Тема урока "Согласные звуки [Т-Т']"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие мелкой моторики, координации речи с движением;
  • развитие фонематического восприятия,  слухового внимания;
  • развитие речевого внимания, памяти, мышления.
  • развитие кинестетических ощущений.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование положительного эмоционального настроя на логопедические занятия на основе игровых моментов;
  • воспитание бережного отношения к живой природе;
  • привитие желания помогать, тем, кто просит о помощи.

Оборудование: два таракана (игрушки), логопедические зеркала, синий и зелёный домики, иллюстрации с изображением предметов со звуками [П-П’], предметные картинки по теме «Головные уборы», массажные мячики «Ёжики», массажные мячики «Су-Джок», «билеты».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед раздаёт детям предметные картинки по теме «Головные уборы».

– Первым сядет тот, кто назовёт свой головной убор со словом «много». (Много шапок, много платков, много панамок и т.д.)

II. Знакомство с темой занятия

– Ребята, к нам в гости пришли два брата тараканчика Толя и Тима.
– Какой первый звук в имени Толя? Первый звук [Т].
– Какой первый звук в имени Тима? Первый звук [Т’].

III. Уточнение артикуляции и характеристики звуков [Т-Т’]

– Посмотрите на свой ротик в зеркальце и произнесите звук [Т]. Что происходит с нашим ротиком? Кончик язычка и верхние зубки встречаются.
– Произнесите звук [Т’]. Что происходит с нашим ротиком? Кончик язычка и верхние зубки встречаются, губки улыбаются.
– [Т] если есть преграда, то это какой звук? Это согласный, твёрдый звук.
– В каком домике живут твёрдые согласные звуки? В синем домике.
– [Т’] это какой звук? Это согласный, мягкий звук.
– В каком домике живут мягкие согласные звуки? В зелёном домике.

IV. Воспроизведение слоговых рядов (с использованием массажных мячиков)

– А сейчас мы с вами споём песенки тараканчиков: (дети прокатывают массажные мячики «Су-Джок» между ладошек)

ТА-ТУ-ТИ                 ТИ-ТА-ТУ
ТИ-ТУ-ТА                 ТУ-ТА-ТИ
ТА-ТИ-ТУ                 ТА-ТУ-ТИ

V. Различение звуков [Т-Т’] на слух:

– из ряда согласных: Т’, Т, Т’, М, Т, Б, М’, Т, Т’, В, Т…
– из слоговых рядов: ОТ, ТЫ, ТУ, ТИ, ОМ, МА, ТИ, ТЮ, ВА, ТА, ТИ.

VI. Физминутка. Игра с массажными мячиками «Ёжиками»

Ходит ёжик
Без дорожек,
По лесу, по лесу.

И колючками своими
Колется, колется.

А я ёжику, ежу
Ту тропинку покажу,

Где катают мышки
Маленькие шишки.

Катают мячик вперёд и назад, как колбаску из пластилина

 

Катают мячик круговыми движениями, как шарик из пластилина

 

Катают мячик по внутренней стороне одной  руки большими круговыми движениями 

Кладут руку на стол, растопыривают пальчики и катают мячик по тыльной стороне руки и по пальчикам большими круговыми движениями.

VII. Дидактическая игра «Расселение картинок по домикам»

Логопед вывешивает на доску домики синего и зелёного цвета, около доски раскладывает иллюстрации с изображением предметов в названии которых есть звуки [Т-Т’].

– Ребята, посмотрите, наши картинки заблудились, не могут найти свои домики. Давайте поможем нашим картинкам. Картинки со звуком [Т] живут в синем домике у тараканчика Толи, а картинки со звуком [Т’] живут в зелёном домике у тараканчика Тимы.

Дети по очереди выходят к доске, определяют звук, который спрятался в слове и его позицию.

– Тарелка. Какой звук спрятался в слове? Звук [Т].
– А где спрятался звук [Т]? В начале слова.
– В какой домик поселишь? В синий домик, к тараканчику Толе.
– Тигр. Какой звук спрятался в слове? Звук [Т’].
– А где спрятался звук [Т’?  В начале слова.
– В какой домик поселишь? В зленный домик, к тараканчику Тиме.

VIII. Итог

– С какими звуками мы сегодня познакомились? Со звуками [Т-Т’].
– Звук [Т], он какой? Звук [Т] согласный, твёрдый, живёт в синем домике.
– Что нам помогает произносить звук [Т]? Кончик языка встречается с верхними зубками.
– Звук [Т’], он какой? Звук [Т’] согласный, мягкий, живёт в зелёном домике.
– Что нам помогает произносить звук [Т’]? Кончик языка встречается с верхними зубками, губки немного улыбаются.
– Молодцы!
– А сейчас мы с вами отправляемся на поезде в группу, но для этого нам нужны билеты. А билеты сегодня на простые, нужно придумать одно слово со звуком [Т] и [Т’].