Требования к преподавателю. Занятие рассчитано на преподавание профессиональным психологом (педагогом-психологом). Преподаватель должен владеть активными формами работы, уметь организовать творческую атмосферу, свободное обсуждение творческих задач, применять элементы психологического тренинга и элементов коррекции в процессе выявления негативных компонентов личностного развития учащегося и его нервно-психического состояния методом цветовых выборов Люшера и выборов образа, направленных на выявление адекватности становления поло-ролевой идентичности. На занятии необходимо создать атмосферу доверия и раскрепощённости, в которой учащиеся могут свободно высказывать свои мысли относительно своей творческой работы.
Важным условием реализации целей и задач занятия является диалогичность в процессе его проведения, что исключает критические оценки, морализаторство, требует от педагога навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при различных, иногда для него лично неприемлемых мнений и высказываний.
Именно психологу, который не ведёт обычных уроков, не должен сверять правильность ответов учащихся с некими стандартами, не связан в их восприятии с оценочной деятельностью, это сделать легче, чем учителю. Однако эмоциональная вовлечённость учащихся в процессе творческой работы не должна помешать диагностической составляющей занятия, развивающей, творческой его части и началу коррекционной проработки, выявленных проблем личности учащихся. Педагог-психолог должен владеть также методами налаживания дисциплины без подавления личности и инициативы учащихся.
Цели занятия: Воспитание цельной гармоничной личности учащегося.
Задачи занятия:
1. Выявить наличие глубинных проблем личности, актуальность состояния, базисных потребностей, индивидуального стиля переживания, типа реагирования и степени адаптированности учащихся методом цветовых выборов М. Люшера в адаптации Л.Н. Собчик.
2. Определить адекватность становления поло-ролевой идентичности учащегося на основе выборов образов витражных композиций.
3. Создать условия для развития творческого воображения, художественного вкуса, навыков рефлексии при освоении техники витражного искусства.
4. Использовать результаты диагностики для формирования групп учащихся с личностными проблемами.
Оборудование и материалы:
- витражные краски;
- краски для витражей декоративные с блёстками;
- витражные заготовки образов, выполненные из органического стекла или пластмассы;
- бланки регистрации порядка цветового выбора и выбора образа для производства витража.
Ход занятия
1. Организационная часть:
педагог-психолог знакомится с группой, затем учащимся объявляется тема занятия, далее детям предлагается ознакомиться с материалами необходимыми при проведении витражных работ, введение в тему занятия.
2. Инструкция учащимся:
“Сейчас Вы подойдёте к столу и выберите наиболее понравившийся Вам образ (фигуру) для производства витража. В бланке, где фиксируется образ (см. таблицу № 1), отметьте Ваши данные и в таблице выбранную Вами фигуру, которую Вы отобрали для работы. Каждый из Вас возьмёт со стола по комплекту витражных красок и выберет 1-2 декоративные витражные краски для украшения витражного образа, если, по-вашему, в этом есть необходимость. Флаконы с красками имеют острый носик, надавливая на флакон Вы наносите краску непосредственно на витражную поверхность, таким образом, раскрашивая фрагмент за фрагментом витражного образа. Не забывайте отмечать в бланке последовательность нанесения цветов и указывать, какие фрагменты витражного образа выполнены этим цветом. Так как в наборе витражных красок находятся всего 6 цветов, то Вы можете, смешивая краски получить дополнительные цвета. Например, смешав чёрный и белый цвета, Вы получите серый, смешав, чёрный и красный – коричневый, а при смешении красного и синего – фиолетовый цвет”. После оглашения инструкции, педагог-психолог задаёт учащимся вопросы: “Поняли ли Вы задание?”, “Есть ли у кого вопросы?”.
3. Выполнение группой задания.
Педагогу-психологу в процессе работы над заданием необходимо наблюдать за творческим процессом учащихся, правильным соблюдением условий инструкции и при необходимости корректировать ход творческой работы в рамках заданных параметров. При обращении к педагогу-психологу учащегося за помощью следует, используя наводящие вопросы, стимулировать самостоятельное творческое решение ребёнка или подростка. В ходе урока каждый учащийся должен ответить на вопросы, касающихся тех или иных выборов образов и выборов цветовых решений. Вопросы должны быть открытыми, чтобы получить более подробную информацию. Они должны побуждать высказывать свою точку зрения учащимся, заставлять его задуматься о неожиданных аспектах привычных отношений или событий:
- Почему ты выбрал именно этот образ?
- Чем он тебе близок?
- Что он для тебя означает?
- Что ты чувствуешь по отношению к образу, когда цветовая гамма его поверхности решена?
- Как изменится твоё отношение к образу, если изменить цветовое решение его поверхности?
Количество вопросов и их направленность ограничиваются только рамками занятия.
Если возникает ситуация недовыполнения задания, например, некоторые фрагменты фигуры учащийся забывает прокрашивать, то необходимо обратить внимание на неотработанные фрагменты фигуры и их проекцию на тело человека. Возможно, ребёнок не принимает своё телесное “Я”, что будет говорить о проблеме дисморфофобии, так часто проявляющейся в подростковом возрасте, или отрицания в себе своей женской или мужской сексуальности, непринятии своего биологического пола.
