Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте детей с ОНР подготовительной группы "В гостях у медвежонка Топа"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • уточнение артикуляции звука, акустических признаков;
  • развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности при проговаривании слоговых рядов, чистоговорок;
  • уточнение и расширение лексического запаса, овладение грамматическими категориями;
  • формирование связности и чёткости высказывания;
  • знакомство с буквой: связь звукового образа со зрительным (графическим);
  • коррекция психофизических функций: пробуждение интереса к познанию, создание положительного настроя на учение, раз­витие мыслительных процессов, творческой фантазии, общей и мелкой моторики;
  • создание атмосферы доброжелательности, спокойствия посредством музыки.

Оборудование: мягкие игрушки (медвежонок, котёнок, щенок); предметные картинки :компот, такси, самолёт, автобус; разрезные картинки: туфли, тапки, конфета, торт, стол, стул, пальто, матрёшка, самокат, кастрюля; звуковые линейки, цветовые символы звуков, демонстрационная касса букв, султанчики, зеркала, % альбомного листа, фломастер, колокольчик, макеты солнца и тучи, магнитофон, кассета, фланелеграф, сюжетная картинка «сад», цифровые карточки 1, 2, 3.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед:

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Наш урок не школьный.
Он забавный, интересный,
Занимательный, полезный.
Отгадайте-ка загадки,
Превратитесь вы в отгадки.

Загадки:

1. Он и лает, и кусает, и ласкается, скулит,
И, как маленький ребёнок, обижать его не велит. (Щенок)

2. У него не морда, а мордочка, у него не усы, а усики,
У него не хвост, а хвостик, у него не лапы, а лапки ­цап-царапки. (Котёнок)

– Вот вы и превратились в котят и щенят. Слушайте и выполняйте.

2. Психогимнастика

Звучит музыка.

Тучка солнце заслонила,
Дождик льёт, как из ведра.
И бредут щенок, котёнок
Пока не зная зачем, куда.
Наказала их хозяйка
За провинность малую.
Ах, как жалко нам, ребятам,
Малышню удалую.
Из-за тучки показалось
Ясно-солнышко, смотри.
А щенок и наш котёнок совсем плохие от тоски.
Помогите им, ребята, улыбнитесь солнцу.
И тогда у всех у нас всё изменится тотчас.

(Дети садятся на свои места).

3. Сообщение темы и цели занятия

Логопед: А вот и наши герои, теперь они ваши друзья. Котенка зовут Пит, щенка зовут Тобик.
– Какой одинаковый звук вы услышали в их кличках? (Звук «т»). Сегодня на занятии мы постараемся все узнать об этом звуке.

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

– Что делает наш язычок в момент произнесения звука «т»? (Стучит по бугоркам за верхними зубками).
– Что делают губы? (Губы «улыбаются»).
– Что является преградой для воздушной струи? (Преграда – это зубы).
– «Потяните» невидимую ниточку. Она длинная или короткая? Смотайте ниточку в клубок. Клубок большой или маленький? Узнайте, голосок поет или спит? Что же мы узнали о звуке «т»? (Звук «т» – согласный, твердый, глухой, зубной, обозначим синим кружком).

5. Дидактическая игра «Поймай звук» с султанчиками

Логопед:

Звуки, слоги и слова вы быстрей ловите.
Как услышите звук «т», сразу шелестите.

Логопед произносит сначала ряд звуков: П, Т, К, С, Т, Н, П, Т, затем слоги: АП, ОХ, УТ, ИП, ТА, КУ, ТЫ, далее слова: пятка, панама, кубик, опята, Тобик, Пит.

