Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие мелкой моторики, координации речи с движением;
- развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
- развитие речевого внимания, памяти, мышления.
- развитие кинестетических ощущений.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формирование положительного эмоционального настроя на логопедические занятия на основе игровых моментов;
- воспитание бережного отношения к живой природе;
- привитие желания помогать, тем, кто просит о помощи.
Оборудование: два таракана (игрушки), логопедические зеркала, синий и зелёный домики, иллюстрации с изображением предметов со звуками [П-П’], предметные картинки по теме «Головные уборы», массажные мячики «Ёжики», массажные мячики «Су-Джок», «билеты».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Логопед раздаёт детям предметные картинки по теме «Головные уборы».
– Первым сядет тот, кто назовёт свой головной убор со словом «много». (Много шапок, много платков, много панамок и т.д.)
II. Знакомство с темой занятия
– Ребята, к нам в гости пришли два брата
тараканчика Толя и Тима.
– Какой первый звук в имени Толя? Первый звук [Т].
– Какой первый звук в имени Тима? Первый звук
[Т’].
III. Уточнение артикуляции и характеристики звуков [Т-Т’]
– Посмотрите на свой ротик в зеркальце и
произнесите звук [Т]. Что происходит с нашим
ротиком? Кончик язычка и верхние зубки
встречаются.
– Произнесите звук [Т’]. Что происходит с нашим
ротиком? Кончик язычка и верхние зубки
встречаются, губки улыбаются.
– [Т] если есть преграда, то это какой звук? Это
согласный, твёрдый звук.
– В каком домике живут твёрдые согласные звуки? В
синем домике.
– [Т’] это какой звук? Это согласный, мягкий звук.
– В каком домике живут мягкие согласные звуки? В
зелёном домике.
IV. Воспроизведение слоговых рядов (с использованием массажных мячиков)
– А сейчас мы с вами споём песенки тараканчиков: (дети прокатывают массажные мячики «Су-Джок» между ладошек)
ТА-ТУ-ТИ ТИ-ТА-ТУ
ТИ-ТУ-ТА ТУ-ТА-ТИ
ТА-ТИ-ТУ ТА-ТУ-ТИ
V. Различение звуков [Т-Т’] на слух:
– из ряда согласных: Т’, Т, Т’, М, Т, Б, М’, Т, Т’,
В, Т…
– из слоговых рядов: ОТ, ТЫ, ТУ, ТИ, ОМ, МА, ТИ, ТЮ,
ВА, ТА, ТИ.
VI. Физминутка. Игра с массажными мячиками «Ёжиками»
Ходит ёжик Без дорожек, По лесу, по лесу. И колючками своими А я ёжику, ежу Где катают мышки |
Катают мячик вперёд и назад, как
колбаску из пластилина
Катают мячик круговыми движениями, как шарик из пластилина
Катают мячик по внутренней стороне одной руки большими круговыми движениями Кладут руку на стол, растопыривают пальчики и катают мячик по тыльной стороне руки и по пальчикам большими круговыми движениями. |
VII. Дидактическая игра «Расселение картинок по домикам»
Логопед вывешивает на доску домики синего и зелёного цвета, около доски раскладывает иллюстрации с изображением предметов в названии которых есть звуки [Т-Т’].
– Ребята, посмотрите, наши картинки заблудились, не могут найти свои домики. Давайте поможем нашим картинкам. Картинки со звуком [Т] живут в синем домике у тараканчика Толи, а картинки со звуком [Т’] живут в зелёном домике у тараканчика Тимы.
Дети по очереди выходят к доске, определяют звук, который спрятался в слове и его позицию.
– Тарелка. Какой звук спрятался в слове? Звук
[Т].
– А где спрятался звук [Т]? В начале слова.
– В какой домик поселишь? В синий домик, к
тараканчику Толе.
– Тигр. Какой звук спрятался в слове? Звук [Т’].
– А где спрятался звук [Т’? В начале слова.
– В какой домик поселишь? В зленный домик, к
тараканчику Тиме.
VIII. Итог
– С какими звуками мы сегодня познакомились? Со
звуками [Т-Т’].
– Звук [Т], он какой? Звук [Т] согласный, твёрдый,
живёт в синем домике.
– Что нам помогает произносить звук [Т]? Кончик
языка встречается с верхними зубками.
– Звук [Т’], он какой? Звук [Т’] согласный, мягкий,
живёт в зелёном домике.
– Что нам помогает произносить звук [Т’]? Кончик
языка встречается с верхними зубками, губки
немного улыбаются.
– Молодцы!
– А сейчас мы с вами отправляемся на поезде в
группу, но для этого нам нужны билеты. А билеты
сегодня на простые, нужно придумать одно слово со
звуком [Т] и [Т’].