Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два направления. Первое – собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование высших психических функций. Второе направление – методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы. Они направлены в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений и т.д.
Опыт отечественных учёных (А.В.Семенович, Е.А.Воробьёвой и д.р.) показывает, что оптимальным является “системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния” [5].
Большинство исследователей отмечают, что умственное недоразвитие, детей-олигофренов, обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни в связи с внешними вредными воздействиями.
Отличительной чертой детей – олигофренов является тугоподвижность, инертность психических процессов, в силу чего они склонны к стереотипности в мышлении, действиях. По особенностям своего поведения эти дети далеко не однородны: одни возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированны; другие более уравновешены, спокойны и дисциплинированы, есть крайне вялые, заторможенные, медлительные [1].
Нарушение внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумение слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей[4].
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение) [4].
По современным научным данным (Сиротюк А.Л. и д.р.), динамика развития высшей нервной деятельности, показывает, что возраст 5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, влияние, память.
Исследования Горской И.Ю., Синельникова Т.В. свидетельствует, что возрастная динамика развития различных видов способностей детей-олигофренов соответствует общими биологическими законами развития, т.е. сначала происходит период роста, затем наступает стабилизация и постепенный спад показателей, отражающий уровень развития способностей. Но вместе с тем, периоды максимальных значений приходиться у олигофренов на поздние возрастные промежутки (в среднем на 2-3 года)[2].
Согласно этим данным возрастной состав исследуемой группы составил 11-12 лет, т.е. группа была представлена учащимися 5 класса. Проводилось исследование уровня умственного развития по методике Зямбоцявичене, в основе которой можно посмотреть качественный показатель недостатка произвольного внимания, импульсивности. Этот показатель рассчитывается из числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще[3]. В данной группе уровень импульсивности, недостатка произвольного внимания в среднем составил 14 % от общего числа ответов, при максимальном значении 29%, минимальном равном 6%.
Снижение импульсивности учащихся имеющих интеллектуальную недостаточность, наиболее эффективно, при использовании приёмов нейропсихологического метода коррекции, направленных на обучение владения ребёнком своего тела и уменьшения напряжения.
Обучение владению учащимися своим телом, снятие двигательного напряжения, возможно, осуществить через растяжки, оптимизацию и стабилизацию общего тонуса тела.
Растяжка нормализует гипертонус (неконтролируемое чрезмерное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая вялость) мышц. Регуляция мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам, от колен к пальцам ног.
Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий, снижение утомления через дыхательные, кинезеологические упражнения, визуализацию.
Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые и д.р. образы). Визуализация происходит в обоих полушариях, что эффективно развивает мозолистое тело, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться закрытыми глазами.
Расширение сенсомоторного репертуара осуществляется при помощи глазодвигательных упражнений, одновременных и реципрокных (перекрёстных) телесных упражнений.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения за счет лучшей обработки сенсорной информации и построения сложных схем образов.
Коррекционные движения тела (одновременные и реципрокные (перекрёстные) телесные упражнения) и пальцев (кинезеологические упражнения) обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие дополнительных непроизвольных движений и мышечных зажимов. При регулярном выполнении реципроктных движений образуется и миелинизируетмя большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрёстных упражнений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга. Движения пальцами развивают тонкую двигательную координацию и, следовательно, мозолистое тело[4].
Снижение эмоционального напряжения достигается при релаксации. Релаксация является состоянием расслабленности, которое появляется после снятия напряжения.
Подготавливать занятия по снижению импульсивности для детей имеющих интеллектуальные нарушения мы предлагаем с учетом принципов:
- структурированности, т.е. коррекцию импульсивности с детьми имеющими интеллектуальную недостаточность проводят используя программу занятий с единой структурой. Это позволяет снизить тревожность и повысить успешность выполнения упражнений.
- концентрирования, т.е. постепенного усложнения заданий, с использованием базовой структуры.
- многократного повторения. Данный принцип также позволяет увеличение числа занятий, за счет их дублирования, до получения положительных результатов. Особенности психических процессов детей с интеллектуальной недостаточностью позволяют использование дублированных занятий, как этап закрепления для повышения их эффективности и улучшения эмоционального фона детей при постоянном успехе. Постоянное наполнение занятий новым материалом у детей с интеллектуальной недостаточность приводит к быстрому пресыщению и утомлению, это отражается на интересе к посещению занятий и выполнению упражнений.
Использование приёмов нейропсихологического метода коррекции при работе с детьми имеющими интеллектуальную недостаточность возможно специалистами (психологами, дефектологами), работающими в учреждениях VIII вида.
На основе изложенного выше материала была составлена программа “Коррекция импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста” [Приложение 1]. После прохождения программы занятий ребята станут более внимательные, научаться чувствовать и управлять своим телом. В целом это обусловит снижение импульсивности детей. В исследуемой группе учащихся, показатель недостатка произвольного внимания и импульсивности снизился на 5 % по сравнению с контрольным исследованием. В среднем он составил 9 %, при max значении 16 %, а min = 0. Косвенно это отразилось на умственном развитии, т.к. 77% ребят исследуемой группы увеличили этот показатель.
Подробнее о программе “Коррекция импульсивности детей с интеллектуальной недостаточностью среднего школьного возраста” можно узнать, задав ваши вопросы по адресу: dovzhenko_a@mail.ru
Используемая в статье литература:
- Власова Т.А., Певзнер М.С. “О детях с отклонениями в развитии”: М., “Просвещение”, 1973 г. – 175с.
- Горская И.Ю., Синельникова “Координационные способности школьников с нарушением интеллекта”: Омск, СибГАФК НИИ ДЭУ, 1999 – 80с.
- Никишина Б.С. “Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития”: М., ВЛАДОС, 2003 – 128с.
- Сиротюк А.Л. “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям, педагогам”: М., ТЦ “Сфера”, 2002 – 128с.
- Семенович А.В. “Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте”: М., “Академия”, 2002 – 232с.