Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.
Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу, прежде всего, необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д.
Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:
- развитие воображения;
- развитие качеств внимания, памяти, мышления;
- внутренний план действий;
- анализ текстов.
Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.
В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:
- От простого к сложному.
- По актуальности задач.
Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 минут.
Сборник занятий для 4-го класса.
Занятие № 2
Занятие № 3
Занятие № 4
Занятие № 5
Занятие № 6
Занятие № 7
Занятие № 8
Занятие № 9
Занятие № 10
Занятие № 11
Занятие № 12
Занятие № 13
Занятие № 14
Занятие № 15
Занятие № 16
Занятие № 17
Занятие № 18
Занятие № 19
Занятие № 20
Занятие № 21
Занятие № 22
Занятие № 23
Занятие № 24
Занятие № 25
Занятие № 26
Занятие № 27
Занятие № 28
Занятие № 29
Занятие № 30
|
I. Мышление.
II. Развитие речи III. Восприятие К занятию № 1, упр. 1а. Дается пара слов находящихся в определенной связи друг с другом. Для третьего слова надо выбрать такое из данных слов, чтобы сохранялась связь, аналогичная первой паре. Пример: Упр. 1б. Даны ряды чисел, изменяющиеся в определенной последовательности. Надо продолжить ряды. Пример: 2, 4, 6, 8, 10 … 1, 4, 7, 10 … и т. д. Упр. 2. Составляют и читают сами. К занятию № 2, упр. 1. Из заданного слова составить другие слова. Упр. 2. Даны два небольших текста, одинаковых по содержанию. В одном из текстов некоторые слова заменены на синонимы, изменены построения фраз. Надо найти изменения, кто быстрее.
К занятию № 3, упр. 1а. На бланке расположены 9 фигур в 3 ряда, по 3 в каждом ряду. В каждом из рядов у фигур изменяются элементы по определенной закономерности. Нужно найти эту закономерность и объяснить. Упр. 1б. Сравнить 2 понятия, выделив главное сходство. Поговорить о том, что значит главное сходство. Упр. 2. В небольшом мешочке находятся различные предметы. В мешочек просовывается рука, и, не вынимая руки, нужно описать предмет, чтобы его угадали слушатели и сам водящий.
К занятию № 5, упр. 2. Задается пара слов, находящихся в определенной связи. Нужно придумать свои пары слов по аналогии с заданной. Пример: земля – небо (пол – потолок, огонь – вода, чёрное – белое, трус – смельчак и т. д.) Упр. 3. На бланке в таблице среди множества фигур найти и отметить только заданную и подсчитать количество.
К занятию № 6, упр. 1. Диктуются наборы слов (7 – 10) среди которых необходимо запомнить слова, объединенные каким-либо признаком. Пример: рука, корова, голова, хлеб, сарай, нос, рыба, книга, нога, береза, огонь. Упр. 2б. Даются простые логические задачи, которые нужно решить при помощи рисуночного метода.
К занятию № 7 упр. 1а. Дается несколько пар слов, находящихся в определенной зависимости и обозначенных цифрами. Нужно классифицировать другие пары слов, сравнивая их взаимосвязи с вышеперечисленными и обозначить цифрами. Пример:
Упр. 1б. Загадывается слово (предмет), нужно путем вопросов отгадать слово. Поговорить об обобщающих вопросах, о “хороших” вопросах, сужающих круг поисков и “плохих”, не дающих информации.
К занятию № 9, упр. 2а. Дается пара слов, найти 1-2 главных отличия. Что значит главное отличие? Упр. 2б. Заданные слова распределить по группам разными способами.
К занятию № 10, упр. 1. Описать предмет так, как будто видишь его в первый раз и не знаешь о его назначении.
К занятию № 11, упр. 2. К названиям известных предметов добавляется приставка не-, нужно придумать для чего могли бы служить такие предметы. Например: Нелампочка служит для установления темноты. Упр. 3. На бланке нарисованы переплетенные контуры предметов, кто быстрее обнаружит все предметы.