6. Дидактическая игра «Самый внимательный»

– Кому мы сегодня помогли?
– Пит и Тобик решили навестить своего друга – медвежонка по кличке Топ. Они нас пригласили.Вы согласны поехать в гости?
– А где живёт медвежонок? (В лесу) Лес этот очень далеко. И дорога будет долгой. Пешком нам не дойти. Надо выбрать транспорт.
(Логопед предлагает выбрать детям транспорт. Выставляются игрушки или предметные картинки: такси, самолёт, автобус)
– Определите место звука « т» в данных видах транспорта.
– На чём же можно поехать или полететь? (Дети дают пояснения: В самолёте лететь нельзя. Ему негде в лесу приземлиться. В такси мало мест, а нас много. Мы поедем в автобусе.)
Логопед: Правильно. Занимайте места согласно купленным билетам. Ребята, а мы ничего не забыли? (Мы забыли подарки)
– Значит сначала мы едем в магазин. 3аведём мотор вот так: та-то-ту-пы
– Почему не завёлся мотор? (Лишний слог – «пы»)
– Заведём вот так : та-то-ту-ты, ат-от-ут-ит, то-ту-ты, та-та-ту
– Молодцы. Мотор завёлся. Автобус тронулся.
– Вот мы и приехали. Ребята, посмотрите: в магазине что-то случилось. Весь товар испорчен. Как же нам быть? (Надо склеить, собрать, починить.)
На столах рассыпаны разрезные картинки. Дети собирают картинку-подарок. Звучит тихая музыка.
– Что ты подаришь Топу? (Я подарю пальто. Он будет носить его в холодную погоду.) и т. д. (Дети рассказывают, что подарят и для чего).
– Ребята, а хватит ли Топу одной пары туфель, тапочек? Почему? Что же надо сделать? (Дети предлагают свои варианты).
– Хороши ваши подарки. Топ, наверное, будет доволен. А что же будет дальше?

Дети:

Ла-ла-ла – вот какие у нас дела.
Арки-арки-арки – купили мы подарки.
Опу-опу-опу – в гости едем к Топу.
Обус-обус-обус – садитесь все в автобус.

(Дети занимают свои рабочие места).

– Пока мы продолжаем ехать, выполните следующие задания:

1. Определите место звука «т» в названии подарка,
2. Количество слогов. (На столах у детей звуковые полоски, кружочки, цифры. Дети выполняют задания.)

Логопед: Вот мы и доехали. Посмотрите, около дома сад. (На фланелеграф выставляется сюжетная картинка «Сад», медвежонок Топ).
– Что растет в саду у Топа? (В саду растут фрукты, ягоды). А вот и медвежонок Топ.
– Как друзья поприветствуют друг друга? (Здравствуй, Пит! Здравствуй, Тобик. Как я рад, что вы решили меня навестить).
– Пит, Тобик: Мы не одни. С нами приехали наши друзья. Ребята, поздоровайтесь с Топом.
Логопед: Медвежонок, ребята привезли тебе подарки. Возьми их, пожалуйста. Медвежонок: Спасибо, ребята. Я для вас приготовил угощения и компот.(выставляется предметная картинка).
– Где звук «т» в этом слове?
– Чем мы будем угощаться?
– Из чего сварен компот? Значит, он какой? (Фруктовый компот). Вам понравился компот?
– Понравится ли компот котенку и щенку?
– Посоветуйте Топу, чем можно угостить Пита и Тобика? (Пита – сметаной, Тобика – косточкой).

7. Анализ предложения

– Составить предложения со словом «компот». Начертите схему. (Дети чертят схему)

Анализ предложения: количество слов, название слов в хаотичном порядке.

– Медвежонок угощает нас фруктовым компотом. (Повторение правил написания предложения).

7. Развитие связной речи

Инсценировка ситуации «Топ варит компот». Один ребенок рассказывает, а остальные дети показывают.

8. Знакомство с буквой «Т»

– Что же мы узнали о звуке «Т» (дети дают характеристику звука). Каждый звук на письме обозначается буквой (на наборное полотно выставляется карточка с изображением молотка и печатного варианта буквы «Т» из занимательной азбуки. На что похожа буква «Т»?

«Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Молоток стучит: тук-тук,
Букве «Т» я старый друг».

(В. Степанов)

– Напечатайте на листах: ПИТ, ТОП. Покажите. Назовите звуки.

9. Итог занятия

Оценка деятельности детей.

– Наша поездка в гости заканчивается. Нам необходимо вернутся в группу. Закройте глаза и слушайте:

1-2-3-4-5 –
Вот и в группе мы опять!

– Вам понравилось занятие?
– Все ребята молодцы. Работали активно. Занятие окончено.