Развитие позитивной Я-концепции младшего школьника во внеурочной деятельности

Разделы: Школьная психологическая служба


Маленькое чудо с большими глазами приходит в 1 класс…Волнуется, но верит, что все получится, со всем старанием и прилежностью поглощает знания, которые ему дают. Да и школьная мотивация у каждого малыша, пришедшего в школу, как правило, очень и очень высокая…Однако по мере взросления страсть к учебе почему-то начинает угасать. Причин может быть много, но следствие одно – снижается школьная мотивация, снижается успеваемость…И здесь мы начинаем бить тревогу, использовать всевозможные методы и приемы, чтобы вновь заинтересовать ученика учебой. А не лучше ли, как в медицине, заняться профилактикой, а не лечением? Может, гораздо эффективнее будет поддерживать школьную мотивацию ученика на высоком уровне? Пожалуй, действительно, это проще, чем ученика, не желающего учиться, увлекать тем, в чем он успел разочароваться. И возникает следующий вопрос: как это сделать? Ответ можно найти в концепции личностно-ориентированного обучения, где ребенок понимается как субъект учебной деятельности, а учитель является тем человеком, который должен научить ребенка следующим умениям:

- самостоятельно искать информацию,
- принимать самостоятельные и ответственные решения и делать вывод,
- самостоятельно планировать и анализировать свою деятельность,
- принимать ответственность за себя и свое окружение,
- сотрудничать.

Наверное, многие согласятся, что работать с учеником, который обладает этими умениями, не только легко и продуктивно, но и очень интересно. Однако мы упустили один важный момент. Любой ли ребенок может уже в начальной школе научиться этим «трюкам»? Не каждый взрослый может похвастаться такими умениями, а мы хотим научить этому младшего школьника…Опыт показывает, что зачатки таких умений на первом этапе обучения вполне могут появиться, если обращать внимание на Я-концепцию ученика.

В последнее время в педагогической психологии все чаще используется термин «Я-концепция». И это не случайно. Я-концепция – ядро личности, именно она является основой школьной мотивации. А так как эффективность образовательного процесса во многом зависит именно от школьной мотивации, то и изучению Я-концепции сегодня уделяется пристальное внимание.

Что же такое Я-концепция? Нужно отметить, что в современной педагогической и психологической литературе нет однозначного определения: одни понимают под ней только самооценку личности, другие отождествляют ее с самосознанием, третьи видят в ней основу личности…Такая неразбериха в терминологии связана с тем, что понятие «Я - концепция» - достаточно молодое, его ввел К. Роджерс в конце ХХ века. Наиболее полно и четко разработал теорию Я-концепции Р. Бернс, который, как и К. Роджерс, является представителем гуманистической психологии. Заслуга Роберта Бернса заключается еще и в том, что он попытался впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания. Он рассматривал «Я-концепцию» как «совокупность установок на себя» и конкретизировал это следующим образом:

  1. Образ Я – представление индивида о самом себе.

  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

То есть Я-концепция – это «совокупность сознательных и бессознательных представлений личности о себе, на основе которых она строит свое поведение». Таким образом, Я-концепция является основой поведения, деятельности. И здесь мы подходим к очень важному выводу: развивая позитивную Я-концепцию ученика – мы развиваем активную, целеустремленную, самостоятельную личность. А это значит, что мы, таким образом, повышаем эффективность обучения.

Каким же образом развивать позитивную Я-концепцию? Ниже представлены способы развития позитивной Я-концепции младшего школьника во внеурочной деятельности.

Общеизвестно, что для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность. Поэтому первая форма работы, которая будет описана, напрямую связана с учебной деятельностью.

«Солнышко успехов» - эта форма работы, которая позволяет достичь сразу нескольких целей:

- научить ребенка анализировать и структурировать свою учебную деятельность,
- сделать родителей активными участниками образовательного процесса,
- провести контроль усвоенности ЗУНов,
- определить адекватность представлений ученика о себе.

Работа проводится в течение четверти. Учитель в начале четверти раздает ученикам бланки, на которых указаны те ЗУНы, которые ребенок приобретет за указанный период времени. Обыграть этот бланк можно по-разному: либо сделать их «лучиками» солнца, либо «кирпичами знаний», из которых можно построить дом <Рисунок1>, либо веселого Смешарика с воздушными шариками. Родителям раздаются бланки с теми же ЗУНами, у учителя также есть своя карта. В течение четверти каждый участник образовательного процесса (ученик, учитель, родитель) заполняют самостоятельно свой экземпляр, в конце четверти данные сопоставляются, проводится беседа. При использовании карт в первый раз у детей возникают определенные сложности с анализом собственных знаний, они пытаются выяснить у учителя или родителей, как те считают, умеет ли он находить, к примеру, главные члены предложения, или нет. Однако со временем ребята справляются с анализом собственных знаний, умений и навыков самостоятельно. Работа увлекает всех участников образовательного процесса, в результате вы получите удивительные результаты и активных учеников и родителей!

2. «Цепочка достижений» - эта форма работы, которая позволяет достичь следующих целей:

- развить целеустремленность,
- развить позитивную Я-концепцию,
- развить силу воли.

Работа проводится в течение года и заключается в том, что успехи, достигнутые учеником с помощью силы воли, усидчивости, терпения отмечаются учителем специальным значком, на котором ставится дата достижения и пишется суть достижения. Это может быть, к примеру, космос, где каждый ребенок имеет свою ракету, он летит на ней к Планете Таинственного Знания, путь к которой строится по звездам – достижениям. <Рисунок 2>.

