Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Задачи:

  1. Развитие зрительного внимания.
  2. Развитие стратегий зрительного опознавания.
  3. Развитие графомоторных функций.

Состоит из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей 5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятие 1.

Упражнение 1. “Пирамидка”.

Инструкция: Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется время – 1-3 мин.)

Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунки 1, 2).

Инструкция: Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже на сюжетных).

Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.

Инструкция: Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках (например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).

Минутка отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются” друг с другом.

– Мама, мама!

– Что сынок?

– Гости едут!

– Ну и что?

– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)

– Проходите, неспешите, только ножки оботрите!

Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.

Инструкция: Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее крупных).

Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 3 – верхний).

Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.

Занятие 2.

Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.

Инструкция: Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться должно только одно животное).

Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).

Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 3 – нижний).

Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.

Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 4).

Инструкция: Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его.

Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.

Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.

Занятие 3.

Упражнение 1. “Корректурная проба” (рисунок 5).

Инструкция: Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время выполнения).

Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.

Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).

Упражнение 3. “Разрезные картинки”.

Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).

Минутка отдыха: см. занятие 1.

Упражнение 4. “Путаница”.

Инструкция: Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.

Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунки 6, 7).

Инструкция: Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.

Занятие 4.

Упражнение 1. “Проведи линии по точкам” (рисунок 8 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.

Упражнение 2. “Найди нужные предметы” (рисунок 9 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.

Упражнение 3. “Плавные дорожки” (рисунок 10 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.

Упражнение 4. “Заплатка”.

Инструкция: Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. Равенна).

Упражнение 5. “Разрезные картинки”.

(См. занятие 3, упражнение 3).

___________________
* данные рисунки приводятся в качестве примера; возможно использование различных вариантов.

Приложение (рисунки)

Литература.

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.

2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика и коррекция зрительного гнозиса.