К занятию № 13, упр. 2. Сравнить 2 предмета, выделить по 1 – 2 главных сходства и отличия.
К занятию № 14, упр. 1. Предлагается текст небольшой простой задачи. Нужно придумать как можно больше вопросов для разных вариантов решения Упр. 2. Один из учеников читает свое описание предмета вслух, стоя спиной к доске. Другой ученик на доске изображает описываемый предмет. Задача – описание должно совпасть с рисунком предмета и его действительным видом.
К занятию № 15, упр. 2б. Предлагаются задачи с условиями, в которых есть лишние данные. Кто быстрей найдет.
К занятию № 16, упр. 1. Выбрать предмет и сравнивается с любыми предметами в классе по схеме. Пример:
К занятию № 19, упр. 1. Предлагаются задачи с условиями, в которых не хватает данных для решения.
К занятию № 20, упр. 1. Используются 2 набора одинаковых картинок. Группа детей делится пополам, каждой группе раздаются по 1-му набору картинок (1-2 картинки в руки). Дети из первой группы по очереди описывают 1 свою картинку дети из второй группы стараются по описанию определить есть ли у них эта картинка. Затем группы меняются.
К занятию № 21, упр. 1. На доске записываются высказывания в виде вопросов: Правда ли что…? Раздаются тексты, нужно прочитать и подтвердить или опровергнуть высказывания. Необходимые факты выделяются в тексте или выписываются отдельно. Прежде необходимо выработать с детьми алгоритм работы по примеру задания – “Составь инструкцию”.
К занятию № 22, упр. 1. Выбрать 5-10 слов не связанных по смыслу и составить из них цепочку, связывая друг с другом по сходствам каждой рядом стоящей пары. Упр. 2. Дается набор слов, в которых все буквы кроме одной заменены. Вместо пропусков нужно поставить буквы, чтобы получилось слово. Пример: М - - , М - - - , М - - - -, М - - - - -. и т. д.
К занятию № 24, упр. 1. Выбрать 2-х учеников, один из выбранных – “художник”, другой – “натурщик”. “Художник” внимательно смотрит на “натурщика”, старается запомнить его внешность. Затем отворачивается и по памяти описывает его как можно точнее.
К занятию № 25, упр. 2. Ведущий показывает 2 картинки, нужно придумать слово, которое может служить как бы “мостиком” между ними. Отвечают по очереди, ответ обязательно обосновать. Пример: Гусь и Дерево Взлететь – гусь взлетел на дерево; Вырезать – из дерева вырезали гуся и т. д.
К занятию № 26, упр. 1. На бланке или доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся слово. Пример: зубр, волк, столб, полк, корова, смех, убор, школа
К занятию № 27, упр. 1. Ведущий называет предмет, нужно назвать как можно больше способов применения данного предмета. Упр. 2. Дается набор понятий нужно распределить их в таблицу по категориям. Перед этим поговорить о категориях, привести примеры. Пример:
К занятию № 29, упр. 1. Попросить учащихся написать инструкции, последовательности для выполнения какого-либо учебного задания. Проанализировать их эффективность и продуманность. |
Список литературы:
- “Практическая психология образования” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, ТЦ “Сфера” 1998 г.
- О.Н.Истратова, Т.В.Экзакусто “Справочник психолога начальной школы”, Ростов-на-Дону, “Феникс” 2003 г.
- С.Гин “Мир логики”, Москва, “Вита-пресс” 2001 г.
- С.Гин “Мир фантазии”, Москва, “Вита-пресс” 2001 г.
- “Игры, ребусы, загадки для дошкольников” пособие для родителей, сост. Т.И.Линго, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
- Н.Винокурова “Лучшие тесты на развитие творческих способностей”, Москва, “АСТ- Пресс” 1999 г.
- Л.Ф.Тихомирова “Упражнения на каждый день: логика для младших школьников”, Ярославль, “Академия развития”, “Академия К” 1998 г.
- “Младший школьник. Развитие познавательных способностей” под редакцией И.В.Дубровиной, Москва, “Просвещение” 2003 г.