Развитие речевой компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Логопедия


21 век с его ритмом жизни, новейшими технологиями, предъявляет к человеку очень высокие требования. Современный человек должен четко, грамотно выражать свои мысли, быть коммуникабельным, обладать высоким профессиональным уровнем владения теми или иными знаниями, умениями и навыками. Для того чтобы подготовить для общества успешного человека, необходимо с самого раннего возраста развивать, обучать и воспитывать ребенка, используя для этого наиболее эффективные педагогические методы и приемы.

Из-за занятости родителей основной груз по воспитанию, обучению и развитию ребенка ложится на педагогов. Педагог дошкольного учреждения закладывает  в  ребенка основу знаний, умений и навыков, чтобы справиться успешно с этой задачей он должен обладать высоким педагогическим мастерством.

В наше время для педагогов созданы благоприятные условия для воплощения и реализации своих педагогических идей. Педагог вправе сам спроектировать свою деятельность, таким образом, которая позволит использовать наиболее эффективные методы и приемы с учетом особенностей детей и тем самым добиться высоких результатов.  

Много лет работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, выделяю основную задачу коррекционной работы: развитие у дошкольников речевой компетентности. Формирование и развитие речевой компетентности необходимо для того, чтобы ребенок умел планировать свое высказывание, самостоятельно ориентировался в условиях речевой ситуации, самостоятельно определял содержание своего высказывания. Так же для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Занятия в пособии обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Так же включены творческие задания, направленные на обучение детей рассказыванию с элементами творчества. Эти задания играют важную роль в развитии словесно – логического мышления, предоставляют большие возможности, для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуют активизации знаний и представлений об окружающем.   

 Тема: «Зимние забавы»

Пересказ рассказа цепной организации:

Снеговик

Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, потом второй комок – поменьше, третий – еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний – маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа – морковку, вместо рук – ветки. Вместо шапки надели старое ведро. Забавный получился снеговик!

Вопросы:

  1. Что делали дети на прогулке?
  2. Как дети лепили снеговика?
  3. Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
  4. Какой получился снеговик?

Творческое задание

1. Закончить предложение по аналогии:

Вместо рук у снеговика ветки…

2. Составить рассказ от 1-го лица множественного числа.

3. Придумать продолжение рассказа.

4. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Тема: «Мебель»

Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам «Как изготовляют мебель»:

Вопросы:

  1. Что спилила рабочие в лесу?
  2. Что сделали с деревьями?
  3. Куда отвезли бревна?
  4. Что сделали на фабрике с бревнами?
  5. Что можно изготовить из полученных досок?
  6. Куда отвозят готовую мебель?

Творческое задание

1. Образовать относительные прилагательные.

Кровать из дерева – деревянная;
Стол из стекла – …,
Стул из пластмассы – …,
Кресло из велюра – …,
Мебель для кукол – …,

2. Подобрать слова-антонимы.

Большой стул – маленький стул,
Высокий стол – …,
Широкая кровать – …,
Мягкое кресло – …,
Тонкая ножка – …,
Длинная полка – …

Рассказать о мебели, которая стоит в твоей комнате.

Тема: «Домашние животные»

Творческое рассказывание:

Кролик

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.

Вопросы:

  1. Какой у Миши кролик?
  2. Какая у кролика шерсть? Ушки? Хвост?
  3. Как он грызет морковку?
  4. Чем еще его кормят?

Творческое задание

1. Образовать сравнительную степень прилагательного:

красивый – красивее
длинный  –
добрый    –
сильный  –
толстый   –
тонкий     –
мягкий    –
быстрый –
злой         –
высокий  –
низкий    –

2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.

3. Придумать продолжение рассказа.

Тема: «Осень»

Составление рассказа по первым словам в предложении:

Осень

Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковёр.

Вопросы:

  1. Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь; земля похожа на красивый ковер; гуляют серые тучи.
  2. Какое время года наступило?
  3. Какие тучи гуляют по небу?
  4. Какой моросит дождь?
  5. Как светит солнце?
  6. Что происходит с листьями?
  7. На что похожа земля? Почему?

Творческое задание

1. Дополнить предложения недостающими словами.

Наступила… (осень). По небу … (гуляют серые тучи). Моросит … (холодный дождь). Солнце … (светит мало). Желтые листья … (падают на землю). Земля … (похожа на красивый ковёр).

2. Пересказать текст, подобрав к каждому существительному прилагательное.

3. Нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.