Ловкие пальчики – развитая речь

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза страшат, а руки делают», в загадках.
Во всём этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.

В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие пальчики – у того и хорошо развитая речь. Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путём совершенствования тонких движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.

Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.

Работа по развитию тонкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.

Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:

  • Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох).
  • Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.
  • Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором.
  • Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей.
  • Наматывание толстых ниток в клубок.
  • Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков.
  • Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок.
  • Вышивание.
  • Лепка из пластилина, глины, теста.
  • Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами.
  • Упражнения с ручным резиновым эспандером.
  • Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях.
  • Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем ).
  • Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции.
  • Изготовление поделок из природного материала.
  • Различные пальчиковые игры (инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением):

У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(ребёнок делает ладошки «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец
(сгибает пальчики, начиная с большого)
Наша Зина – молодец!
(показывает большой палец).

  • Игры с пальчиками без стихотворного сопровождения:
    • «Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.
  • «Конструирование из пальчиков»:
    • Лодочка – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;
    • Зайчик – локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;

С ребёнком необходимо заниматься ежедневно, при этом не забывать отмечать его успехи и хвалить за достигнутые результаты.