Совершенствование системы обучения связной письменной речи в начальных классах является важной задачей исследований в логопедии и школьной практике. Овладение письменной речью оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его индивидуальности, а так же на формирование его мировоззрения и культуры.
Современной методической наукой достигнуты большие успехи в разработке системы обучения связной речи, как в средней, так и в начальной школе. Усилия ученых направлены на разработку теоретических (лингвистических и психологических основ системы), на определение содержания обучения (знаний и речевых умений) на разных его этапах.
Совершенствование этих методик обучения было бы более эффективны, если бы в них учитывались современные исследования и методические разработки таких специалистов как логопедов, для которых теоретической базой служит анализирование текста ,как речевой единицы в лингвистике, и изучение речи как деятельности в психолингвистике, учитывая психофизиологические особенности учащихся начальных классов.
Поиск путей совершенствования системы обучения связной письменной речью приводит к необходимости выявления особенностей овладения учащимися данной формой речи. Именно на начальном этапе пригодился бы опыт логопедов, которые особое внимание уделяют именно этому периоду развития связной речи, в котором содержатся большие и нереализованные возможности развития речи и в целом психического развития личности ребенка.
Особенности овладения ребенком письменной речью на начальном этапе обучения определяются рядом факторов. Одним из таких факторов является специфика самой письменной формы речи, ее отличие от устной.
Формирование письменной речи начинает осуществляться на основе той формы речи, которой учащийся владеет к моменту поступления в школу. Такой формой является устная разговорная речь. В отличие от разговорной, которая характеризуется качественным и количественным словарным запасом, и для которой характерны непосредственный контакт и ситуативность, диалогичность. использование невербальных средств( интонации, мимики. жестов), отсутствие плана и минимальная забота о форме выражения. ПИСЬМЕННУЮ речь характеризует отсутствие общей ситуации и непосредственного контакта, произвольность, монологичность, структурная развернутость, организованность и осознанность. /Выготский/
Устная и письменная речь развиваются, оказывая, значительное влияние друг, на друга. Из проанализированных сочинений уч-ся 3-4 классов выделены дисграфические, лексические, синтаксические ошибки, а гак же нарушения законов построения текста, обусловленные влиянием устной речи, количество таких ошибок не уменьшается даже в старших классах. Особенно устойчивыми являются дисграфические, лексические и синтаксические ошибки.
Совершенствование системы формирования письменной речи требует конкретных проявлений устной разговорной речи в письменных текстах на начальном этапе.
С целью исследования проявлений разговорной устной речи на формирование письменной речи, в начале учебного года в МОУ СОШ№ 43 мной, логопедом Хорт И.В., были проанализированные сочинения бывших первоклассников. Тема сочинения: “Мой друг”.
Анализ работ показал, что второклассники переносят в письменные тексты многие особенности устной разговорной речи. Это отражается на построении текста, структуре предложений и лексике. Очень часто встречаются аграмматизмы. 80% сочинений изобилуют дисграфическими ошибками, на которые в данном исследовании не обращается внимание. по факт этот остается очень печальным.
Формулировка начальных предложений в большом количестве сочинений (33%) свидетельствует о не различии уч-ся письменной и разговорной форм речи.
Это проявляется в следующем.
Используются конструкции, характерные для разговорной речи, например:
“Однажды я пришла сашколы. Все было Хорошо. Сестра была дома она учится” “Я кагда сорюсь я сразу иду мирица. Ялюблю играть с подружками. Сосвоей мы ходем в магазин. Или, гуляем водворе”.
В данных конструкциях пропущены слова, которые должны присоединить в письменной речи одно предложение с последующим, которые являются пояснением предыдущего. В начальных предложениях наблюдается сбой конструкции, характерный для разговорной речи.
“Мне наденьражденья подарили.Мама с Папой подарили Таксу. У меня самые лутщие друзья животные котята их у меня завут Серафима и Пантера”.
Эти предложения являются свидетельством того, что дети строят свои сочинения так, как они в условиях устной речи ответили бы на вопрос: “Кто твой друг?”
- Его зовут Паша. ОН меня защищает.
- Я дружу с Дианой. Мы с ней живем в одном дворе”.
Влияние разговорной речи, у одного ребенка, выразилось в форме записки, обращенной к однокласснице с призывом подружиться.
“Я хачу с тобой дружу Алана мне очень нравится пожалуйтся дружи сомной Алина.
Я сней я хочу с ней дружить”.
В этой письменной речи ярко выражено лексико-грамматическое недоразвитие речи.
Главной характеристикой текста является его членимость. Это ставит перед учеником. овладевающим письменной речью, задачу - делить поток речи на предложения и выделять их при записи.
Анализ письменных работ показал, что деление письменной речи на предложения вызывает у большинства (76%) уч-ся большие затруднения. Из них 55% учащихся не выделяют предложения в тексте, т.е. их тексты оформлены как одно предложение.
