Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения, включающего в себя получение знаний о себе и о мире профессий; формирование психолого-педагогических условий для развития социально-психологической адаптации учащихся являются основными целями программы психологического сопровождения предпрофильной подготовки
Цель занятия:
1. Формирование позитивного “Образа Я” в результате самопознания и самоанализа
2. Познакомить учащихся с понятием “Темперамент”
3. Обсудить влияние темперамента на выбор профессии
Материалы:
1. Школьный словарь иностранных слов
2. Иллюстрация Х. Бидструпа “Четыре темперамента”
Ход занятия
1. Слово учителя
Мы с вами знаем, что большое влияние на наше поведение оказывает характер. Он определяет способ действия и само действие; формируется характер в зависимости от отношения к себе и к другим людям, к делу, которым занимаешься, в зависимости от целей и интересов. Черты характера можно изменить, если захотеть достичь цели, результата, улучшить отношения с окружающими.
Сегодня мы попробуем разобраться с понятием “темперамент”
2. - Как вы считаете, что такое темперамент? (мнение детей)
Темпераментом называют врожденные особенности человека - скорость реакции, темп работы или общения людей, эмоциональность, уровень общей активности.
- В чем главное отличие темперамента от характера? (В том, что характер можно изменить, а темперамент - нет)
Различают четыре типа темперамента:
- сангвиник
- флегматик
- холерик
- меланхолик
Каждый тип темперамента имеет положительные и отрицательные стороны. Свойства темперамента проявляются, прежде всего, в неожиданных и экстремальных для человека ситуациях, в новых для него условиях.
Не следует путать черты характера и свойства темперамента. Добрым, вежливым, трудолюбивым может быть человек любого темперамента, но проявляться эти черты будут по-разному.
3. Работа в группах (4 группы)
- Найдите определение типов темперамента в словарях, рассмотрите рисунок Х. Бидструпа и попробуйте описать особенности проявления типов темпераментов. (Результаты обсуждения записываются, озвучиваются, психолог дополняет ответы учащихся)
4. Опишите, как поступает человек, относящийся к определенному типу темперамента, в предлагаемых ситуациях. (Каждая группа от имени одного типа темперамента)
- В автобусе сильно толкнули и наступили на ногу
- На скучном уроке
- В новом классе
- Во время ссоры
- Во время ответственной контрольной работы
- Когда обижен на несправедливость.
Итак, поведение человека во многом определяется типом темперамента. А как вы считаете, необходимо ли учитывать свой тип темперамента при выборе профессии?
Посмотрите еще раз на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.
6. Диагностика. Определение типа темперамента (опросник Айзенка).