Одной из наиболее важных проблем обучения в современном колледже является адаптация организма не только к учебной нагрузке, но и к резкой смене окружающей социальной и психологической среды студентов.
Адаптация – это динамичный процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода, именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. (1)
Адаптация молодого человека в среднем специальном заведении является важным составным элементом в системе учебной деятельности. По причине того, что процесс адаптации чрезвычайно динамичен, и его успех во многом зависит от целого ряда объективных и субъективных условий, функционального состояния и так далее, то есть каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию, то изучение механизмов и закономерностей адаптации студента в разнообразных учебных условиях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.
Большой интерес представляет для исследования социально – психологическая адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у студента требуемого уровня в учебной деятельности; от того насколько быстро и легко проходит адаптация, насколько больше отдача сил, энергии и интеллекта от студента.
На процесс адаптации к новой культурной среде влияет ряд факторов:
– индивидуальные характеристики – демографические и личностные (в том числе возраст);
– ситуативные.
К личностным характеристикам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Спилберга.
К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на адаптацию человека, относят лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура.
К личностным факторам, негативно влияющим на процесс адаптации, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других. (10).
В связи с этим, исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса в первые месяцы обучения в среднем специальном заведении, является актуальной проблемой.
База реализации программы: Бийский педагогический колледж, студенты первого курса всех отделений.
Цель программы: Выявить особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в среднем специальном заведении, дать соответствующие рекомендации классным руководителям, преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации, провести тренинговые занятия.
Задачи:
1. Исследовать психологическое состояние студентов в процессе адаптации.
2. На основе сделанных выводов предложить рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации студентов.
3. Провести тренинги, способствующие наиболее оптимальной адаптации студентов к обучению, снижению уровня тревожности, повышению самооценки студентов.
4. На родительских собраниях затронуть вопрос о социальной адаптации и дать соответствующие рекомендации.
5. Провести повторное исследование.
Объект исследования: особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в Бийском педагогическом колледже.
Предмет исследования: психологическое состояние студентов первого курса.
Гипотеза: Оптимизации процесса обучения студентов – первокурсников способствует исследование уровня психологической адаптации и включение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций, позволяющих снизить влияние дезадаптирующих факторов в первые месяцы учебных занятий, психологических тренингов, работы с классными руководителями, преподавателями и родителями.
Критерии результативности:
1. Уровень тревожности.
2. Степень социальной адаптации.
3. Уровень самооценки.
4. Уровень общительности.
Используемые методы и методики:
Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические методы: Метод определения социальной адаптации (А.Антоновский), Методика определения уровня тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), Методика определения уровня общительности (Ю.И. Киселев), Методика определения самооценки личности Ю. И. Киселева.
Практическая и теоретическая значимость: результаты и материал исследования могут способствовать лучшему пониманию причин социально-психологической дезадаптации студентов в процессе обучения в вузе и оптимизировать процесс адаптации студентов-первокурсников.
Основные этапы программы:
№ этапа | Вид работы | Время проведения |
1. | Диагностика уровня адаптации студентов первого курса к условиям обучения в колледже. Приложение 1. | Октябрь |
2. | Работа с родителями. Приложение 2. | Ноябрь |
3. | Ознакомление студентов с рекомендациями. Приложение 3. | Ноябрь |
4. | Тренинговые занятия. Приложение 4. | Декабрь. |
5. | Повторная диагностика | Январь |
6. | Индивидуальное консультирование студентов, имеющих трудности в адаптации, родителей, преподавателей работающих с данными студентами | Январь |
- Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П., Стельникова Г.В., Вазина А.Н.- М.: “Медицина”, 1977.
- Адаптация человека. Под ред. Варабашевой В.И., Лихницкой И.И.- Ленинград: Издательство “Наука”, 1972.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.М., 1976.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.
- Лукьяненко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.
- Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. М.,2004.
- Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений, том 2-й, под ред. Академика РАМИН Б.И. Ткаченко. СПб., 1994.
- Прусов В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. Ленинград, 1989.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 2001.
- Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977.
- Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997.