21 век с его ритмом жизни, новейшими технологиями, предъявляет к человеку очень высокие требования. Современный человек должен четко, грамотно выражать свои мысли, быть коммуникабельным, обладать высоким профессиональным уровнем владения теми или иными знаниями, умениями и навыками. Для того чтобы подготовить для общества успешного человека, необходимо с самого раннего возраста развивать, обучать и воспитывать ребенка, используя для этого наиболее эффективные педагогические методы и приемы.
Из-за занятости родителей основной груз по воспитанию, обучению и развитию ребенка ложится на педагогов. Педагог дошкольного учреждения закладывает в ребенка основу знаний, умений и навыков, чтобы справиться успешно с этой задачей он должен обладать высоким педагогическим мастерством.
В наше время для педагогов созданы благоприятные условия для воплощения и реализации своих педагогических идей. Педагог вправе сам спроектировать свою деятельность, таким образом, которая позволит использовать наиболее эффективные методы и приемы с учетом особенностей детей и тем самым добиться высоких результатов.
Много лет работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, выделяю основную задачу коррекционной работы: развитие у дошкольников речевой компетентности. Формирование и развитие речевой компетентности необходимо для того, чтобы ребенок умел планировать свое высказывание, самостоятельно ориентировался в условиях речевой ситуации, самостоятельно определял содержание своего высказывания. Так же для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Занятия в пособии обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Так же включены творческие задания, направленные на обучение детей рассказыванию с элементами творчества. Эти задания играют важную роль в развитии словесно – логического мышления, предоставляют большие возможности, для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствуют активизации знаний и представлений об окружающем.
Тема: «Зимние забавы»
Пересказ рассказа цепной организации:
Снеговик
Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, потом второй комок – поменьше, третий – еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний – маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа – морковку, вместо рук – ветки. Вместо шапки надели старое ведро. Забавный получился снеговик!
Вопросы:
- Что делали дети на прогулке?
- Как дети лепили снеговика?
- Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
- Какой получился снеговик?
Творческое задание
1. Закончить предложение по аналогии:
Вместо рук у снеговика ветки…
2. Составить рассказ от 1-го лица множественного числа.
3. Придумать продолжение рассказа.
4. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Тема: «Мебель»
Составление рассказа по опорным картинкам и вопросам «Как изготовляют мебель»:
Вопросы:
- Что спилила рабочие в лесу?
- Что сделали с деревьями?
- Куда отвезли бревна?
- Что сделали на фабрике с бревнами?
- Что можно изготовить из полученных досок?
- Куда отвозят готовую мебель?
Творческое задание
1. Образовать относительные прилагательные.
Кровать из дерева – деревянная;
Стол из стекла – …,
Стул из пластмассы – …,
Кресло из велюра – …,
Мебель для кукол – …,
2. Подобрать слова-антонимы.
Большой стул – маленький стул,
Высокий стол – …,
Широкая кровать – …,
Мягкое кресло – …,
Тонкая ножка – …,
Длинная полка – …
Рассказать о мебели, которая стоит в твоей комнате.
Тема: «Домашние животные»
Творческое рассказывание:
Кролик
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
Вопросы:
- Какой у Миши кролик?
- Какая у кролика шерсть? Ушки? Хвост?
- Как он грызет морковку?
- Чем еще его кормят?
Творческое задание
1. Образовать сравнительную степень прилагательного:
красивый – красивее длинный – добрый – сильный – толстый – тонкий – |
мягкий – быстрый – злой – высокий – низкий – |
2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.
3. Придумать продолжение рассказа.
Тема: «Осень»
Составление рассказа по первым словам в предложении:
Осень
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковёр.
Вопросы:
- Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь; земля похожа на красивый ковер; гуляют серые тучи.
- Какое время года наступило?
- Какие тучи гуляют по небу?
- Какой моросит дождь?
- Как светит солнце?
- Что происходит с листьями?
- На что похожа земля? Почему?
Творческое задание
1. Дополнить предложения недостающими словами.
Наступила… (осень). По небу … (гуляют серые тучи). Моросит … (холодный дождь). Солнце … (светит мало). Желтые листья … (падают на землю). Земля … (похожа на красивый ковёр).
2. Пересказать текст, подобрав к каждому существительному прилагательное.
3. Нарисовать иллюстрацию к этому рассказу.