Программа социально- психологического тренинга развития навыков конструктивного взаимодействия для старшеклассников
Пояснительная записка
Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана с появлением у старшеклассника новых вопросов о себе, появлением точек зрения, с которых человек себя рассматривает. Открытие своего внутреннего мира - это радостное и волнующее событие, но оно вызывает и множество тревожных, драматических переживаний. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. Ориентация юноши одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Следовательно, молодые люди вместе с возросшей потребностью в общении сталкиваются с большими сложностями в этой области.
Время реального регламентированного общения у старшеклассников намного превышает потребности в нем, в то же время потребность в нерегламентированном общении значительно меньше, чем реальное нерегламентированное общение. Следовательно, у старшеклассников создается атмосфера, ограничивающая развитие опыта неформального общения.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что необходимо специальное обучение коммуникативным навыкам, способствующим реализации потребности юношества в дружбе, справедливости, равенстве; нахождению способов познания себя, понимания других людей.
Наиболее эффективной формой обучения общению является социально - психологический тренинг (СПТ). СПТ существенно облегчает и ускоряет процесс овладения знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, способствует форсированной оптимизации коммуникативных возможностей человека, необходимых для организации полноценного продуктивного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности и межличностных отношениях, создает возможности для более полного самопознания и самоопределения.
Ключевое понятие: взаимодействие – это …:
- отношение между субъектами;
- понимание как основа конструктивного взаимодействия;
- способы и методы взаимодействия;
- процесс познания;
- адекватность выбора;
- защитные механизмы и барьеры, способы их преодоления;
- вербальная и невербальная коммуникация.
Цель тренинга: Развитие навыков эффективного взаимодействия старшеклассников через вооружение системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.
Задачи тренинга:
1. « Я» – задачи
- самоисследование,
- определение ответственности,
- пути принятия себя.
2. «Ты» - задачи
- познание другого,
- определение межличностных барьеров,
- способы их преодоления,
- поиск конструктивных способов.
3. «Мы» - задачи
- поиск общего между мной и сверстниками,
- поиск общего между мной и взрослыми.
Методы работы.
- Групповая дискуссия - способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, ycтранить эмоциональную предвзятость. Метод позволяет обучать участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность возможного решения большинства проблем.
- Биографическая ориентация. При этом типе дискуссии группа анализирует трудности личной или профессиональной жизни отдельного участника. Интеракции направлены на него, остальные высказывают свое мнение относительно его проблем, выражают свои чувства, реагируют на его поведение, предлагают обратную связь.
- Тематическая ориентация. Занятие посвящается обсуждению вопросов и проблем, решение которых значимо для всех членов группы. Тематика может не планироваться заранее, группа сама находит проблемы и обсуждает.
- Ориентация на взаимодействие. Этот тип дискуссии ориентируется на групповую динамику, на то, что происходит между членами группы, каковы их отношения и взаимные реакции. На этих дискуссиях в большей степени реализуется принцип «здесь И теперь». Так, в ходе групповой дискуссии между двумя участниками возникает личностный конфликт. Ведущий обращает на это внимание группы и предлагает проанализировать сложившуюся ситуацию.
- Для активизации участников в групповой дискуссии можно .использовать процедуры типа: высказывание по кругу, метод эстафеты каждый передает слово тому, кому считает нужным, высказывание за определенный промежуток времени (например, каждому на высказывание дается 10-15 секунд) и т. д.
- Ролевая игра - метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя.
- Игра - активатор – тренировка способа эффективного взаимодействия.
- Информирование (инструктирование) – раскрытие в доступной форме психологических понятий через анализ материала, возникшего «здесь и теперь».
Основная сфера воздействия – эмоциональная
Обхват участников группы.
В данную тренинговую группу могут входить юноши и девушки в возрасте 15-17 лет. Количественный состав группы – от 7 до 12 человек. Группа должна быть разнополой. В группе могут быть знакомые люди и одноклассники, однако в группе не должно быть ребят, имеющих с другими членами затяжные, скрытые конфликты.
