Цель: обобщить и систематизировать знания детей, сформировать лексико-грамматические компоненты речи по данной теме.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закрепление представлений о зиме, ее приметах;
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;
- совершенствование грамматического строя речи:
- формирование согласования существительных с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода;
- формирование словообразования существительных;
- формирование словоизменения;
- образование однокоренных слов;
- совершение синтаксической стороны речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;
- Коррекционно-развивающиеся:
- развитие общей моторики, координация речи с движением;
- развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти;
- Коррекционно-воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; имитированные сугробы из поролона, выполненные из поралона; мнемокарты (карты-схемы) примет зимы; модель-схема выведенная на мультимедийную установку) рассказа «В зимнем парке».
ХОД УРОКА
Организационный момент
Дети выходят из логопедического кабинета и заходят в группу.
Логопед: Дети, посмотрите, к нам на занятие пришло много гостей, давайте поприветствуем их!
Дети: Здравствуйте!!!
Л: Я сегодня для вас принесла книгу
«Снежная Королева». Включается запись «Вьюги»
на магнитофоне.
– Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в
группе стало!
Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма озвучивается текст)
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали?
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.
Л: Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?
Л: Посмотрите, (логопед включает второй эпизод) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается тексто)
Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.
Л: Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.
Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.
- Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение «улыбка»).
- А теперь сделайте трубочку (упражнение «трубочка»).
- А теперь будем чередовать («улыбка» – «трубочка».)
- Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «качели»).
- Еще раз улыбнитесь друг другу.
Л: Молодцы ребята! Посмотрите, за ниши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.
Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).
Ворон: Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.
Логопед (загадывает загадку): Хоть сама и снег, и лёд, а уходит слёзы льёт (Зима).
Л: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон! (Приложение 1. Рисунок 1)
Дети работают по часам.
Л: А какое сейчас время года?
– Какие приметы зимы вы знаете? Дети перечисляют
приметы зимы.
– А какие ещё времена года есть? Весна, лето,
осень.
– А что бывает осенью? Идут дожди, птицы улетают в
теплые края и т.д.
– Какие признаки весны?
– А какие летние приметы вы знаете?
Л: Правильно. Вы назвали мне много признаков. Подойдите к столу и возьмите символы с изображением времён года. А теперь вы должны прикрепить к нашим волшебным часам, примету-символ, которая соответствует времени года.
Л: Проверьте глазами, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!
На экране появляется Ворон
Ворон:
Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
Л: Ребята кто-то к нам идёт! (На экране появляется принцесс, эпизод мультфильма, озвученный текстом)
Д: Принцесса!
П: Здравствуйте, дети! Вы на карты посмотрите, о временах года расскажите.
Л: Да! Трудное задание дала нам
принцесса, но мы с ним справимся. (Работа по
двусторонним карточкам (лет-осень, зима-весна) (Приложение 1. Рисунок 2)
– Перед вам лежат карточки с изображением времён
года.
– Покажите, время года, которое следует за
зимой? (Весна)
– Почему Витя, ты поднял эту карточку?
– Потому что за зимой наступает весна.
– Покажите, какое время года бывает перед
зимой? (Осень) Почему, Данил, ты поднял осень?
– Потому что перед зимой бывает осень.
– Покажите, какое время года между
осенью и весной? (Зима). Почему, Ира ты
подняла зиму?
– Потому что зима между осенью и весной.
Л: Молодцы ребята! И с этим задание мы справились. А вот и ещё один осколок, который оставила нам принцесса.
Физминутка
Л: Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдем! (Музыка)
Мы шагаем по сугробам,
по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Л: Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один (на экране появляется Разбойница)
Разбойница:
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять,
Вы предложения о зиме,
О снеге, санках и катке.
Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме.
Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие. (Приложение 1. Рисунок 3)
Л: Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает зимой. Какое предложение можно составить по этой схеме?
Д: Зимой идет снег.
Л: Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о зиме.
Дети составляют предложения с опорой на модели:
Зимой идёт снег. Зимой мы катаемся на коньках. Зимой мы катаемся на санках. Зимой мы лепим снеговика. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой наступает Новый год.
Л: Ребята …, так зимой развлечения
какие? Зимние.
– Погода какая? Зимняя.
– настроение какое? – Зимнее
Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.
Разбойница:
Вот осколок, за старанье,
В добрый путь вам, до свиданья!
Л: Спасибо! А нам пора дальше.
Включается Мудрый Олень.
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.
Л: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – зима. (Приложение 1. Рисунок 4) Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!
Рассказ о зиме
Зимой сильные морозы. Зимой часто идёт снег. Вода замерзла на реках и озёрах. Зимой люди ходят в шапках и шубах. Зимой лепят снежную бабу. Дети катаются на коньках и лыжах.
– Кто первый готов? (Ответы детей)
Л: Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания! А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!
Дети встают, вставляют последний осколок, зажигаются лампочки. Появляется на экране Снежная Королева со словами:
«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Итог занятия
Л: Посмотрите, мы собрали зеркало! А
вот и книга!
– А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы
выполняли с вами? Что интересного было?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Ирочка, ты правильно составляла предложения!!!
А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!! И
вообще, вы у меня все молодцы!!!
Примечание. Видеоматериалы, присланные автором статьи не предоставляются из-за недопустимых размеров. (Прим. ред.)