Цели:
- Закрепить знания детей о согласных и гласных звуках, навык различения твердых и мягких согласных звуков.
- Познакомить со звуками [В], [В‘], буквой В.
- Учить определять место звуков [В], [В‘] в словах.
- Развивать умение делить слова на слоги разными способами.
- Формировать навыки анализа и синтеза слогов.
- Упражнять в составлении предложений с предлогами.
- Развивать мышление, внимание, мелкую и общую моторику.
Оборудование:
Кукла Варя, картинки – символы звуков (используются символы звуков из пособия Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова “По дороге к Азбуке”.
Рис. 1
Карта согласных звуков (представляет собой квадрат 25×25 см, состоящий из синей и зеленой полос (Рис. 2); картинки, в названии которых присутствуют звуки [В], [В‘], индивидуальные тетради со схематическим изображением слов, пластилин.
Рис. 2
Ход занятия
1. Организационный момент.
Построение в круг. Игра “Мяч по кругу передавай, первый звук в имени соседа называй”.
Вопросы:
– Звуки [П],[М], [Н], какие? (Согласные, твердые.)
– Звуки [Д’], [К’]? (Согласные, мягкие.)
– Звуки [А], [О], какие? (Гласные.)
В вопросах используются звуки, которые были первыми в именах детей.
2. Формулирование темы занятия, постановка учебной задачи.
Детям предлагается сесть на ковер.
– Я расскажу вам историю, которая произошла с куклой Варей.
– Весной Варя вышла во двор и услышала протяжный вой В-В-В-В. Она поспешили на вой и увидела своего друга Вову.
– Почему ты так воешь Вова?
– Я пою песенку весеннего ветра.
– Но так воет волк.
Выставляется картинка-символ звука В.
– А веселый весенний ветерок поет: В’-В’-В’-В’.
Выставляется символ звука В’.
– Произнесите, как воет волк на выдохе. Вдохните глубоко, и сколько хватит воздуха, произносите В-В-В.
– Теперь как ветерок. Вдохните – В’-В’-В’. (Упражнения выполняются стоя)
– О каких звуках мы будем говорить сегодня? (Мы будем говорить о звуках [В], [В’]).
– Звук В, какой? (согласный твердый). А звук [В’]? (согласный мягкий).
3. Работа по теме занятия.
Работа в тетрадях.
– Садитесь за столы.
– Откройте тетради. Рассмотрите картинки.
Звуки в слове исчезают, снова появляются.
Звуки слово изменяют, сами изменяются.
– Мы с вами будем искать место звуков [В], [В’] в словах – названиях картинок.
– В слове ворона, какой звук вы слышите [В] или [В‘]?
– Где находится звук в слове? (Звук [В] находится в начале слова.)
– Закрасьте на схеме слова первый квадрат. Какой карандаш вам понадобиться? (Синий.)
– Назовите следующее слово. (Корова.)
– Какой звук вы слышите в слове [В] или [В]’?
– Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат.
– Назовите следующее слово. (Дверь.) Какой звук есть в этом слове? ([В’]). Где находится этот звук? Раскрасьте соответствующий квадрат. Подумайте, какого цвета карандаш вам нужен.
Такая же работа проводится со словом – вишни.
– Закройте тетради. Отодвиньте на край стола.
Игра “Разложи картинки”.
– Возьмите с лотка по четыре картинки. Рассмотрите. Если в названии картинки есть звук В, положите карточку на синюю полоску, если [В’] – на зеленую.
Будьте внимательны, звуки могут быть в начале, в середине и в конце слова.
Выходите на ковер. Выполняйте вместе со мной:
(Хлопки руками над головой.)Дружит гласный звук с согласным.
Образуя вместе слог. (Берутся за руки.)
Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем. (Шагают.)
– Посчитайте шагами количество слогов в слове ВА-ГО-НЫ – все вместе.
– Теперь оттопайте ногой в слове СО-ВА.
– Хлопками в слове ВО-ДО-ЛА-ЗЫ. Ладонь к подбородку, в слове ВО-РО-НА.
Работа со звуковыми карточками.
– Возьмите карточки, символы звуков. Найдите символ звука В.
– Выложите слог ВА. Какие звуки образуют этот слог? (В, А.)
– Замените звук А на О. Какой слог получился? (ВО.)
– Поменяйте местами звуки В и О. Произнесите, какой получился слог. (ОВ.)
– Уберите карточки.
Предлог В.
– Звук В еще обозначает маленькое слово В. Оно употребляется, когда предмет движется или прячется внутрь. Варя и Вова любят играть в прятки, но прячутся не сами, а прячут свои игрушки. Подойдите ко мне, расскажите, кто, куда спрятал игрушки. (Варя спрятала мишку в коробку. Вова спрятал робота в грузовик.)
– Составьте другие предложения со словом В.
Знакомство с буквой В.
– Звуки [В], [В’] обозначаются буквой. Показ буквы.
Вот буква В видна вдали, красивая, витая.
Как будто крендель испекли, гостей в дом поджидая.
– Назовите элементы, из которых состоит буква. (Палочка и два полукруга.)
– Давайте покажем с вами пальчиковую гимнастику про буквы и звуки.
(сжимают и разжимают кулачки)Много звуков есть на свете,
Шелест листьев, плеск волны. (Хлопки чередуются с ударами кулачков.)
Но бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны. (Пальцы здороваются, начиная с большого.)
Звуки четко произносим, (имитируют произношение, слушание)
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем, (качают указательными пальцами обеих рук).
Пишем их старательно. (Имитируют письмо.)
– Садитесь за столы. Вылепите букву В из волшебного пластилина.
– Полюбуйтесь буквами.
|
|
– Молодцы, вы хорошо работали на занятии.