Задачи:
- познакомить с буквой Ш.;
- учить соотносить звук с символом и буквой;
- формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза;
- закреплять знания норм орфографии;
- развивать фонематический слух, внимание, память;
- развивать фонематическое восприятие;
- дикцию, при помощи скороговорки;
- формировать навыки использования обобщающих понятий “Одежда”;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища.
Оборудование: картинки, зеркала, фасоль, счетные палочки, “Волшебный сундучок”, цветы, бабочки.
Ход занятия
І. Подготовительная часть.
Ребята, перед вами кроссворд, давайте отгадаем. (Приложение, слайд 1-6)
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какое первое слово спрятано, второе…..
Молодцы! А теперь посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (Картинка) ШМЕЛИ
– Назовите первый звук в слове – шмели?
Дети, эти шмели волшебные, сегодня на занятие они будут наблюдать за вами, какие вы умные, как умеете хорошо работать… (на каждом этапе идет напоминание о шмелях).
1. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания:
Послушайте и скажите часто повторяющийся звук:
КАМЫШАМ ШУРШАЛА МЫШЬ:
ВЕТЕР ВАМ НАРУШИЛ ТИШЬ
ШЕПЧУТ ТИХО КАМЫШИ:
ТИХО, МЫШКА, НЕ ШУРШИ!
– КАКОЙ ЗВУК МЫ ВЫДЕЛЯЛИ?
Вы догадались, какая тема нашего урока? (Слайд 7)
ЗВУК [Ш], БУКВА ША
ІІ. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях.
– Что для этого надо сделать? (Внимательно слушать учителя, своих товарищей и не выкрикивать.)
2. Артикуляционная гимнастика:
ЗЕРКАЛО!Поработаем с язычком и губами.
Ш.К.языка. слижем варенье с верхней губы и с нижней.
а) Упражнение “Вкусное варенье”
ОХ, И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!
ЖАЛЬ, ОСТАЛОСЬ НА ГУБЕ.
ЯЗЫЧОК ПРИПОДНИМУ
И ОСТАТОК ОБЛИЖУ.
Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадайте загадку:
б) ПОД СОСНОЮ У ДОРОЖКИ
КТО СТОИТ СРЕДИ ТРАВЫ?
НОЖКА ЕСТЬ, НО НЕТ САПОЖКА,
ШЛЯПКА ЕСТЬ – НЕТ ГОЛОВЫ.
Кто же мне скажет, как называется это упражнение? (Грибок.)
Щелкните язычком и присосите его к небу, удерживаем на счет 5!
в) “Чашечка”
ЯЗЫК ШИРОКИЙ ПОЛОЖИ,
ЕГО КРАЯ ПРИПОДНИМИ –
ПОЛУЧИЛАСЬ ЧАШЕЧКА, ПОЧТИ КРУГЛАЯ ОНА.
В РОТ ЕЕ ТЫ ЗАНЕСИ
И КРАЯ К ЗУБАМ ПРИЖМИ.
3. Упражнения на дыхание.
А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
– В этом нам поможет бабочка. Возьмите ее. Посадите на желтый цветок набрали воздух и выдохнули (подули). Красный, желтый, зеленый…
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
(Приложение, слайд 8)
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
(Слайд 9)
(Выделяем голосом те слова, которые выделены)
АХ, КАК ВКУСНО ПАХНЕТ (2–3 раза);
(Слайд 10)
АХ, КАК ВКУСНО ПАХНЕТ ЦВЕТОК (2–3 раза).
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)
ІІІ. Основная часть.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)
Игра “Определи место звука”
– Возьмите фасоль и отложите столько, сколько звуков в слове шарф.
– Какой первый звук вы слышите и произносите?
– В какой вагон посадим это слово? (В первый.)
Придумайте слово со звуком ш, чтобы мы его посадили в средний вагон (мышка, машина, каша, хорошо, Паша).
Придумайте слово со звуком ш, чтобы мы его посадили в последний вагон (камыш, малыш, карандаш).
5. Знакомство с артикуляцией звука [ш].
Вы все видели птицу гусь? Картинка.
Гуси сердитые? Грозно шипят ш-ш-ш-ш-ш-
Дайте характеристику звуку [ш].
СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ, ТВЕРДЫЙ, ШИПЯЩИЙ.
ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Ш – ГУБЫ ОКРУГЛЕНЫ, ЗУБЫ ПОЧТИ СОМКНУТЫ. ЯЗЫК В ФОРМЕ “ЧАШЕЧКИ” ПОДНЯТ К ВЕРХНИМ ЗУБАМ, ВОЗДУХ ВЫДЫХАЕМЫЙ ПРОХОДИТ ПОСЕРЕДИНЕ ЯЗЫКА, ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ НЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЯ. Воздух теплый.
– ПРИЛОЖИТЕ РУКУ К ГОРЛЫШКУ.
6. Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений.
– Выложите из палочек букву ША.
– Сколько палочек нам пригодилось? (4.)
– Значит это буква состоит из 4-х элементов.
– Откройте тетрадку и обведите пальцем букву ША.
(В тетрадке приклеена заранее буква ша из бархатной бумаги).
Игра “ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК”
(В сундучке лежат изученные буквы, дети на ощупь отгадывают)
7. Игра “наоборот”
С мячом:
ША – АШ
ШО – ОШ
ШЫ – ЫШ
ШУ – УШ
8. Физкультминутка:
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Другу отдали
И улыбнулись!
9. Чтение слогов:
А10. Игра “Веселый поезд”
Я буду вам показывать картинки, а вы называть и расселять по вагонам, т.е ставить где нужно плюсик.
Взаимопроверка! (Приложение, слайд 11)
В КАКОМ ВАГОНЕ МЕНЬШЕ СЛОВ? А ДАВАЙТЕ ЕЩЕ ПРИДУМАЕМ 2 СЛОВА – КАРАНДАШ. КАМЫШ.
ШЛЯПА. ШАПКА. РУБАШКА – КАК НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ?
11. Скороговорка:
(Слайд 12)Работа над скороговоркой!
ПА-ША МА-ШЕ ШАП-КОЙ МА-ШЕТ
12. ИТОГ занятия:
(На парте у каждого ребенка лежит трафарет со шмелем)
Раскрашивание шмеля.