иллюстрации для рассматривания давать по частям
  • большее количество времени для формирования целостного образа объекта
  • зрительная нагрузка max.
Колобома радужки-частичный дефект зрачка. При врождённых формах поражается 1/6 часть радужки
  • при работе фронтально
  • следует избегать резкого перепада t0 , ветра
  • систематическое лечение
  • наглядный материал
  • индивидуальные пособия
  • разрешать подходить к доске во время урока
Астигматизм (ast) – обучающийся видит предметы нерезкими или искажёнными, вне зависимости от того, где они расположены. Причина возникновения ast-неравномерное напряжение окологлазных мышц
  • при чтении
  • при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках
  • роняют школьные принадлежности, т.к. не видят чёткой границы парты и других плоскостей
  • частые головные боли
 
  • зрительная нагрузка max.
  • прямое письмо менее утомительно
  • на парту приклеить полоску для положения тетради
  • при гиперметропическом ast:
  • мелкие предметы, мелкие рисунки
  • при миопическом ast: показания, что и при миопии
Колобома зрительного нерва-на месте диска зрительного нерва имеется углубление овальной формы, с ровными краями
  • нарушения цветоощущения на красный и зелёный
 
  • учитывать данные состояния основных зрительных функций:
  • Центральное зрение
  • Цветовое зрение
  • Периферическое зрение
  • Светоощущение
  • Характер зрения
Врождённая атрофия зрительного нерва-следствие внутриутробных заболеваний ЦНС. Вследствие этого снижается острота и сужается поле зрения, вплоть до слепоты.
  • во всех видах деятельности, связанных с передвижением (не видят движущихся предметов)
  • низкая работоспособность
  • в различении светлых изображений на тёмном фоне
  • присутствуют аномалии цветоразличения
  • эти обучающиеся фотофобы (испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного или электрического света на поверхность рабочего стола)
 
  • индивидуальный подход
  • сажать ближе к доске, по центру
  • подставка для книг
  • чёткая разлиновка тетради
  • парта в дали от окна
  • лучше видят тёмные фигуры на светлом
  • проверитьцветовосприятие
  • снижать информационную нагрузку перцептивного поля на 40% в сравнении с нормой
  • 100% насыщенность цветов
  • высокий контраст изображений
  • темп работы медленный
  • контроль над утомлением
  • не менее 2-х зрительных гимнастик за урок
Микрофтальм (признак слепоты и слабовидения) – врождённое уменьшение глазного яблока, сочетается с колобомой радужки, катарактой    
  • ограничение физической нагрузки есть предрасположенность к внутриглазному давлению
  • дифференцированный подход от выраженности дефекта
Амблиопия - формы понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врождённое, обучающийся не знает, что можно видеть как-то по-другому. Поэтому воспринимают всё как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет.
  • снижаются функции зрения, зрительное восприятие
  • в пространственном расположении предметов
  • снижается скорость, точность, дифференцированность зрительного восприятия
  • фрагментарность, искажённость зрительного восприятия
  • в восприятии логически связанных сюжетов
  • в выполнении практических действий
  • в ориентировке в пространстве
  • отстаёт от нормы в формировании познавательных интересов
  • в овладении сенсорными эталонами
 
  • пользоваться методикой зрительных нагрузок Л.Григорян при подборе дидактического материала
  • д/м лаконичен, понятен
  • посадка: взор на доску, картину со стороны лучше видящего глаза
  • крупные предметы, графические образцы
Нистагм (своеобразная судорога глаз)-глаза бегают вертикально и горизонтально
  • затруднена фиксация взора на предмете
  • пишут дрожащую линию
  • с трудом удерживают строку
  • нистагм усиливается при возбуждённом состоянии ребёнка
  • обучающийся не должен
  • списывать с доски
  • индивидуальные карты
  • при чтении использовать коррекционную следящую линейку
  • удобный режим ребёнку
Косоглазие-нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. На косящем глазу всегда наступает амблиопия
  • затруднено динамическое восприятие
  • зрительно-пространственный синтез
  • косоглазие осложняет направлять взгляд на объект
  • нет чёткого видения предметов
 
  • при dev (отклонении) 15°-20°-требовать ношение очков
  • при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна
  • при сходящемся - подставка для книг необходима
  • необходимо обеспечить удобный режим работы
Заболевание век:

Блефарит- поражение края век, нарушение функции сальных желез. Выделяется большое количество секрета, на которые оседает пыль. Веки краснеют, утолщаются, появляются белые чешуйки.

Причины: аномалии рефракции.

Ячмень – воспаление волосяного мешочка.

Причины: появляется при ослаблении организма ребёнка, чрезмерном охлаждении, некоррегируемой Н и ast