13% учащихся допускают ошибки в определении границ, объединяя 2-3 предложения в одно. 8% учащихся разделяют точкой части одного предложения или ставят точки произвольно, разрушая при этом смысл предложения. Например:
“Однажды я познакомилась с подругой Любой у меня Есть. Брат он вышил на улицу и я вывила свою собаку Чапу”. /Настя/
Один ребенок, с двуязычием, в тексте вместо точек поставил запятые. В результате получился не текст, а фразы, лишенные смысла.
“Я и мой друг, мы сним дружим, и будем, дружит, всегда, какбы, нас нерасорели, мы будем, в сегда, дружить.” /Сережа Т/
Нарушение связности в первоначальных текстах проявляется в том, что между предложениями отсутствует смысловая связь, неоправданно используются союзы для связи предложений.
“Мы с Оксаной очень давно друдружим и мы сней лучшие подруги и с ней очень очень давно и мы сней с самава дедства дружим”. /Марая О/
Из приведенных фрагментов видно интуитивное стремление уч-ся связать предложения в тексте но в качестве связи они используют соединительный союз “и”, что так же является основным связующим звеном в разговорной речи.
В устной речи порядок слов в предложении поддерживается интонационной окраской. У детей в письменной речи интонация опускается. Такие предложения представляются не совсем правильными.
“Я очень дружу с Сашей. Он тратет на меня деньги.Но я дружу с ним не раде денег, а раде дружбы мы с ним весь день играли ели марожина все такое.” /Ростик С./
В единичных случаях встречаются так называемые “заполнители пауз”. “Ну и все такое”. “ Ну”.
Используются конструкции предложений, свидетельствующие о неумении употреблять косвенные формы существительных. Характерным проявлением устной речи в текстах первоклассников является использование одинаковых синтаксических конструкций в предложениях.
“…кагда я вернулась я кагда сабералась вызвать доктора я как только вышла я увидела... . “Владислава/
Кроме этого, в текстах первоклассников имеет место использование разговорной и сниженной лексики, например: “потомушта”, “палным полно друзей”, “можна”, “в вайнушки”. “ и Яще”.
Как и в разговорной речи, самыми частыми словами в сочинениях являются местоимения. В работе детей не обнаружены такие ошибки, как использование местоимений, приводящих к двусмысленности высказываний, не согласованности местоимений с существительными. Что очень радует.
Проведенное исследование приводит к выводу, что с первых шагов овладения письменной речью ребенку необходима помощь учителя-логопеда, который поможет, с одной -развести в сознании учащихся 2 формы речи и выявить особенности каждой из них.
Советы учителя-логопеда в формировании связной письменной речи.
Существует наиважнейшая проблема, признанная по законам психологии важной составляющей грамотности. Л.В.Выготский писал:
“Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему” (Л.С. Выгодский, 2003).
Встаёт проблема мотивации, над которой и предстоит работать учителю, логопеду и родителям.
1) Предложить ребятам письменное общение между собой и с родителями.
2) Учитель или логопед дает ученикам записки-инструкции с просьбой письменного ответа.
3) В дни рождения поздравления и пожелания выражать в письменном виде на красивых открытках, сделанными своими руками.
Е-mail и Sms-письма – это дополнительный стимул пользоваться письменной речью. Правда, ими удобнее пользоваться родителям со своими детьми.
Упражнения для развития способностей к воссозданию мысленных образов, способствующие развитию памяти. Четыре этапа работы.
1 этап
На уровне слова:
Логопед говорит детям: “Я буду произносить слова, а вы сделайте рисунок”.
Книга
Девочка
Дерево
Береза
Черепаха
День рождение
А теперь восстановите слова, опираясь на рисунки.
Такая работа направлена на обогащение словаря и развитие памяти.
2 этап
Работа на уровне словосочетаний:
1. Инструкция такая же: послушай, нарисуй, восстанови словосочетание по рисунку.
Маленький мальчик
Холодная погода
Сила воли
Быстрая езда
3 этап
Работа с предложениями:
1. Игра “Умный попугай”. Точно повторить услышанное. Обязательно учитывать интонацию.
Сегодня хорошая погода.
Сегодня хорошая погода?
Сегодня хорошая погода? (Выделить подчеркнутое слово интонацией)
Сегодня хорошая погода?
2. “Фома неверующий”. Игра на уровне предложения.
Составь предложения противоположного значения.
Мы посмотрели неинтересный фильм.
Мы посмотрели интересный фильм.
4 этап
Работа над текстом.
Прочитать текст 2-3 раза. Понять смысл, пересказать. Каждое предложение зарисовать пиктограммой (рисованное упрощенное изображение предметов). Такая работа повышает мотивацию, ребенок легче восстанавливает цепочку событий и у него повышается уровень успешности.
Как показывает практика, такие нехитрые упражнения приводят к положительным результатам.