Тема урока: "Азбука общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема общения относится к числу важнейших для детей и подростков сфер жизнедеятельности. От того, как складывается общение, зависит формирование личности.

Для детей поступивших в социально-реабилитационный центр характерны такие нарушения, как высокий уровень тревожности, страх общения со сверстниками и взрослыми, слабо развитые социальные навыки (нарушение культуры поведения, наличие вредных привычек).

Для эффективного проведения коррекции и реабилитации несовершеннолетних применяю метод терапии творческого самовыражения, в основе которого развитие коммуникативных навыков общения через выявление и активизация творческих способностей детей.

Опыт работы показывает, что в каждом ребенке природой заложена способность к какому-либо виду творчества, но, воспитываясь в неблагополучной семье, дети не имеют возможность их проявить. Творчество позволяет ребенку самовыражаться в различных видах деятельности, в результате чего у него повышается самооценка, появляется уверенность в своих силах, ребенок без страха вступает в общение с людьми.

Работа начинается с формирования группы детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Количество детей в группе 6-9 человек.

Сначала организую знакомство ребят друг с другом с помощью психологических игр (“Круг знакомств”, “Снежный ком”, “Расскажи о себе”, “Давай познакомимся”, “Комплимент” и др.), в ходе которых между ними устанавливаются доброжелательные отношения, снимается эмоциональное напряжение.

Затем методом наводящих вопросов выбираем актуальную для ребят тему, для решения возникших проблем предлагаю придумать сказку. Например: Для ребят, по мнению которых в семье есть непонимание между родителем и ребенком, предлагаю составить сказку про мышонка, который не слушался маму.

В ходе придумывания составленной сказки ребята видят решение проблемы, себя в роли главного героя, слышат мнение окружающих о поведении главного героя, учатся доказывать свою точку зрения. В сказке они находят не один, а несколько путей решения своей проблемы.

В процессе обсуждения сказки у участников группы появляется желание нарисовать, слепить, обыграть сказку. Воспитанники взаимодействуют в компании сверстников над созданием коллективной работы, в ходе которой учатся договариваться о последовательности и способах изображения, показа, обращаются за помощью друг к другу, устанавливают дружеские отношения. При организации и проведении театрализованной игры воспитанники учатся договариваться об игровых действиях, распределяют роли по своему желанию. Эта игровая форма позволяет им брать на себя ответственность, роль лидера. В процессе театрализованного представления происходит взаимодействие и позитивное общение с другими детьми.

Завершающим этапом работы является ролевая игра, где дети имеют возможность обыграть данную сказку-ситуацию еще раз, но теперь уже с привлечением “третьих лиц” (соседей, хороших знакомых, бабушек и дедушек, школьного учителя, своих друзей и т.д.) с целью выслушать мнение о проблеме в семье и оказать поддержку родителям либо ребенку. Здесь дети имеют возможность открыто высказывать свое мнение, оценивать себя и свое поведение в социуме. В ходе совместной деятельности по подготовке и проведению ролевых игр “Как найти друга?”, “Легко ли быть мамой?”, “Кто может стать мне другом?” реализовывала задачи по формированию у детей жизненной позиции и развитию норм поведения в жизненных различных ситуациях.

Для закрепления полученных знаний, совместно с детьми организую “Творческую гостиную”, где в уютной обстановке проходит терапия творческим самовыражением.

В результате применения метода творческого самовыражения у ребят пробуждается творчество. Так, например, после того, как воспитанник социально-реабилитационного центра Денис Р. принял участие в городском фотоконкурсе “Дом, в котором я живу” и получил Почетную грамоту, и поощрительный приз он всерьез заинтересовался изготовлением фотокаллажа и фотомонтажа. Видя такие результаты и другие ребята начинают с желанием, активно принимать участие в различных конкурсах.

Городских: конкурс рисунков “Домашний очаг”.

Областных: конкурс рисунков “Родничок”, конкурс плакатов “ Сохраним землю для потомков”, конкурс рисунков “ Снежный барс – дух гор”.

Работы детей отмечаются Почетными грамотами и Благодарственными письмами, и такой результат повышает самооценку, уверенность в своих способностях, подкрепляет желание участвовать и в других конкурсах. Ребенок осознает свою значимость.

Кроме того, у детей значительно изменилось отношение к окружающему миру. Ребята стали придерживаться норм поведения принятых в обществе, доброжелательно относится друг к другу.

Таким образом, использование метода терапии творческого самовыражения позволяет мне успешно формировать у детей коммуникативные навыки общения, развивать интерес к творческой деятельности и корректировать поведение детей.