Режим работы группы.
Программа состоит из десяти полуторачасовых занятий, которые проводятся два раза в неделю. Таким образом, группа встречается в течение полутора месяцев.
Ожидаемый результат: получение старшеклассниками знаний и представлений о себе, о способах эффективного взаимодействия с другими, формирование умений анализировать себя и других, формирование навыков конструктивного общения.
Метод эффективности работы группы: сопоставление целей и задач с полученным результатом.
Учебно – тематический план тренинга
№ п\п | Тема | Цель | Кол-во часов |
1 занятие | «Мир во мне». | выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать и хочет ли изменяться, какие видит для этого средства, есть ли сложности в общении и как он их пытается преодолеть | 1,5 |
2 занятие | «Мир вокруг меня» | понимание того, как человек видит другого, какие качества личности другого для него наиболее значимы и как этого относится с ценностью своих собственных - качеств, т. е. насколько адекватно человек воспринимает других людей, возникающие вокруг ситуации и мир в целом | 1,5 |
3 занятие | «Я глазами мира». | субъект узнает, как другие люди воспринимают его, что ценят в нем больше всего, что не принимают, отвергают. На этом занятии происходит сопоставление информации о себе «изнутри» и «извне», т. е. «встречаются» оценка и самооценка | 1,5 |
4 и 5 занятия | «Встреча двух миров». | субъект включается в тесные активные взаимодействия с: другим субъектом, выявляются основные способы и приемы взаимодействия его с другими людьми, стратегия и тактика общения, способы реагирования в сложных ситуациях, конфликтоустойчивость, инициация общения, умение добиваться результата. | 3 |
6 и 7 занятия | «Взаимодействие миров». | отработка умений психологически грамотно участвовать в дискуссии и других формах коллективного взаимодействия, на этих занятиях каждый член группы конструирует свой стиль общения, т. е. комплекс поведенческих реакций, характерных для различных видов группового общения. | 3 |
8 занятие | «Встреча с самим собой». | уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях, выявляются неэффективные способы реагирования каждого с целью избегания их применения в повседневной практике общения | 1,5 |
9 занятие | «Кто есть кто?» | отработка умений анализировать
и принимать свои личностные особенности и
особенности других, формирование более адекватного представления о себе и о других |
1,5 |
10 занятие | «Заглянем в будущее». | анализ и осознание каждым членом группы тех качественных изменений, которые произошли с ним в процессе тренинга, и выстраивание индивидуальных программ действий по применению и закреплению полученных коммуникативных знаний, умения и навыков в реальных жизненных ситуациях (повседневной практике). | 1,5 |
В ходе построения занятий школьный психолог использует различные тренинговые упражнения, выстраивая логическую цепочку каждой конкретной встречи с группой. Так при построении, например, первой встречи (занятие №1) можно использовать знакомые методики «Что в имени тебе моем?», «Пассажиры», игру-активатор «Делай как я». При этом в одном случае занятия можно построить на раскрытии настоящих имен участников тренинга, в другом, используемом в нашем варианте работы, на присвоении себе другого имени, которым участник будет пользоваться в течение данного занятия и, возможно, всего тренинга.
1 занятие - «Мир во мне».
Цель занятия: отработка навыка анализа своих личностные особенностей.
Задачи:
- выяснить, как участник группы воспринимает себя, какие черты, стороны своей личности он оценивает как положительные, какие считает недостатками, каким хочет стать и хочет ли изменяться;
- формирование более адекватного представления о себе;
- отработка умений анализировать и принимать собственные личностные особенности;
Методы проведения
Групповая дискуссия, ролевая игра, игра – активатор.
Материалы: Магнитофон, кассета с инструментальной музыкой, фломастеры, бумага писчая, ватман, булавки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Упражнение «Что в имени тебе моем?»
Время – 30 минут
Цель: осознание образа «Я» и формирование адекватного представления о себе через восприятие моего образа другими;
развитие умений анализировать и принимать собственные личностные особенности, через восприятия себя другими.
