Тема урока: "Дифференциация звуков [с]–[ц]" для 2-го класса (1–4) группы с фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели:

  1. Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
  2. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
  3. Уточнение и активизация словаря.

Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.

ХОД ЗАНЯТИ

1. Организационный момент.

Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.

Каждый ученик называет с места свою цепочку.

Пример:

А-О-У-Ы

К-Г-Д-Ф. и т. д.

Логопед: что вы сейчас произносили?

Ученики: звуки.

2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.

Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.

б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”,   “Лошадки”.

4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.

Логопед:

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.

Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.

Ребята, как птичка пропищала? Писс.

Как хозяйка цыплят звала? Цып.

Сообщение темы урока.

Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?

Как образуется звук С?

При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.

Как образуется звук Ц?

При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.

Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.

Дифференциация С, Ц в слогах, словах.

а) Воспроизведение слоговых рядов:

Ас-ас-ац Ацл-ацл-асл
Ас-ац-ас Асл-ацл-ацл
Ас-ац-ац Ацл-асл-асл

б) Преобразование слогов, слов.

Ас-ац Са-ца Цок-сок Цвет-свет
Ос-оц Со-цо Цел-сел Цапля-сабля
Ус-уц Су-цу Бац-бас Цветик-светик
Ис-иц Сы-цы Цена-сена Бутсы-бусы

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)

г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.

Вот какая буква Ц.
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.

д) Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.

Насо…, зая…, пылесо…, скворе…, кузне…, матро…, ква…, ледене…, колоде…, боре…, пару….

Хлеб-хлебни…а, суп-супни…а, конфета-конфетни…а, сахар-сахарни…а, сухарь-сухарни…а.

Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)

Проверяем.

Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.

Проверка в парах.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)

5. Физминутка.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса вперед-назад.)

Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять.

(Приседание.)

Мы размялись от души иза парты поспешим.

(дети садяться за парты.)

6. Закрепление изученного. Работа у доски

Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.

Развитие чувства ритма.

Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня посмотри!
Как розовые яблоки
На ветках снегири.

7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц — хлопают в ладоши.

Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).

8. Итог

Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.

Зачем мы это всё делали?

Дети:

Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.