Цели занятия:
1. Обучение ритмичному исполнению стихотворного текста, согласованного с движением.
2. Развитие продолжительного, равномерного выдоха и мелодико-интонационной стороны речи.
3. Воспитание эмоционально-выразительных и творческих способностей детей.
Задачи занятия:
- активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
- увеличение объема памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие артикуляторного аппарата;
- формирование двигательных навыков.
Формы работы, используемые на занятии:
- Упражнения, направленные на развитие общей моторики (координация слов с движением).
- Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры).
- Игры на развитие тактильных ощущений пальцев рук.
- Упражнения, направленные на развитие органов артикуляции (артикуляционная и логогимнастика).
- Упражнения, на развитие дыхания (выработка продолжительного ротового выдоха).
- Игры на развитие зрительного внимания.
Оборудование:
Игрушки: Кукла Маша, медвежонок, зайчонок, неваляшка, матрешка; игрушечная мебель и набор посуды, игрушка-самолетик, цветной платочек.
Тряпичные мешочки по количеству детей с различными предметами (расческа, кубик, теннисный шарик, монетка, книжка, конфетка и т.п.)
Чашечки, вырезанные из картона, по количеству детей.
Ход занятия
(Дети под спокойную музыку входят в зал и рассаживаются полукругом)
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Посмотрите, какая красивая кукла у меня в руках. Ее зовут Маша. У куклы Маши сегодня день рождения. И она готовится к встрече гостей. Маша решила испечь угощенье для них. Давайте, мы ей поможем.
Пальчиковая игра “Ватрушки”
Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы, (пощипывают себя по бедрам)
Сахар положили мы, (“посыпают сахарный песок” пальчиками обеих рук)
Ягоды, творог – (“лепят пирожки” то одна рука сверху, то другая)
Лепим пирожок.
Тюшки-тютюшки! (хлопают в ладоши)
Кушайте ватрушки! (вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх)
Логопед: Молодцы, ребята! Вкусные ватрушки у нас получились.
Ой! Что это за шум!
(Включается диск с шумом летящего самолета. Логопед демонстрирует детям игрушку - самолетик)
- Ребята! Это летят гости к нашей кукле Маше! Давайте, покажем, как летит самолет.
Стихотворение с движениями “Самолет”
Вот летит самолет. (Стоя, руки в стороны, повороты в правую и левую стороны)
Руки вверх и вперед, (Поднимают обе руки вверх, а затем вытягивают их вперед)
Крыльями машет-машет, (Поднимают и опускают руки “машут крыльями”)
Самолет все дальше-дальше. (Руки в стороны, повороты в правую и левую стороны).
Логопед: Все гости собрались. Назовем, кто прилетел на день рождение…
(Логопед демонстрирует игрушки, а дети называют и изображают их под музыку.
Например, Неваляшка – ребенок ставит руки на пояс и делает наклоны туловища то в левую сторону, то в правую: динь-дон; Матрешка – ребенок кружится и т.д.)
- А теперь сыграем в каравай и поздравим куклу Машу с днем рождения.
(Кукла Маша ставится на стул в центр круга и дети обыгрывают песенку “Как на Машина день рождения испекли мы каравай”)
Логопед: А теперь кукла Маша приглашает всех попить чай с угощением.
Дыхательная гимнастика “Подуем на горячий чай”(Каждому ребенку раздается вырезанная из картона чашечка).
- Чай в чашечках очень горячий, нам надо его остудить. Когда мы дуем на горячий чай, щечки свои не надуваем и следим за плечиками. Их нельзя поднимать. Дуть нужно долго-долго, но несколько раз на чашечку дуть нельзя. Начинаем.
- Чай в чашках остыл. А теперь можно отведать и угощение
-
Чашечка”. Рот широко открыт. Передний и
боковой края широкого языка подняты, но зубов не
касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык
в заданном положении.
- “Конфетка”. Рот закрыт. Напряженным языком упираются то в одну щеку, то в другую. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
Логопед: Мы с вами пили вкусный чай и танцевали. А сейчас пришло время поиграть.
Игра “Волшебный платочек”
(На столик выставляются четыре игрушки: зайчонок, неваляшка, медвежонок, матрешка. Дети должны закрыть глаза, а логопед в это время закрывает платочком одну из игрушек. Дети должны угадать, кто спрятался под ним)
Раз, два, три.
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте! Не зевайте!
Поскорее отвечайте.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные. Наши гости пришли на праздник к куколке не с пустыми руками. Они принесли с собой подарки, а какие именно мы с вами попробуем отгадать.
Игра “Чудо-мешочек”
(Для каждого ребенка приготовлен тряпичный мешочек, внутри которого лежит предмет/расческа, кубик, шарик, книжка, конфетка… Дети на ощупь, не вынимая предмет из мешочка, должны угадать его содержимое).
Логопед: Ребята! Давайте вспомним, у кого на день рождение мы с вами побывали?
Дети: У куклы Маши.
Логопед: Давайте, назовем гостей куклы Маши, которые прилетели к ней на день рождение.
Дети: Неваляшка, матрешка, зайчонок, медвежонок.
Логопед: Сегодня на занятии вы хорошо играли и занимались. И Кукла Маша передала для вас сладости. Вот они. Возьмите их и угоститесь в группе. До свидания!
Дети: До свидания!
(Дети под музыку выходят из зала)