Пояснительная записка для педагога-психолога: Занятия проводятся с детьми от 7 лет. Количество учащихся в группе не более 8-10 человек.
Витражные образы должны быть размещены на столе в произвольном порядке, но каждый из них имеет гендерно-ориентированнную направленность.
Женский набор образов: рыбка, черепашка, черепашка с зонтиком, лебедь, сова, корзина с подсолнухами, бабочка, пчёлка, попугай, мухоморы, цветок, собака.
Мужской набор образов: парусник, самолёт в облаках, самолёт с пропеллером, воздушный шар с корзиной (для путешествий), машинка, пароход, паровозик.
Каждый учащийся при адекватном становлении поло-ролевой идентичности выберет тот образ, который соответствует его биологическому полу. В противном случае необходима психокоррекция в специально организованных группах, разделённых по половому признаку (группа девочек и группа мальчиков). В работе этих групп отрабатываются гендерные роли в социуме и качества личности, соответствующие полу, т.е. для девочек – качества, характеризующие женственность, для мальчиков – качества, характеризующие мужественность.
Образец бланка фиксации порядка цветовых выборов и предпочтений образа:
Ф.И.____________________
Пол_____________________
Класс___________________
Дата____________________
Название образа________________________________________________________________
Таблица № 1 фиксации порядка цветовых выборов и предпочтений образа
№ | Цвет | Деталь образа | Интерпретация |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
8. |
Рекомендации психолога______________________________________
_____________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Таблица расчёта материалов и их стоимости для производства витражной работы.
№ | Название материала | Количество на одного учащегося | Стоимость |
1. | Витражные краски | 1 коробка (6 цветов) | 130 руб. |
2. | Витражные краски декоративные с блёстками для украшения витража | 1-2 штуки | От 10 до 12 руб. штука |
3. | Витражные заготовки образов из оргстекла или пластмассы | 1 штука | От 6 руб. до 15 руб. в зависимости от величины |
4. | Палочки с ватными головками (ушные палочки) | 1 упаковка (на группу) | 15-25 руб одна упаковка |
5. | Салфетки или полотенца бумажные | 1 упаковка | От10 до 30 руб. |
О методе цветовых выборов. Выбор каждого цвета и его последовательность имеет определённое значение в диагностике личности. Данный метод разработан М. Люшером и имеет модифицированные варианты, адаптированные к отечественным условиям. В данном случае используется модификация Л.Н. Собчик. Для диагностики применяется упрощённый вариант, учитывающий только значения цветовых выборов без анализа его сочетаний т.к. в рамках урока не возможно провести более подробный анализ. При необходимости проводится дополнительное исследование учащегося в связи с выявленными на уроке проблемами личностного становления.
Далее приводятся значения цветовых выборов:
Значения восьми цветов описанные М. Люшером звучат следующим образом.
Серый (0). “Разделяющий, отгораживающий, освобождающий от обязательств, укрывающий от внешних причин и воздействия. Его присутствие на первых позициях является компенсирующим (за счет невовлеченности)”. На последних позициях этот цвет означает причастность, участие, ответственность. Цвета, расположенные перед ним, если он сам переместился на 2-ю или 3-ю позицию, указывают на “утрированное поведение и отсутствие равновесия между предпочитаемыми цветами, несущими конфликтную нагрузку, и остальными обесцененными потребностями”. Если на первых позициях три цвета 3,4,0, Люшер говорит о том, что “произошло выключение, а расширение поля деятельности будет только компенсаторным”. Испытуемый чувствует себя потерянным и ничто для него уже не имеет значения. В условиях утомления и стресса серый перемещается к началу ряда. (Важно отметить, что здесь ничего не говорится о часто встречающейся реакции на тестирование, свидетельствующей о настороженности обследуемого, стремлении закрыться, в то время как после успокаивающих реплик психолога серый цвет уходит на одну из последних позиций).
Синий (1). Означает спокойствие и умиротворенность чувств (что, как уже было сказано, не подтверждается на практике), выявляет чувствительность и ранимость (что соответствует действительности, но противоречит вышесказанному). Свидетельствует о доверии, самопожертвовании, преданности. Его перемещение на последние позиции ряда выявляет неудовлетворенность эмоциональными отношениями. Отвергаемый синий (-1) означает “разрывание пут” или желание их разорвать. Сочетание +3-1 характеризует способ действия, когда ощущение неудовлетворенности компенсируется расширением сексуальных контактов (синдром Дон Жуана). Сочетание +4-1 интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации. Эмоциональная напряженность выявляется перемещением синего цвета на иную, помимо первых трех, позицию.
