Организация специального сопровождения учащихся классов VII вида в условиях адаптивной школы

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


В последнее десятилетие в нашей школе усилиями всего педагогического коллектива сложилась система поддержки и помощи учащимся классов VII вида – специальное педагогическое, логопедическое и психологическое сопровождение. Наша вариативная модель разрабатывалась на основе известных нормативных документов, прошла сложные этапы становления, и сейчас мы можем говорить о сложившейся инфраструктуре.

Открывая много лет назад в нашей школе классы VII вида, мы ставили перед собой соответствующую инновационную задачу. В итоге мы получили системные преобразования всего образовательного учреждения. В частности, наша школа окончательно приобрела адаптивный характер: у нас нет места отбору детей по способностям, у нас каждый есть равный среди равных, но равный – не значит одинаковый. Реальное, осязаемое достижение нашей школы в аспекте классов VII вида – достижение высокого уровня социальной защищённости детей с задержкой психического развития. Сегодня это не “бездомные” дети, не дети на правах падчерицы в классах так называемой “нормы”, они приходят в созданные для них классы, к понимающим учителям, получают многоаспектную помощь.

Формируя классы VII вида, наша школа исходит из определённых принципов. Пусть они не покажутся вам пафосными или излишне теоретическими. Они есть обобщение нашего многолетнего опыта работы с детьми с задержкой психического развития и как нельзя лучше отвечают на вопрос “Зачем нужна такая селективная форма обучения детей?”

Во-первых, дифференцированное обучение и коррекция являются категориями всей системы образования, независимо от типа и вида школы или класса. Так или иначе, учителям приходится иметь дело с детьми с задержкой психического развития, но в рамках обычного класса, где далеко не всегда есть возможность, желание и умение учителя осуществлять дифференцированный подход.

Во-вторых, дети с задержкой психического развития – такие же граждане, которые обладают равными со всеми правами на образование в соответствии со своими особенностями. Это гуманное требование Закона “Об образовании” практически не осуществимо в рамках обычного класса: проблемы детей как бы размываются и тонут в массовом образовании.

В-третьих, количество детей с задержкой психического развития просто велико. Здесь уместно напомнить, что количество детей с задержкой психического развития в школах составляет в среднем 8 – 12 %. В нашей школе их количество составляет 8,5 % от общего количества обучающихся. К сожалению, из года в год мы наблюдаем отрицательную динамику состояния здоровья детей как поступающих в школу, так и в период обучения. Дополнительным фактором, усугубляющим состояние детей, являются неблагоприятные социальные условия проживания, низкий культурный уровень родителей.

В-четвёртых, все эти дети рано или поздно вливаются в общество и становятся его неотделимой и, самое главное, неотличимой частью. Мы встречаемся с нашими бывшими выпускниками в самых разных сферах жизни, и, как часто бывает, приятно видеть плоды своего труда.

Необходимость организации в школе специальных классов для детей с задержкой психического развития для нас очевидна – только в рамках специальных классов можно создать условия, адекватные индивидуальным особенностям данной категории детей. Кроме того, учителя получили возможность целенаправленно работать с гомогенным составом учеников и на практике приобретать необходимые качества, знания, преодолевая предубеждения, накапливая опыт.

Классы VII вида функционируют в нашей школе на основе школьного положения. На основе этого положения на каждый учебный год разрабатываются цели и задачи системы сопровождения данных классов, однако, восходят они к базисным целям и задачам, которые звучат следующим образом: целью специального сопровождения классов VII вида является обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуальными характеристиками. В рамках сопровождения решаются задачи индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания посредством:

  • диагностики возможностей ребёнка, мониторинга “роста” (обеспечивает школьный консилиум),
  • коррекции (насколько возможно) дефектных познавательных функций, оптимизации и развития сохранных сторон психики (работа логопедов, психолога, педагогов),
  • участия специалистов системы сопровождения в разработке рабочих программ, адекватных возможностям детей,
  • помощи семьям,
  • укрепления физического и психоневрологического здоровья (в т.ч. фитотерапия по показаниям).

В задачах на текущий учебный год значатся, например, такие как:

  • совершенствование урока как основной единицы в обучении,
  • внедрение и распространение передового опыта коллег,
  • повышение эффективности индивидуально-групповых занятий,
  • совершенствование профориентационной работы с детьми и родителями,
  • содействие в медицинском сопровождении.

