Деловая игра "Идущие вместе"

Разделы: Школьная психологическая служба


В ноябре 2006 года в Саитбабинской МОУСОШ состоялся семинар работников социально- психологической службы Гафурийского района. С целью координации деятельности между социальными педагогами и педагогами – психологами была проведена деловая игра “Идущие вместе”. Такая форма работы позволила участникам семинара, молодым специалистам обменяться опытом, осознать необходимость совместной работы и определить зоны ответственности.

Цель: осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в образовательном учреждении, определение зон ответственности.

Участники: социальные педагоги и психологи, работающие в школах

Продолжительность игры: 1 час.

Ход игры.

Ведущий приглашает членов семинара в зону, где стулья стоят в кругу, они занимают места.

Ведущий:

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в деловой игре “Идущие вместе”. В ходе работы мы будем говорить о профессиональной деятельности педагога-психолога и социального педагога, какой должна быть социально- психологическая служба.

У нас есть возможность всем вместе на машине времени попасть в школу нашей мечты. Машина времени устроена так, что для перемещения куда-либо мы должны точно задать параметры. Параметрами в нашем случае являются профессиональные роли, которые вы играете или можете сыграть в коллективе.

Итак, в нашей игре участвуют: члены администрации школы и наши гости - психологи и социальные педагоги, работающие в школах нашего района.

Разминка.

Итак, параметры заданы. Для отправления нужно подать сигнал. Будьте внимательнее. Время – это движение! Сейчас все участники должны положить свою правую руку на левое колено соседа справа, левую – на правое колено соседа слева. Капитан корабля дает сигнал для отправления – хлопок по колену коллеги. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к капитану. Мы переместились в будущее и теперь нам нужно создать социально-психологическую службу в идеальной школе. Но сначала капитан Машины времени должен быть уверен, что мы команда, что мы сплочены и понимаем друг друга, иначе ничего не получится.

Упражнение 1. “Цепь доверия”

Группа двигается по классу с закрытыми глазами и выставленными на уровне талии руками (вперед ладонями). При встрече рук происходит рукопожатие, и дальше движение осуществляется в паре, при этом каждый выставляет уже одну руку. Игра прекращается, когда вся группа образует единую цепь.

Упражнение 2. Участникам предлагается представиться и оценить степень сотрудничества по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают.

Упражнение3. Мы – команда! У нашего коллектива большое, сердце, оно радуется

И грустит, переживает и сострадает.

(Участникам по кругу предлагается вначале сказать, что в работе меньше всего нравится, а затем) следующий круг, что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение)

Упражнение 4. А теперь следующий параметр, необходимый для путешествия на Машине времени. Для того, чтобы определить, по какому пути мы будем двигаться в идеальной школе, Надо вспомнить точку, откуда мы начинаем движение. Это школа, в которой вы работаете, наша реальная школа. Давайте разделимся на группы. Каждая группа должна придумать видеоролик о типичной сцене из жизни школы. Затем группы по очереди будут показывать его, а остальные должны узнать демонстрируемое событие.

Ведущий. Мы определили исходную точку путешествия. Давайте представим свою работу участникам учебно-воспитательного процесса и выясним, что же они от нас ждут.

Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей:

  • директор школы
  • заместитель директора по воспитательной работе
  • классный руководитель
  • учитель-предметник
  • родитель
  • подросток.

Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы.

Из числа участников выбираются по три социальных педагога и три психолога. Инструкция: Ваша задача – представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем и т.д.)

В течение полутора – двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. По истечении времени по часовой стрелке к следующему участнику.

После завершения работы по внутреннему кругу предлагается по кругу высказаться о соответствии специалистов ожиданиям участников.

Ведущий обобщает, чего каждый участник ждет от психолога и социального педагога.

Ведущий. Жизнь в школе бурлит, и теперь можно приступить к определению той точки нашего путешествия, где будет школа нашей мечты. Вы видите перед собой модель идеальной школы (здание школы с пустыми окнами Ее окна открыты для нас, но пока мы не знаем, к чему стремимся, куда хотим попасть. На ватмане есть список “Окон” - тем. Для начала проанализируйте их.

“Окна” - темы – участники УВП

  1. Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители;
  2. Дети, молодежь, которые испытывают трудности;
  3. Семьи социального риска
  4. Семья
  5. Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития
  6. Группы и коллективы.

“Связующая нить”

Психологи и социальные педагоги определяют зоны ответственности. Обсуждение результатов.

Инструкция. Уважаемые коллеги, мы определили участников учебно-воспитательного процесса. Теперь нужно будет назвать функциональные обязанности и направления работы. А для этого нужно будет выбрать по одной теме из этого списка, кратко охарактеризовать работу и встать в круг, взявшись за нашу нить.

Ведущий. Вот мы и достигли на своей Машине времени этой желанной временной точки. Мы, Идущие вместе, будем работать единстве, т. к. мы нужны школе, а школа нужна нам.

Упражнение “Сказочный талисман

Необходимые материалы: бумага, фломастеры, цветная бумага, шерстяные нитки разного цвета, ножницы, открытки и т.д.

Инструкция “Сейчас у каждого участника будет возможность сделать сказочный талисман, помогающий в работе соседу слева. Постарайтесь вложить в него то, что поддержит, рассмешит, напомнит, защитит, откроет ресурс”

Ход работы:

Изготовление талисмана (можно включить приятную мелодию). Время работы 10-15 минут;

С готовыми талисманами участники садятся в круг, каждый вручает талисман соседу слева с пожеланиями и объяснениями

Участники УВП Социальный педагог Педагог-психолог
Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Защищает права и интересы

Профилактика и предупреждение правонарушений, преступлений. Организация видов социально-значимой деятельности. Помощь в профессиональном самоопределении.

Пропаганда здорового образа жизни. Общечеловеческих ценностей

Профилактическая работа. Просветительская работа. Консультативная работа

Развитие способностей. Измерения, подготовка заключений и рекомендаций Психодиагностика. Профориентационные исследования, профконсультации

Забота о психическом здоровье, участие в создании развивающей, психологически комфортной среды

Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуации Организация учета, социально-педагогическая помощь и поддержка Психокоррекционная работа. Психологическая помощь.
Семьи социального риска Помощь  
Семья Социально-педагогическая помощь родителям Помощь семье в воспитании детей, создании благоприятного микроклимата
Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития Обеспечение социально-педагогической помощи и поддержки Психокоррекционная работа Психологическая помощь
Группы и коллективы   Участие в создании благоприятного психологического климата

 

Социальный педагог Педагог-психолог
1. Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители Ученики, родители, семья, учителя
2. Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации Лица, нуждающиеся в психологической помощи, лица, находящиеся в зоне психологического риска
3 Дети и молодежь с особенностями у умственного и физического развития Лица, нуждающиеся в психологической помощи
4 Группы и коллективы  
5. Семьи социального риска Семья

 

Дети, молодежь, педагоги, семьи, родители

Дети и молодежь, которые испытывают трудности в социализации, находятся в экстремальной ситуации

Семьи социального риска

Семья

Дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития

Группы и коллективы