Ход игры.
Информация для ведущего: это занятие вполне можно проводить и в уже хорошо знакомой и дружной группе.
Вводная часть. Имена - это часть истории не только народа, но и семьи. В них отражаются верования, традиции, быт и характер людей. Соответственно, то, о чем будет идти речь на данном занятии, касается не только имен, но и отношений, традиций, преданий и многого из того, что касается истории человечества.
Ведущий предлагает участникам придумать себе имена, а также имена другим членам группы, подобные индейским. Причем имя, естественно, должно отражать какую-то важную черту характера или умение участника.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий. Представьте себе, что мы оказались в индейском племени. По традиции, этого народа, каждое имя отражает какую – то важную собственную черту характера или умение. Сейчас в течение 3-5 минут Вам необходимо придумать и написать на листе бумаги свое новое имя, например, «Быстрая нога», «Острый глаз», «Утренняя заря». Это имя должны некоторое время знать только Вы.
После выполнения этой части упражнения ведущий просит участников группы придумать и записать индейское имя соседу справа, а затем внимательно посмотреть на всех и придумать индейские имена кому они захотят. На обдумывание этого задания дается еще 3 -5 минут. После этого Вы должны будете при работе в круге назвать имя соседа и обосновать выбор этого имени. Остальные участники, если они дали имя этому же участнику, они также называют имя и обосновывают. После этого участник, о котором шла речь, называет имя, которое он дал сам себе.
Ведущий задает вопросы:
- Какое из предложенных имен участнику понравилось больше всего и почему?
- Хочет ли участник после предложенных ему имен изменить свой выбор и почему?
- Какое имя участник для себя окончательно выбирает?
Процедура продолжается по кругу.
После завершения работы с последним участником предлагается для принятия нового образа «Я» и образа других всем участникам еще раз назвать себя новым именем. Затем схематически нарисовать свое новое имя на бейджике. Участник называет нарисованный элемент, после чего закрепляет бейджик на груди, т.к. дальнейшая работа будет продолжаться с новыми именами.
2. Игра – активатор «Делай как я»
Цель: активизировать поведенческие проявления нового образа «Я» и нового образа другого человека.
Время – 15 минут
Все участники становятся в круг. Каждый участник называет свое новое имя и показывает его в каком-то соответствующем жесте, движении. Все участники повторяют это движение вместе. Данные жесты в дальнейшем участники тренинга могут использовать как жесты приветствия.
Рефлексия.
Вопросы
- Приняли ли вы свой новый образ?
- Какие чувства Вы испытываете в этом образе?
- Какие или какой образ в группе наиболее похож, близок к Вашему образу и почему?
3. Ролевая игра «Пассажиры»
- Цель: закрепление полученных коммуникативных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
- Время – 30 минут
Участникам предлагается разбиться на тройки, а затем выбрать для себя роль (спящий пассажир, бодрствующий пассажир, пассажир, входящий на остановке).
Инструкция. На остановке в ночное время в двухместный купейный вагон вошел пассажир, и обнаружил, что на его месте уже спит человек. Двери других купе оказались закрытыми, а проводник ушел в другой вагон. Ваши дальнейшие действия.
После окончания игры участникам предлагается в тройках проанализировать ситуацию и на листе бумаги записать, что помогало и что затрудняло или мешало решению ситуации.
Затем ведущий предлагает объединить записи на общем листе ватмана.
Рефлексия.
Вопросы
- Какие знания и умения Вы использовали при решении ситуации?
- Какие действия явились неэффективными в данной ситуации и почему?
- Что можно было бы еще предпринять в решении данной ситуации?
Вопросы на самопознание.
Время -15 минут
Проанализируйте, пожалуйста, свои чувства, мысли и ответьте на вопросы
- Что Вы сегодня получили в ходе занятия?
- Что возьмете с собой?
- Что бы Вы хотели пожелать друг другу?