Субъектами системы сопровождения являются учителя-предметники, логопеды, психологи, администрация школы, по сути, так или иначе задействован весь педагогический коллектив. Все учителя-предметники проводят индивидуально-групповые занятия по восполнению пробелов в знаниях, логопеды и психологи проводят такие же занятия, исходя из своей специфики. Дальнейшее совершенствование профессионального мастерства осуществляется в школе через проблемную группу по методике преподавания в классах VII вида, организуются семинары с участием приглашённых специалистов. Администрацией школы разработаны требования к уроку в классах VII вида, с участием учителей разрабатываются контрольно-измерительные мероприятия. Администрация школы руководит также школьным консилиумом, где отслеживается динамика “роста” детей, адаптационные процессы в 1-5-х классах, обсуждаются индивидуальные пути обучения отдельных учащихся; частыми гостями на заседаниях консилиума являются родители. В рамках лечебно-оздоровительных мероприятий ежегодно осуществляется обследование учащихся детским врачом-психоневрологом, по результатам которого родители получают рекомендации по медикаментозному пролечиванию детей; в школе есть массажный кабинет, в течение всего учебного года проводится фитотерапия, учащиеся начальных классов посещают занятия в Центре помощи семье и детям.

Говоря о критериях качества образования в классах VII вида, необходимо отметить, что оно не сводится к пресловутой обученности, к ЗУНам, а связывается прежде всего с такими понятиями как здоровье, качество жизни, социальная защищённость, самореализация, развитие. Предмет рассматривается как средство для развития сохранных познавательных способностей и купирования дефектных. ОУУН, психические операции анализа/синтеза, обобщения, классификации, логика, речь – над всем этим работает учитель в рамках и средствами своего предмета.

На этапе подготовки рабочих программ в начале учебного года каждый учитель определяет, исходя из диагностических данных, приоритетные линии содержания образования, а также приоритетные составляющие качества. Разумеется, все учебные курсы становятся практико-ориентированными, избавлены от лишнего теоретического материала. Контрольные мероприятия, планируемые в рабочих программах, направлены не на выявление конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, как учитель научил логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике. Так, например, не имеет смысла на уроке русского языка часто писать диктанты, гораздо важнее выявить сформированность умений учащихся интерпретировать текст: озаглавить текст, ответить на вопросы по тексту, составить план, сократить/расширить текст и т.д. Прежде всего по этим параметрам администрация школы делает выводы по качеству образования в том или ином классе.

Дети с задержкой психического развития различного генеза составляют самую крупную группу в среде детей с ограниченными возможностями к обучению. В медицинском диагнозе неспроста подчёркивается определение задержка, что свидетельствует о возможном преходящем характере интеллектуальных нарушений. В принципе, благоприятный прогноз имеется во многих случаях. Успех возможен при комплексном подходе к нивелированию задержки, где, кроме медикаментозных мер, велико значение педагогических воздействий на ребёнка; школа должна занимать здесь свою нишу, свойственную только ей, выполнять свою часть реабилитационных мероприятий. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что школа является чуть ли не единственным местом, где к ребёнку с задержкой психического развития относятся адекватно:

  • медицинская составляющая реабилитационных мероприятий ничтожно мала в силу самых разных причин, в том числе из-за противодействия родителей,
  • по причине низкого культурного и образовательного ценза многих родителей не имеет смысла вообще говорить о реабилитационном характере семейного воспитания,
  • в силу соматической ослабленности, кинетических нарушений мелких и крупных мышц, неадекватного поведения дети с задержкой психического развития крайне нежелательны в городских кружках и секциях.

Если добавить тот факт, что половина детей имеет диагноз задержка психического развития органического генеза, а также в нашей школе есть несколько детей-олигофренов, детей-инвалидов по психическому заболеванию, то мы получим полное описание ситуации, в которой мы работаем. Здесь же необходимо сказать о том, о чём лишь вскользь говорится в нормативных документах. При осложнённых диагнозах, при выпадении каких-либо составляющих в реабилитации нет смысла говорить о сведении на нет дефекта, речь может идти только об удержании состояния. Сохранить, не усугубить состояние ребёнка выходит на первый план в работе школы в такой ситуации.

Некоторые итоги работы классов VII вида за прошедшие годы:

  • 100 % учащихся классов VII вида I ступени при 100 %-ой успеваемости ежегодно переходят в следующий класс,
  • успеваемость в классах II ступени составляет в среднем 95 %, процент качества – 15-17 %; на повторное обучение остаются только дети, по разным причинам не посещавшие школу,
  • всего было сделано девять выпусков девятиклассников(большая часть из них закончила ПТУ, несколько человек закончили среднюю школу, двое получили высшее образование),
  • несколько человек ежегодно выводятся из классов VII вида в классы “нормы”,
  • результаты психолого-педагогических наблюдений и ежегодное анкетирование учащихся и родителей свидетельствуют о том, что дети комфортно чувствуют себя в школе и переходить в другую не хотят,
  • за помощью в школу обращается большое количество родителей из разных микрорайонов города.

Система классов VII вида в нашей школе существует давно. Казалось бы, какие могут существовать нерешённые проблемы. Однако, они есть:

  • самой большой проблемой было и остаётся социальное положение многих семей,
  • отсутствие специальных учебников, программ, методических рекомендаций к УМК,
  • мы до сих пор наблюдаем предвзятое отношение к этой педагогической системе как среди коллег в городе, так и внутри школы.