Задачи:
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие стратегий зрительного опознавания.
- Развитие графомоторных функций.
Состоит из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей 5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста детей).
Занятие 1.
Упражнение 1. “Пирамидка”.
Инструкция: Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется время – 1-3 мин.)
Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунки 1, 2).
Инструкция: Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже на сюжетных).
Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.
Инструкция: Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках (например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).
Минутка отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются” друг с другом.
– Мама, мама!
– Что сынок?
– Гости едут!
– Ну и что?
– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)
– Проходите, неспешите, только ножки оботрите!
Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.
Инструкция: Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее крупных).
Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 3 – верхний).
Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.
Занятие 2.
Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.
Инструкция: Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться должно только одно животное).
Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).
Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 3 – нижний).
Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.
Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 4).
Инструкция: Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его.
Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.
Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.
Занятие 3.
Упражнение 1. “Корректурная проба” (рисунок 5).
Инструкция: Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время выполнения).
Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.
Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).
Упражнение 3. “Разрезные картинки”.
Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).
Минутка отдыха: см. занятие 1.
Упражнение 4. “Путаница”.
Инструкция: Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.
Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунки 6, 7).
Инструкция: Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.
Занятие 4.
Упражнение 1. “Проведи линии по точкам” (рисунок 8 – только в бумажном варианте).*
Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.
Упражнение 2. “Найди нужные предметы” (рисунок 9 – только в бумажном варианте).*
Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.
Упражнение 3. “Плавные дорожки” (рисунок 10 – только в бумажном варианте).*
Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.
Упражнение 4. “Заплатка”.
Инструкция: Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. Равенна).
Упражнение 5. “Разрезные картинки”.
(См. занятие 3, упражнение 3).
___________________
* данные рисунки приводятся в качестве примера;
возможно использование различных вариантов.
Литература.
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика и коррекция зрительного гнозиса.