ЕГЭ – опыт экспериментальной работы

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Ежегодное начало учебного года отличает педагогических работников и учащихся общеобразовательных учреждений уверенностью вступления в процесс работы по утвержденным руководителями школ учебным планам. Каждый ученик самостоятельно определяется в системе дополнительных занятий, выбрав из многообразия факультативных и элективных курсов, предложенных учителями, самый необходимый. По привычной для большинства участников учебно-воспитательного процесса схеме оценивается результат совместных усилий. Небольшая часть школьников, это выпускники одиннадцатых классов, серьезно задумываются о завершении учебного года. Каким образом подвести итог качества предоставляемых образовательных услуг, каким способом проверить собственные знания, какую форму итоговой аттестации выбрать, чтобы успешно преодолеть ступень к дальнейшему образованию.

В числе инновационных форм, определяющих объективную оценку качества подготовки выпускников школ – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Его сторонники и противники на протяжении нескольких лет обсуждают вновь созданный механизм итоговой аттестации, характеризуя положительные и отрицательные стороны, внося коррективы в идущий процесс модернизации. Именно по этой причине ЕГЭ еще не является обязательным в практике российской образовательной системы.

В 2006/2007 учебном году Правительство России постановило продолжить проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение государственной аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования. Соответствующее постановление подписал премьер-министр России Михаил Фрадков. В документе отмечается, что это делается “в целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования”.

Для эффективного результата совместных действий всех участников ЕГЭ необходимо четко отработать технологию и организацию проведения инновационной формы экзамена в каждом субъекте Федерации, в каждой муниципальной территории, в каждой школе.

Выпускникам 11-х классов, участвующим в экспериментальной работе предоставляется возможность проверить свои знания по различным предметным областям через участие в пробных экзаменах, экзаменах по выбору во время итоговой аттестации и вступительных экзаменах в высшие и средние учебные заведения. Статистические данные подтверждают использование школьниками всех выше перечисленных вариантов.

Сегодняшние старшеклассники и их родители, по понятной для всех причине, интересуются результатами своих предшественников. Вопросы задают учителям и руководителям школ, педагогам-психологам и специалистам управленческих структур, муниципальным служащим и журналистам. Дать объективную оценку проделанной работе в большинстве территорий еще невозможно. На примере Александровского района Владимирской области, где количество выпускников 11-ых классов составляет около 1000 человек, это выглядит следующим образом.

“За” или “против”?..

ЕГЭ (единый государственный экзамен) – тема, которая муссируется выпускниками общеобразовательных школ, их родителями и педагогами. Своим неизбежным наступлением он заставил насторожиться всех, кто, так или иначе, связан с системой образования. Территория нашего района – не исключение. По поводу грядущих перемен особенно переживают родители выпускников. Распространилось это чувство на педагогических и руководящих работников. Ведь, несмотря на четкие установки Минобразования о проведении ЕГЭ во всех образовательных учреждениях, с трудом верилось в то, что наше государство сможет обеспечить каждого выпускника российской школы индивидуальным пакетом с экзаменационными заданиями. Но вот процесс пошел. Волна ЕГЭ захлестнула 16 городских и 6 сельских школ Александровского района.

В 2004-2005 учебном году из-за минимального количества желающих сдавать ЕГЭ в школах муниципального района был проведен только один пробный экзамен по русскому языку, который не подвергался проверке государственной экзаменационной комиссией.

Возможно, это сыграло определенную роль на старшеклассников. В экзаменационный день в школах царило спокойствие. Уверенные в своих знаниях 11-классники быстро принялись за дело. Их отличало приподнятое настроение, оптимизм, интерес перед новым испытанием. По окончании трудоемкой работы это состояние не изменилось (по крайней мере, внешне). Ребята с удовольствием обменивались мнениями по оформлению экзаменационных карт, сравнивали результаты собственных ответов, рассказывали о трудных заданиях. Все учащиеся, выходящие из классов, говорили одну единственную фразу: “Легко!”. Большинство наших выпускников не сделали для себя особенных открытий. Выполнили все достаточно быстро. Педагоги очень четко объяснили: как правильно заполнить карты, куда записать ответ, как исправить ошибку. Вопросов в ходе проведения ЕГЭ не возникало.

В 2005-2006 году выпускники были активнее, поэтому в территории прошло 3 экзамена: пробный по математике и итоговый по русскому языку и математике, общий результат отмечен государственной экзаменационной комиссией как удовлетворительный.

