Пояснительная записка
Актуальность элективного курса “Психология. Загадки разума” для учащихся данной возрастной категории (9 класс) обусловлена несколькими причинами:
- вхождение в юношеский возраст связано с активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них абстрактно-логического мышления;
- началом возрастного кризиса, когда формируются качественно новые и закрепляются сформированные ранее индивидуальные особенности;
- формирование Я - концепции, самосознания и самопознания, которые имеют важное значение для всего последующего развития и становления человека как личности.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся психологической культуры на основе прогрессивных научных знаний, опыта практической деятельности, гуманистического мировоззрения.
Элективный курс “Психология. Загадки разума” нацелен на решение следующих основных задач:
- формирование у учащихся системы научных психологических знаний;
- развитие умения обобщать психологические факты и делать выводы на их основе;
- способствовать собственному самопознанию и самоопределению учащихся, обоснованному выбору профиля обучения;
- воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к человеку, к развитию и личностному росту.
Реализация программы курса предполагает:
- значительную степень новизны учебного материала для учащихся;
- гуманистический характер взаимоотношений между педагогом и учащимися;
- широкое использование проблемного, эвристического и практико-ориентированного обучения для получения психологических знаний.
Общее количество занятий – 14 часов.
Виды занятий
1.Лекционные - 7 часов:
- овладение учащимися на научном уровне основным содержанием психологической науки.
2.Практические – 7 часов:
- использование различных форм упражнений, тестовых методик, интерактивных психологических экспериментов.
Содержание занятий данного курса строится на логике постепенного освоения учащимися “основных блоков категориального каркаса психологического познания”, предложенных Петровским А.В., и соответствует возрастным особенностям учащихся.
Предлагаемый элективный курс позволяет отразить подчиненность психических процессов объективным закономерностям, расширяет теоретические познания и практические навыки школьников в области общей психологии.
Таким образом, элективный курс “Психология. Загадки разума” формирует осознанное представление о каждом человеке как об индивидуальности, которая обладает безусловной ценностью и уникальностью.
Важной содержательной линией курса является понятие о гармоничной личности как о цели развития человека, достижимой через самопознание и самосовершенствование. Идея о роли в становлении личности ее собственной активности является связующей между элементами курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
Программа курса обладает достаточной для проведения контроля рациональностью и иерархичностью, дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов.
Контроль изучения курса предполагает выполнение учащимися тестовых заданий, результаты которых они имеют возможность оценить сами. Кроме того, учащиеся к концу курса выполняют творческую работу, представляемую на обсуждение в группе. А также в ходе занятий заполняют индивидуальную карту исследования познавательных процессов, Полученные материалы могут служить для пополнения папки учебных достижений учащегося (портфолио). Таким образом, контроль ориентирован на само- и взаимопроверку.
Рациональное распределение материала программы, вызывающего познавательный интерес у учащихся, во времени, использование активных методов обучения (компьютерная диагностика, лекция с использованием видео-материалов, интерактивные психологические эксперименты) делают возможным качественное усвоение знаний и получение запланированных результатов.
Учебно-тематический план
№ | название темы | количество часов | ||
всего | лекции | практика | ||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2. | Ощущение и восприятие | 2 | 1 | 1 |
3. | Внимание | 2 | 1 | 1 |
4. | Память | 2 | 1 | 1 |
5. | Мышление и воображение | 2 | 1 | 1 |
6. | Эмоции. Стресс | 2 | 1 | 1 |
7. | Характер и темперамент | 2 | 1 | 1 |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 14 | 7 | 7 |
Содержание программы (14 часов)
Введение. Психология как наука. (1 ч)
Общая характеристика психологии как науки. Психология как наука о душе, сознании, поведении, механизмах и закономерностях психики. Основные психологические понятия, проявления психики, отрасли психологии. Психология научная и житейская. Методы психологии, их специфика.