Первое, с чего нужно начинать эту работу, это обсуждение с детьми самого понятия «достижение». Поначалу, трудно будет понять Ване, почему Наташа получает достижение за то, что научилась следить за своей осанкой на уроке, а он, который всегда сидит ровно, не получает заветной "медали". Чтобы уладить эти недоразумения, нужно провести беседу по поводу того, что достижением мы считаем то, что далось человеку с трудом, чему он научился благодаря своим усилиям и стараниям, что у каждого ученика свои достижения. Одному дается таблица умножения легко, а другому требуются колоссальные усилия для ее запоминания. И мы с помощью «цепочки достижений» закрепляем у ребенка способность работать над собой, развиваем его силу воли. При этой работе очень важными и полезными являются следующие вопросы:

- как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?
- что тебе может помочь в твоей работе?
- как ты узнаешь, что ты добился желаемого?
- что ты будешь чувствовать, когда добьешься цели?

С помощью этих вопросов мы прорабатываем с ребенком структуру целеполагания, что является неизменным признаком самостоятельности.

Особым предметом гордости цепочка достижений становится на родительских собраниях, когда родители подробно ее изучают.

На протяжении года работа по цепочке достижений не потеряет своей актуальности. Скорее наоборот. Она станет элементом развития у детей рефлексии, адекватной самооценки и толерантности. Момент игры, который в этом присутствует, позволяет ребенку получать удовольствие при воспитании в себе силы воли. Кроме того, с момента появления первого достижения будут наглядно видны результаты каждого ребенка, каждый будет вправе собой гордиться. Это реальная картина развития ребенка, развития его позитивной Я-концепции.

3. «Книга обо мне» - форма работы, которая позволяет достичь следующих целей:

- развитие позитивной Я-концепции,
- развитие толерантности.

Предложите ученикам, подобно писателям, писать книгу. Но книгу не обычную, а книгу, которая бы называлась "Книга обо мне". В эту книгу можно записывать все самое интересное, что происходит с ребенком. Если сложно записывать – значит можно рисовать, приклеивать туда какие-либо предметы, напоминающие о том или ином жизненном событии. Ребятами такое предложение будет встречено с большим восторгом. Так как это новый опыт, то оформление первой странички ребятам можно предложить. Так, на первой странице можно указать имя, возраст, дату начала "Книги обо мне", рост, вес, оставить место для "фотографии автора". Предложите ребятам нарисовать свою ладонь, измерить длину каждого пальчика и подписать.

Далее ребята уже будут предлагать свои идеи:

- написать о своих друзьях,
- нарисовать учителей,
- записывать анекдоты и интересные случаи, которые произошли в школе,
- истории о домашних животных,
- моя семья
- написать о своем любимом фильме и т.д.

4. «День именинника» - форма работы, основными целями которой являются:

- развитие позитивной Я-концепции ребенка,
- развитие организационных способностей,
- развитие навыков сотрудничества.

Данная работа требует предварительной подготовки. Сначала необходимо обсудить с детьми правила празднования Дня именинника. Например:

А) запрет на плохие отметки,
Б) разрешение на приятные сюрпризы,
В) право первого голоса у именинника,
Г) именинник может выбрать место, где и с кем он хочет сидеть,
Д) именинник объявляется королем (королевой) дня,
Е) устраивать конкурсы,
Ж) называть именинника так, как ему больше всего хочется,
З) устроить чаепитие,
И) устроить дискотеку
К) запрет на плохое настроение и ссоры и т.п.

На родительском собрании следует обсудить то, как проводить дни рождения детей. Как правило, родители выражают желание, чтобы праздник устраивался в школе: учитель с детьми готовит какую-либо конкурсную программу, родители помогают в организации. При обсуждении подарков от класса можно использовать "Книгу обо мне" – родители познакомятся с желаниями своих детей, выскажут свое мнение об этом. Кроме родительского собрания, день рождения ребенка с каждым родителем обсуждается в индивидуальном порядке. По поводу детей, у которых день рождения приходится на летний период времени было решено, что они с родителями выберут СВОЙ день, в который будет проведен праздник.

После обсуждений можно приступать к практической работе, которая включает в себя следующие этапы:

1) Изготовить "Солнышко именинников": в центре ватмана рисуется солнце, вокруг него – лучи (по количеству детей в классе). Каждый ребенок на своем «лучике» пишет имя и дату рождения.

2) Накопление опыта: в открытый доступ были поставлены книги с конкурсами, фокусами, загадками, изучение и чтение которых всячески поощрялось. Дети выбирают оттуда интересные конкурсы.

3) Подготовка к проведению дня рождения.

4) Проведение дня рождения.

Проведение таких дней рождения станет доброй традицией и надолго закрепится в вашей школьной практике. И результаты такой работы будут следующие:

- ребенок получит подтверждение своей уникальности и значимости в школьном коллективе (учет его желаний, знание его интересов, стремление других ребят сделать ему приятное);

- ребенок получит опыт по созданию положительной атмосферы, научится общаться так, чтобы общение доставляло удовольствие;

- программа "День именинника" <Рисунок3> способствует сплочению коллектива, выявлению талантов детей и их активному самовыражению и творческому раскрытию.

Все эти результаты позволяют с полной уверенностью отметить, что "День именинника" играет важную роль в формировании у младших школьников позитивной Я-концепции.