Особое место занимает диагностика учащихся с девиантным поведением для выявления индивидуальной траектории и коррекции развития. Как правило, “врастание ребенка в цивилизацию” (Выготский Л.С.) сопряжено с разного рода трудностями, поэтому требуется анализ психологических задач, которые возникают перед практическим психологом и педагогом. Отклоняющееся поведение ребенка является сплавом отношений, отражающих взаимосвязь уровней семейного, школьного воспитания и отношения ребенка к себе и условиям жизнедеятельности. Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учетом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа.
Целью диагностики девиантного поведения учащегося является ответ на вопрос о причинах, обуславливающих определенного состояние объекта диагностики. Состояние, отношение, уровень воспитанности школьника оцениваются с точки зрения нормы и возможных психологических механизмов коррекции девиантности.
Диагностика “первичного социума” отношений родители – дети показывает уровень социализации ребенка, усвоение им системы ценностей, норм, знаний, культуры. Методики: опросник родительского отношения (Варга, Столин), подростки о родителях (Шафер), опросник социализации для школьников “Моя семья”, изучение идентификации с родителями (Захаров). Измерение родительских установок и реакций (PARY).
Диагностика школьной социализации предусматривает выявление не только возможные недостатки в его интеллектуально-личностном развитии, но и индивидуальные особенности учителей: стиль руководства классом, статус учащегося в классном школьном. Для выявления возможных нарушений рекомендуем изучать: познавательной потребности,
направленность на приобретение знаний, отношение к учению и к учебным предметам; использовать метод наблюдения для оценки волевых качеств, методик “Направленность на отметку”, “Оценка силы волевых качеств”, методика выявления уровня смелости (Г. А. Калашникова), методика оценки уровня притязаний детей школьного возраста, тест животных Заззо, Тест школьной тревожности Филипса, социометрия (Морено) и др.
Особенности характера и психо-эмоционального состояния ребенка изучаются при помощи методик направленных на изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн или в модификации А.М. Прихожан, исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования; особенности личностного профиля изучается по многофакторному личностному опроснику Р. Кеттела (детский вариант), многофакторноу личностному опроснику Р. Кеттела (юношесчкий вариант – 14 F), акцентуации характера выявляются по тесту-опроснику Шмишека, состояние диагностируется по методике цветовых выборов Люшера.
Данные по конкретному ребенку заносятся в индивидуальную карту психолого-медиког-социального развития, затем составляется план коррекции развития. Карты развития и планы коррекции развития даны в приложении. Составляются конкретные рекомендации для педагогов и родителей.
План коррекции развития
Начало________ Окончание__________
Ф.И.О. Иванова Ивана Ивановна 19.12.1990г. рождения
Школа Республиканская школа-интернат для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей
Аномалии в поведении: трихотилломания, курение, склонность к аутоагрессии.
Сильные стороны: высокая самооценка, подвижность, энергичность, деловитость; блестящая собеседница; высокий жизненный тонус, продуктивность; хорошее самочувствие, лидерские, организаторские способности, инициатор мероприятий, ориентация на будущее
Личностные особенности | Цель коррекционных мероприятий | Ответственный | Срок | Примечание |
Подвижность чувств: несобранность,
невнимательность. Психических процессов: Импульсивность, Беззаботность, вспышки гнева на неудачу, раздражительность на противодействие окружающих, на повышенный тон |
Развитие уравновешенности в поведении,
чувствах В стремлении к разнообразной деятельности обучение выбору приоритетных заданий и достижение конкретных целей. Развитие стрессоустоичивых механизмов |
Воспитатель Классный руководитель Психолог |
В течение года | |
Некоторая ориентация на гедонистическое настоящее | Формирование заботы о будущих
последствиях или Жертв в пользу будущих наград |
Воспитатель Классный руководитель |
||
Низкий уровень эмпатии с животными, Средний - с родителями, незнакомцами |
Развитие эмпатии незнакомцами,
животными, худ.произведениями Изучение интересов и склонностей |
Воспитатель Соцпедагог Классный руководитель |
Постоянно До 20 января2007г. |
|
Трудности общения с впечатлительностью, некритичностью к поступающей информации | Обучение умению критичности | Воспитатель Психолог |
Постоянно | |
Склонность к употреблению ПАВ, замечена при курении конопли | Обследование у нарколога Обучение приемам отказа от употребления ПАВ Формирование альтернативных ЦО |
Социальный педагог Врач нарколог, Психолог-нарколог, Воспитатель |
В течение года |
Ф.И.О. Туван Тамара Ивановна 14.12.1991г. рождения
Школа Республиканская школа-интернат для детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей
Аномалии в поведении: психопатоподобные нарушения в пубертате, делинквентность склонность к применению подручных предметов в момент агрессивного действия, склонна к порче имущества окружающих.
Сильные стороны:
Обладают настойчивостью в достижении конкретных, сиюминутных целей, добросовестность, аккуратность в ведении дел
Личностные особенности, псисостояние | Цель коррекционных мероприятий | Ответственный | Срок | Примечание |
Импульсивность, низкая терпимость Бурная реакция на происходящее Высокая степень раздражения. Склонность к проявлению негативных чувств. ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, РЕЗКОСТЬ, ГРУБОСТЬ. Сильно выражено чувство вины, убежденность, что поступает плохо, зловредно. |
Осознавание акцентуации Развитие уравновешенности в поведении, чувствах Развитие стрессоустоичивых механизмов Обучение проблеморазрешающему поведению Обучение осмысленному восприятию окружающих Расширение обедненного репертуара реакций |
Воспитатель Классный руководитель Психолог |
В течение года | |
Некоторая ориентация на гедонистическое настоящее | Формирование заботы о будущих последствиях или Жертв в пользу будущих наград | Воспитатель Классный руководитель |
||
Очень низкий уровень развития
рационального канала перцептивного восприятия;
интуитивной эмпатии; идентификации в эмпатии Низкий уровень эмпатии к старикам |
Развитие спонтанности направленности
внимания на сущность другого человека Развитие способности действовать в условиях дефицита информации Развитие механизма идентификации |
Воспитатель Соцпедагог Классный руководитель |
Постоянно |
Рекомендации.
Провоцирующие факторы, непереносимые ситуации. Агрессивное отношение со стороны окружающих.
Общие требования: педагог должен решать конкретную психолого-педагогическую задачу, проводя анализ личности и поведения Тамары. Нельзя: импульсивность на импульсивность, непереносимость на непереносимость.
Не заострять внимание на яркое внешнее выражение поведения. На уроке поддерживать твердую дисциплину. Вне урока: включать в мероприятия, занимать более спокойной работой.