Ощущение и восприятие (2 ч)
Общая характеристика ощущения и восприятия, их свойства, виды. Феномены восприятия. Восприятие удаленности, движения, цвета. Чувствительность, ее пороги. Сенсорная депривация.
Демонстрация иллюзий восприятия (рисунки Артура Герлинга, Тревора Баунфорда, Кейта Кея, Жана Ларше, Ройтерсвальда <Рисунок 1>, <Рисунок 2>).
Внимание (2 ч)
Общая характеристика внимания, его виды, свойства. Развитие внимания.
Внимательность и наблюдательность как черты личности.
Демонстрация свойств и эффектов внимания. Диагностика и тренировка внимания (методики “Черно-белые кружки”, “В магазине”, таблицы для распределения внимания, компьютерная диагностика: интерактивный эксперимент Энн Трайсманн).
Память (2 ч)
Общая характеристика памяти человека. Виды памяти. Значение памяти. Основные методы и закономерности запоминания. Ассоциации. Причины забывания. Феномены памяти. Мнемотехники. Видео-лекция: Д.Андерсон “Как актеры запоминают роли”. Составление памятки “Правила обращения с памятью”.
Демонстрация эффектов запоминания разными методами заучивания. Метод последовательного воспроизведения Бартлетта. Мнемотехники <Рисунок 3>.
Компьютерная диагностика: “Память на шахматные фигуры”.
Мышление и воображение (2 ч)
Общая характеристика мышления. Виды мышления. Перцептивное, механическое, пространственное, вербальное, числовое мышление. Творческое мышление и воображение. Виды воображения. Решение мыслительных задач и творческая деятельность. Методы стимуляции творчества.
Интеллект. Интуиция, талант, гениальность.
Интерактивные психологические эксперименты: “Башня Ханоя”, “Миссионеры и каннибалы”.
Эмоции. Стресс (2 ч)
Понятие об эмоциях и чувствах. Виды и функции эмоций, их внешнее выражение. Роль эмоций в жизни человека. Стресс и фрустрация. Аффекты.
Саморегуляция психических состояний. Упражнения-формулы. Упражнения-релаксации.
Темперамент и характер (2 ч)
История развития представлений о темпераменте. Типы темперамента, их диагностика.
Характер как социальная характеристика человека. Степень выраженности, акцентуации. Типологии характера (типология социальных характеров Фромма, типология манипулятивных типов характера Э.Шострома, типология психосоциотипов, сенсорная типология, психогеометрическая типология С.Деллингер).
Формирование характера. Характер и личность. Личностный рост.
Определение типа темперамента. Построение личностного профиля. Психогеометрия.
Итоговое занятие (1 ч)
Представление и защита учащимися творческих проектов.
Список литературы, рекомендуемой для учителя:
- Общая психология: Учеб.для студентов пед.институтов /А.В.Петровский и др.- М.; Просвещение, 2001.
- Самоукина Н.В.Игры в которые играют…-Дубна: “Феникс”,1996.
- Как улучшить память/М.Курланд: Пер.с англ. Г.Кривошеиной.- М.:Изд-во Астрель,2003.
- Оптические головоломки. Пер. с англ. Е.Токаревой. – М.: Эгмонд Россия Лтд, 2003.
- Человек: психология: Кн.для учащихся ст.классов / Коломинский Я.Л.-М.;Просвещение,2002.
- CD-ROM “Суперинтеллект”,Compedia Ltd, 2003.
- CD-ROM “Загадки разума”,Руссобит Паблишинг,2004.
рекомендуемой для учащихся:
- Пономаренко Л.П.Психология для старшеклассников: В 2 ч.-М.; Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,2001.
- Человек: психология :Кн.для учащихся ст.классов/ Коломинский Я.Л.- М.;Просвещение,2002.
- Я - целый мир: программа развития личности подростков и юношества. Одинцова М.А.Изд-во: ИТП,2005.