Цели: продолжать упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, учить составлять предложения с этими существительными и различными предлогами.
Упражнять детей в употреблении несклоняемых слов сложной слоговой структуры.
Оборудование: картинный материал "Несклоняемые существительные" - издательство "Книголюб".
Ход занятия
Организационный момент.
Сядет тот, кто повторит за логопедом слова - шимпанзе, портмоне, фламинго, колибри, драже, бигуди, шоссе, жалюзи, какао, эскимо, фортепиано, пианино, панно, кашпо, табло, ателье, колье, трюмо.
Объяснение.
Сравнение двух картинок - шторы и жалюзи. Ответы детей на вопросы логопеда по первой картинке и примеры логопеда по второй.
Мама купила новые:
Не спрячешься от солнца без:.
Все любуются красивыми:
Мальчик спрятался за:
Мама мечтает о новых:
Аналогично сравниваются - фламинго и птица, шимпанзе и обезьяна, драже и конфета, мороженое и эскимо.
Логопед подводит детей к выводу, что несклоняемые существительные никогда не изменяются.
Динамическая пауза.
Ой, ребята, погляди - Кто там скачет впереди? |
Прыжки на месте, руки согнуты в локтях. |
Лапы верхние малы | Встать, руки прижаты к груди. |
Лапы задние длинны | Руки в сторону. |
Прячет в сумку детвору, А зовется - кенгуру. |
Круговые движения согнутыми в локтях руками около живота. |
Есть у девочки Танюшки В доме разные игрушки: |
Присесть, руки влево, вперед вправо, |
Заяц, волк, медведь, лиса | Встать, изобразить походку зайца, волка, медведя, лисы |
Грузовик без колеса | Присесть, изобразить повороты руля |
Кукла Барби и кроватка, | Встать, изобразить баюканье куклы |
Есть любимая лошадка | Изобразить скачку на лошади |
Ей расчешем длинный хвостик | Встать, плавные движения руками вверх, вниз |
И верхом поедем в гости | Изобразить скачку на лошади |
Какие "упрямые" слова есть в физкультминутке? Составить предложение с этими словами.
Закрепление употребления несклоняемых слов.
Логопед предлагает детям прослушать рассказ, иллюстрирует его рисунками на доске.
Семья собралась в кафе. Мама надела свое новое колье и посмотрела в трюмо. На улице все сели в машину и помчались по шоссе. В кафе папа проводил всех за свободные столик и сделал заказ. Вскоре официант принес детям фруктовое суфле и ягодное желе, а мама с папой выпили по чашке кофе. Затем папа достал портмоне и расплатился с официантом.
Пересказ рассказа по наводящим вопросам.
Самостоятельный пересказ двумя-тремя детьми.
Итог занятия. Оценивание деятельности детей.
Список использованной литературы:
- Ткаченко Т.А. - Речь и моторика, М., "Эксмо"