Выпускники 2006 года получили объективную оценку по всем имеющимся в шкале оценок баллам “2”, “3”, “4” и “5”, что соответствует умственным способностям каждого участника ЕГЭ. В большинстве случаев ребята подтвердили результат, полученный от своих педагогов, однако проявились факты улучшения и ухудшения итоговой оценки на 1 балл. Характеризуется это разными причинами, но основным показателем является необъективность оценки учителей за усвоение учащимися школьной программы. Причем занижение балла является редким исключением, в большинстве случаев это завышение балла тем, кто не справляется с учебным материалом: знает только на “2”, а получает “3”. Такое положение дел наблюдается в каждой школе и почти в каждом классе, из года в год педагогические работники стараются поддержать учеников, которые не успевают по одному или нескольким предметам.

Так что же учителя думают по поводу ЕГЭ. Все подчинились требованиям управленческих структур, но не все согласились с такой формой проверки знаний. “Мы не слышим ребенка, не имеем возможности получить развернутый ответ, теряем личность”. Даже выпускники, спустя некоторое время, заявили: “А где же здесь личностный фактор?” Спорный вопрос. Да, перемены всегда даются трудно, тем более что приходится ломать систему, сложившуюся на протяжении десятков лет. Но в случае, когда государство заинтересовано качеством образования, это неизбежно. Если расставить все точки над “i”, то определенно понимаешь, что такая форма проверки знаний не просто удобнее, но и результативнее: можно опросить ученика сразу по нескольким темам, экзамен в виде теста легче перенести психологически – ответы всегда перед глазами, ЕГЭ дает шансы талантливым сельским ребятам поступить в престижные вузы России.

Экзамен для “двоечников”?

Правило, которое действует в период эксперимента, позволяет поставить в аттестат “3”, если работа выполнена на “2”. Несмотря на то, что это временный фактор, сегодняшний ЕГЭ облегчает позицию двоечников, полностью исключая неудовлетворительную оценку. Допускает ЕГЭ и снижение оценки медалистам, но только на один балл: вместо заработанной “4” в аттестат проставляется “5”. В том и другом случае комиссия действует в интересах ученика, однако не стоит расслабляться, опыт поступления в высшие учебные заведения показывает, что приемная комиссия обращает внимание не только на аттестат, но и на свидетельство о ЕГЭ, в котором зафиксированы реально полученные баллы. Выполнение заданий кратких измерительных материалов (КИМов) не вызывает у школьников трудностей, все ребята ясно представляют себе работу с тестами. В этом большая заслуга учителей, которые смогли внедрить в учебный процесс новые методики. В форме тестирования проводятся контрольные и зачетные работы. Учащиеся района принимают активное участие в ежегодном централизованном тестировании и успешно справляются с содержанием всех предметных областей. Именно эта широкомасштабная форма, позволяющая получить оценку в рамках итоговой аттестации выпускников, составляет основу ЕГЭ. Ориентируясь на факты централизованного тестирования, статистические и диагностические материалы можно с уверенностью сказать, что выпускники района готовы к новой форме выполнения экзаменационной работы, для большинства она является эффективной.

Проблема для педагогов?..

Педагогические работники продолжают сталкиваться с трудностями, которые в основном касаются организационных моментов проведения ЕГЭ. Практический опыт приобретен только в школах, на базе которых работал пункт проведения экзамена (ППЭ). Для успешного освоения механизма проведения ЕГЭ во всех средних общеобразовательных школах района проводятся семинары и практикумы, инструктивные совещания и индивидуальные консультации.

Каждый педагог на сегодня в совершенстве владеет структурой экзаменационной работы, которая включает в себя 3 группы заданий:

  • группа А – на выбор правильного ответа из нескольких вариантов,
  • группа В – задания с кратким ответом, которые надо вписать в пустые клеточки,
  • группа С – задания с развернутым ответом.

Настораживает учителей то, что все материалы обладают грифом строгой секретности, что проверка заданий первых двух групп осуществляется компьютером, что третья часть проверяется экспертами (несмотря на то, что они проходят специальную подготовку). В высказываниях педагогов очень много противоречий. Психологический анализ подтверждает скрытую мысль большинства учителей – с введением ЕГЭ теряется власть над учеником, выпускник автоматически становится независимым, каждый решает свою судьбу самостоятельно.

Основной вид деятельности во время проведения ЕГЭ заключается в заполнении многочисленного количества протоколов, что первоначально пугает участников эксперимента. Однако, приступив к работе негативное отношение, сменяется позитивом. Для педагогических и руководящих работников сегодня очевидно, что пока отрабатывается модель ЕГЭ, принимаются во внимание все замечания, высказанные участниками этого процесса необходимо получить навык, гарантирующий качественную работу вне эксперимента.

Данные социологического опроса среди школьников говорят о том, что они нуждаются в специальной подготовке к ЕГЭ, поэтому в большинстве своем склоняются к традиционным формам проведения экзамена. Положительная динамика новой формы экзамена зависит от общих усилий.

Что ждет выпускников?..

