Руке посвящали стихи, писали оды. А народная
мудрость о значимости руки отразилась в
пословицах: «Всё дело в его руках», «Глаза
страшат, а руки делают», в загадках.
Во всём этом отражаются психология, внутренний
мир, состояние человека.
В.А. Сухомлинский отмечал, что «источники
способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев. Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
Уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. У кого ловкие, чуткие
пальчики – у того и хорошо развитая речь.
Двигательные и речевые центры в коре головного
мозга расположены рядом, поэтому их
стимулирование путём совершенствования тонких
движений руки и пальцев оказывает положительное
действие на развитие речи.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, стимулирующего развитие внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, фантазии, зрительно-моторной интеграции, речевой деятельности.
Работа по развитию тонкой моторики должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут положительный результат.
Развивать мелкую моторику помогут следующие упражнения и игры:
- Раскладывание пуговиц, зёрен, круп (например, фасоль и горох).
- Нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку.
- Игры с мозаикой, пазлами, строительным материалом, пирамидкой, конструктором.
- Выкладывание фигурок из спичек, счётных палочек, узоров из гороха, фасоли, желудей.
- Наматывание толстых ниток в клубок.
- Завязывание и развязывание узелков на верёвочках, тесьме разной толщины.
- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка, плетение косичек из разноцветных шнурков.
- Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков, мелких бусинок.
- Вышивание.
- Лепка из пластилина, глины, теста.
- Упражнения с маленькими теннисными и каучуковыми шариками, грецкими орехами, небольшими резиновыми мячами.
- Упражнения с ручным резиновым эспандером.
- Раскрашивание картинок, обведение трафаретов, шаблонов, предметов по контуру, их штриховка в разных направлениях.
- Рисование карандашами, мелками, углём, гуашью, красками различными способами ( кистью, тампоном, пальцем ).
- Работа с ножницами, с тонкой медной проволокой в пластмассовой изоляции.
- Изготовление поделок из природного материала.
- Различные пальчиковые игры (инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук ребёнка со стихотворным сопровождением):
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
(ребёнок делает ладошки «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок,
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец
(сгибает пальчики, начиная с большого)
Наша Зина – молодец!
(показывает большой палец).
- Игры с пальчиками без стихотворного
сопровождения:
- «Пальчики здороваются»: кончик большого пальца поочередно касается кончика указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; здороваются пальцы обеих рук друг с другом – большой с большим, указательный с указательным и т.д.
- «Конструирование из пальчиков»:
- Лодочка – прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их;
- Зайчик – локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок;
С ребёнком необходимо заниматься ежедневно, при этом не забывать отмечать его успехи и хвалить за достигнутые результаты.