Занятие №1. Тема: “Во саду ли в огороде…”
Цель: уточнение и расширение представлений детей об огородных и садовых растениях;
воспитание бережного отношения к родной земле, уважения к труду земледельцев.
Задачи:
- развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и
- устойчивость;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать восприятие вкуса, целостность восприятия и мелкую моторику;
- формировать логическое мышление;
- обогащать словарный запас детей;
- формировать умение оформлять в речи свои рассуждения, объяснения,
- доказательства; развивать связную речь.
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов занятия |
Оборудование |
Релаксация |
Организационный момент. 1. Мимические упражнения: “Семена растений”. Дефектолог. Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригрело семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, тянуться к солнышку. Повторить расслабление. На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи-“толстячки”, превратитесь в овощи-“худышки”. |
|
Зрительное восприятие, концентрация внимания Обобщение |
Сообщение темы. Дефектолог. Сегодня мы отправляемся на дачу к тетушке Алене. Посмотрим, какие растения растут на ее даче, и поможем ей собрать урожай. 2. Игр. упр. “Узнай и назови овощи” Дефектолог. Назовите растения, которые вырастила тетушка Алена. Назовите одним словом эти растения? (Овощи.) |
Таблица с контурными и наложенными изображениями овощей (рисунок 1) |
Объем слуховой памяти Целостность восприятия, мелкая моторика |
Дефектолог. Давайте поможем собрать тетушке Алене овощи в мешок. 3. Игра “Я положил в мешок” Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок свеклу”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок свеклу и капусту”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Дефектолог. Мышка забралась в огород и погрызла несколько овощей. Давайте сделаем их целыми. 4. Игр. упр. “Дорисуй вторую половину” |
Листы бумаги с изображением недорисованных овощей (рисунок 2) |
Восприятие вкуса |
Дефектолог. Тетушка Алена очень довольна тем, что вы спасли ей овощи. И за это она вас угостила. А чем, вы должны угадать. 5. Игра “Угадай на вкус” Дети с закрытыми глазами угадывают на вкус овощи. |
Блюдце с кусочками овощей; повязка для глаз |
Зрительная память Обобщение |
Дефектолог. Кроме овощей, тетушка Алена выращивает еще и другие плоды. Давайте посмотрим на картинку. 6. Игр. упр. “Запомни и назови картинки” Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем разложить в такой же последовательности у себя на столе. Дефектолог. Назовите одним словом эти плоды? (Фрукты.) Какие еще фрукты вы знаете? (Апельсин, мандарин, абрикос, виноград, персик, лимон, банан…) |
Таблица с изображением фруктов (рисунок 3); набор предметных картинок с изображением фруктов на каждого ребенка |
Моторная координация |
Физкультминутка. Яблонька У дороги яблонька стоит. Дети сопровождают текст движениями. |
|
Обобщение, классификация |
7. Игра “4-й лишний” Дефектолог. На каждой картинке одно растение чем-то отличается от трех других. Назови лишнее растение на каждой картинке и объясни свой выбор. |
4 карточки с изображением овощей, фруктов, ягод (рисунок 4) |
Анализ, сравнение |
8. Игр. упр. “Что общего и чем
отличаются?” Дефектолог. Назовите общие и отличительные признаки предметов: яблоко и мяч. |
|
Выделение существенных признаков; связная речь |
9. Составление описательного рассказа о любимом огородном или садовом растении (овощ, фрукт, ягода). Дефектолог. Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о тех растениях, которые она вырастила на даче. |
План-схема (рисунок 5) |
Итог. Дефектолог. Вам понравилось сегодняшнее путешествие? - В какие игры мы играли? - Какая игра понравилась больше всего каждому из вас? |
Занятие №2. Тема: “Овощные и фруктовые угощенья”
Цель: систематизация знаний детей об огородных и садовых растениях; расширение представлений об овощных и фруктово-ягодных блюдах; воспитание бережного отношения к родной земле, уважительного отношения к труду.
Задачи:
- развивать концентрацию и распределение внимания;
- развивать слуховую и зрительную память;
- развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;
- формировать логическое мышление;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать навыки словообразования и связную речь
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов занятия |
Оборудование |
Релаксация |
Организационный момент. 1. Мимические упражнения: “Ласковое солнышко”. Дефектолог. Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко. Дети имитируют расслабление. Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. Дети напрягаются. Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз. |
|
Произвольная сфера; мелкая моторика рук |
Сообщение темы. Дефектолог. Ребята, вы очень понравились тетушке Алене. Она снова приглашает вас к себе в гости на дачу. 2. Игр. упр. “Выложи ровную дорожку” Дефектолог. А пойдем мы по ровненькой дорожке, которую сами себе выложим. Необходимо пинцетом брать по одной фасоли и выкладывать в ряд на полоску бумаги. |
Фасоль (10 шт.), пинцет, узкая полоска бумаги на каждого ребенка |
Расширение словаря |
Беседа по теме. Дефектолог. Для чего выращивают овощи, фрукты и ягоды? - Что можно приготовить из этих растений? (Борщ, щи, гороховый, свекольный и картофельный супы; салаты, морковные, капустные и картофельные котлеты; овощную икру; компоты, соки, варенье и прочее.) - Для чего всем детям и взрослым полезно есть эти растения? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.) |
|
Объем слуховой памяти |
Дефектолог. Давайте тетушке Алене поможем приготовить борщ. 3. Игра “Я положил в борщ” Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в борщ свеклу”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в борщ свеклу и капусту”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. |
|
Тактильное восприятие |
5. Игра “Угадай на ощупь” Дефектолог. Угадайте, какие овощи оказались в кастрюле. |
Кастрюля, набор овощей |
Зрительно-моторная координация Словообразование |
Дефектолог. Тетушка Алена решила приготовить разные соки. 6. Игр. упр. “Запомни и нарисуй картинки” Детям предлагается запомнить порядок картинок, а затем нарисовать их в такой же последовательности у себя на столе. Время запоминания 15-20 секунд Дефектолог. Какой сок получился из моркови? (Морковный.) - Какой сок получился из яблока? (Яблочный.) - Какой сок получился из груши? (Грушевый.) - Какой сок получился из вишни? (Вишневый.) |
Таблица с изображением моркови, яблока, груши, вишни; бумага, карандаши (рисунок 6); |
Моторная координация |
Физкультминутка. Дефектолог. Давайте поможем тетушке Алене посолить капусту. Засолка капусты Мы капусту рубим, Дети сопровождают текст движениями. |
|
Переключение и распределение внимания |
7. Игра “Найди одинаковые блюда” Дефектолог. Тетушка Алена приготовила вкусные угощения. На некоторых блюдах у нее лежат одни и те же фрукты. Найдите, сколько таких блюд. |
Картинка с изображением фруктовых блюд, несколько из них одинаковые (рисунок 7) |
Установление логических связей и отношений между понятиями |
8. Игра “Подбери пару” Детям зачитываются три слова, первые два находятся в определенной связи. Детям нужно понять принцип этой связи (аналогии) и подобрать слово к третьему.
|
|
Логическое мышление |
9. Логическая задача Марина и Таня пили разные соки – яблочный и виноградный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня? |
|
Связная речь |
10. Составление рассказа на тему: “Как мы варили борщ” Дефектолог. Давайте подарим на память тетушке Алене свои рассказы о том, как мы варили борщ. |
План-схема |
Итог. Дефектолог. О чем мы сегодня говорили? - Что вы можете рассказать о фруктах, овощах и ягодах? Чем они отличаются? Чем они полезны? |