Официальные документы говорят о том, что ЕГЭ проводится по общеобразовательным предметам, перечень которых утверждается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в эксперименте. По результатам работы коллегии в нашем регионе принято решение – предложить выпускникам школ Владимирской области сдавать ЕГЭ в 2007 году по следующим учебным дисциплинам: русский язык, математика, химия, биология, физика. На каждый из этих 5 предметов учащийся имеет право выбора. Как и в прошлом учебном году обязательными остаются традиционные письменные экзамены: сочинение (русский язык и литература) и контрольная работа (математика), устные можно выбрать по желанию (3 любых предмета). Форма устных экзаменов включает в себя и ЕГЭ, а это значит, что выпускники 11-ых (12) классов могут полностью исключить из итоговой аттестации устные ответы, выбирая ЕГЭ по любым 5-ти предложенным предметам.

Многие наши выпускники ссылаются на опыт других регионов, где в форме ЕГЭ проходят письменные экзамены. Очень прельщает заменить сочинение тестовым материалом, но, к сожалению это невозможно.

В ряде регионов существует пример того, что если выпускник выбирает русский язык и литературу в форме ЕГЭ, то он освобождается от сочинения.

Одним словом, экспериментальная работа оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на принимаемое выпускниками решение. Во-первых, круг предметов уже определен и имеет конкретные границы выбора, во-вторых, при поступлении в высшие учебные заведения другого региона возникают сложности из-за различия утвержденных в форме ЕГЭ предметов.

Необходимо быть предельно внимательными! Заранее узнать о форме экзамена на факультет! Постоянно следить за информацией!

Как просчитать путь к успеху?..

Педагогические коллективы 22-х общеобразовательных школ района, где выпускники получают среднее (полное) образование уже приступили к организации проведения ЕГЭ. Среди основных направлений работы: социологический опрос, оформление наглядной информации, индивидуальные и групповые консультации для учащихся и их родителей. Главное о чем необходимо помнить в ходе подготовки, что кроме элементарного желания сдать экзамен в предпочитаемой форме существует ряд причин, определяющих необходимость использования той или иной формы итоговой аттестации. У каждого участника экзаменационного процесса свой интерес, следовательно, подход к решению вопроса носит сугубо индивидуальный характер.

Единственно правильное решение остается за выпускниками, которые научились просчитывать свои шаги к успеху. Влиять на это решение – значит перекладывать на себя груз ответственности. Для педагогических и руководящих работников важно своевременно информировать своих подопечных, исключая всякого рода давление на личность. К сожалению, были в нашей территории случаи, когда выпускники, слушая своих наставников, что свойственно любой школе, подвергались дополнительным экзаменационным испытаниям. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно помнитьсновном они касаются организационных моментов проведения ЕГЭ. , что образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте, самостоятельно определяют форму вступительных испытаний по тем общеобразовательным предметам, по которым в субъекте РФ, на территории которого расположены данные образовательные учреждения, ЕГЭ не проводится. Это устанавливается нормативными правовыми документами.

Какой же вывод мы можем сделать, оказавшись в волне преобразований? ..

Добровольцев единого государственного экзамена не так уж и много. Визуально их можно разделить на три основные группы. К одной относятся выпускники, которые точно знают, что на факультет выбранного ими учебного заведения обязательно нужны результаты ЕГЭ. Другая группа объединяет ребят, желающих проверить уровень своего образования, заранее зная, что результаты ЕГЭ не повлияют на результат поступления. Следующая группа учащихся – это те, кому абсолютно безразлична экзаменационная оценка, а форма ЕГЭ сокращает количество устных экзаменов. В ходе подготовки к экзамену возникают и частные ситуации, которые приходится решать в индивидуальном порядке. В любом случае каждый самостоятельно делает выбор, определяет свою роль в итоговой аттестации и принимает соответствующее решение.

Педагогические и руководящие работники средних общеобразовательных школ на фоне внешней готовности к ЕГЭ пытаются влиять на решение выпускников, выражая негативное отношение к инновационной форме экзамена. Допускаются случаи запретов на ЕГЭ. Родители вынуждены обращаться в вышестоящие структуры, чтобы получить достоверную информацию о ходе итоговой аттестации.

В период проведения экзамена в ряде педагогических коллективов наблюдаются типичные ошибки при оформлении пропуска, сопровождении выпускников до ППЭ, сотрудничестве со всеми участниками ЕГЭ.

Исходя из этого, следует что, принимая участие в апробации серьезной системы оценки качества среднего (полного) общего образования, обеспечивающей совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, необходимо подробно изучить процедуру единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Информация о ходе проведения ЕГЭ должна быть полной и доступной как для учащихся, так и для их родителей.

Долгом каждого руководителя является обеспечение последовательной и целенаправленной работы, создание оптимальных условий для эффективного результата деятельности всех участников инновационного процесса.

В приложении к данной работе даны формы статистической отчетности, анкеты, информационные материалы, которые апробированы в Александровском районе владимирской области.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6