Зеленый (2). По Люшеру, это цвет эластичной (упругой) напряженности. Он выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. (Здесь с автором можно поспорить, потому что как раз гибкости, эластичности лицам, у которых зеленый цвет является предпочитаемым, не хватает.) Они упорны и настойчивы. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. “Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение”. Предпочтение зеленого цвета выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, то есть “все, что приводит к абстрактному формализму”, а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Отвержение зеленого цвета свидетельствует о невозможности реализации этих потребностей, желание освободиться от мешающих ограничений.
Красный (3). Символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии. Красный - выражение жизненной силы, нервной и гормональной активности, стремления к успеху, жадного желания всех жизненных благ. Это воля к победе, влечение к спорту, борьбе, эротике, “сила воли”. Выбор красного как наиболее приятного означает стремление к полноте бытия, творческое начало, активную деятельность. Отвержение красного выявляет физиологическое и нервное истощение, снижение сексуального влечения и свидетельствует о перевозбуждении, о потребности в защите от возбуждающих факторов. Красный отражает эмоционально-вегетативную напряженность тогда, когда он не занимает первых трех позиций.
Желтый (4). Выражает несдерживаемую экспансивность, раскованность, релаксацию, полную радостных надежд изменчивость при отсутствии последовательности и планомерности. Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании большого счастья, направленных в будущее, о стремлении к новым, еще неясным перспективам. В роли компенсирующего цвета желтый выявляет нетерпеливость, поверхностность, беспокойность, черты завистливости. Отвержение желтого (6-я, 7-я или 8-я позиции) означает разочарование, ощущение несбыточности надежд, “попытку оградить себя от изоляции и дальнейших утрат или разочарований”. Компенсация отвергнутого желтого синим выявляет “мазохистическое прилипание” к объекту привязанности. Желтый свидетельствует о напряженности во всех позициях, кроме 2,3,4 и 5.
Фиолетовый (5). Содержит в себе свойства и синего, и красного цветов, объединяет “победность красного и капитуляцию синего, символизируя тождество, т. е. нечто вроде мистического союза; высокая степень чувствительной близости, ведущая к полному слиянию субъекта и объекта, волшебство, магия и зачарованность, стремление восхищать других, способность к интуитивному и сензитивному постижению, нереальность желаний и безответственность”. Предпочтение фиолетового свойственно лицам эмоционально незрелым, подросткам, а также беременным женщинам, которые в этот период становятся эмоционально и физиологически неустойчивыми. Подмечено также, что лица с гомосексуальными наклонностями склонны к предпочтению фиолетового цвета, возможно (как считает Люшер) в связи с неустойчивостью, проявляющейся в своеобразной сексуальной ориентации. Фиолетовый незначим в позициях с 3-й по 7-ю, у детей и беременных женщин - на 1-й и 2-й позициях.
Коричневый (6). Этот цвет символизирует чувственную основу ощущений. При физическом дискомфорте или болезни коричневый цвет передвигается к началу ряда. Чувство утраты корней, потери домашнего очага тоже проявляется перемещением коричневого цвета влево. На 8-й позиции коричневый цвет символизирует отрицание потребности в расслаблении и физиологической удовлетворенности или подавление физиологических потребностей. Коричневый цвет настораживает, когда он не занимает 5-7 места.
Черный (7). Это - “нет” в противоположность — “да” белого, это “конец, за которым больше ничего нет”. Сочетание черного и желтого в одной группе указывает на ту или иную форму экстремального поведения. Черный цвет символизирует отказ, полное отречение или неприятие и оказывает сильное влияние на любой цвет, находящийся с ним в одной группе, подчеркивая и усиливая свойства этого цвета. Черный цвет на втором месте означает отказ от всего, кроме того, что символизирует цвет на 1 -и позиции. Черный цвет на 3-й позиции компенсируется цветами, расположенными на 1-й и 2-й позициях, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся. Согласно данным, предпочтение темных цветов отражает стремление к покою, в то время как выбор светлых цветов отражает склонность к эмоциям, связь с внешним миром.
В конце занятия подводятся итоги работы. Педагог-психолог собирает бланки ответов о цветовых предпочтениях и выборах витражных образов учащимися. Отмечает для себя детей или подростков “групп риска”, требующих дополнительного диагностического исследования, а также определяет направление работы в коррекционных группах и формирует их в соответствии с полученными данными. Детей необходимо поблагодарить или похвалить за хорошо выполненную работу и творческий подход к заданию. Витражи возможно оставить учащимся, это оговаривается в начале урока, что повышает мотивацию выполнения задания.
Список использованной литературы
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии /Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО –Пресс, 2002. – 256 с., илл. (Серия “Ступени психотерапии”).
- Методическое руководство по психодиагностике в семейном консультировании для специалистов психолого-медико-социальных центров. Департамент образования г. Москвы, Юго-Восточное окружное управление образования. – М., 2005.
- Полная энциклопедия символов и знаков / авт. – сост. В.В. Адамчик. – Минск: Харвест. – 607, [1] с.: ил. – (Карманная библиотека).
- Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов – модификация восьмицветного теста Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006. – 128 с.
- Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. (Библиотека практического психолога).
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем. / СПб.: Издательство Пирожкова. (Серия “ Новый импульс”) 2001. – 256с.: илл.