Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе с использованием методики sand-play (пескотерапия) "Путешествие в страну Лалилэ" (автоматизация звука Л)

Разделы: Логопедия


Коррекционно-образовательные цели:

  • Повторение артикуляторного и акустического образа звука [л], начертания буквы Л.
  • Автоматизация изолированного звука [л], в словах и предложениях с ним, в связной речи с помощью мнемотаблиц;
  • Совершенствование навыка звукослогового анализа слов;
  • Профилактика нарушений письменной речи;
  • Совершенствование произвольного формирования определенных мимических поз

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие общих речевых навыков;
  • Развитие словаря, грамматического строя речи;
  • Развитие зрительного внимания и восприятия;
  • Развитие речевого слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной, тонкой моторики, тактильных ощущений;
  • Развитие творческого мышления и воображения

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,
  • Воспитывать желание прийти на помощь

Оборудование: стол с песком и водой, "Веселая полянка" (для проведения артикуляционной гимнастики), символ артикуляции звука Л, кукла, домики для согласных звуков (3 домика с синей крышей для твердых согласных и 3 домика с зеленой крышей для мягких согласных - окошки в домиках - начало, середина и конец слова), картинки в названиях которых есть звук Л, на подставке от киндер-сюрприза, в 3 мешочках по две буквы слово "СОЛНЦЕ", солнце на палочке, мнемотаблица к стихотворению, на каждого ребенка: коврик разделенный на 9 частей, массажный коврик "Ежик", игрушка на поддувание - ласточка, символы эмоций (грусть, удивление, радость), 2 задания для профилактики дисграфии: недописанная буква Л и зеркально написанные буквы Л.

Ход занятия

Организационный момент (Создание эмоционально положительного фона занятия).

Дети садятся за стол для индивидуальной работы.

Логопед. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну Лалилэ. В именах, а названиях предметов одежды жителей этой страны и в названиях окружающих их предметов есть звук Л. Сегодня мы будем стараться произносить звук Л в словах и предложениях четко и выразительно.

Артикуляционная гимнастика

Логопед помещает на доску "Веселую полянку" , просит детей посмотреть в зеркало, проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько артикуляционных упражнений.

Путь в страну Лалилэ пролегает через Веселую полянку.

Язычок наш потрудись
На полянке веселись.

Лягушата.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.

Заборчик.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы -
Посчитаем наши зубы.

Качели.

На качели я качаюсь:
Вверх - вниз, вверх - вниз
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

Зубная щетка.

Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи:и внутри:
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.

Маляр

В новый дом маляр пришел,
Красит стены, двери, пол:

Артикуляция и характеристика звуков Л

Молодцы! По полянке пробежали, впереди еще волшебный мостик - посмотрите на него и вспомните, как мы произносим звук Л.

Дети. Губы, зубы, язык, воздушная струя

Звук согласный, т.к. воздушная струя встречает препятствие на своем пути, Звонкий, т.к. голосовые связки работают, горлышко дрожит.

Работа над силой голоса

Логопед. Глазки мы сейчас закроем, самолетом погудим.

Тише - (лллл) - громче (ЛЛЛ),
тише - громче -
И в страну чудес влетим.

(В это время логопед убирает со стола с песком и водой покрывало)

Кукла Лола (логопед). Здравствуйте, ребята! Я жительница страны Лалилэ - Лола. А как вас зовут?

Как я рада вас видеть! В нашей волшебной стране Лалиэ случилось несчастье - похозяйничал у нас злой колдун Рыч-Парыч, набезобразничал, все перепутал, солнышко украл. Пожалуйста, помогите мне все исправить. Поможете?

"Рассели по домикам" (автоматизация звука Л, определение места звука Л в словах)

Кукла Лола. Посмотри, в нашей стране много жителей. Назови, кто здесь живет? Помоги им добраться до своего дома, ведь в темноте они не могут его найти. Внимательно назови слово, определи есть в слове звук Л, где он находится (в начале, середине или конце слова) - и тогда ты найдешь каждому жителю свой домик.

В ходе выполнения задания логопед помогает детям. Потом предлагает выбрать себе по жителю, чтобы продолжить путешествие.

Развивающий коврик с заданиями (развитие дыхания, мелкой моторики, слухового внимания, мимической мускулатуры, профилактика оптической дисграфии, ориентировка в пространстве)

Кукла Лола. В нашей стране Лалилэ - темно и мрачно. Рыч-Парыч к заколдовал дорогу к солнцу.

По дорожке ты ступай
И заданья выполняй.

(Дети ставят свои фигурки в середину развивающего коврика и по заданию логопеда двигаются по нему и выполняют задания)

  • 1 клеточка влево - изобрази грусть
  • 1 клеточка вниз - Шумящая коробочка - упражнение "Делай как я" -повторить ритм: II-I, II-III, I-III-I
  • 1 клеточка вправо - профилактика дисграфии - "Зеркальные буквы" - обведи букву Л
  • 2 клеточки вверх - изобрази удивление
  • 1 клеточка вправо - работа над дыхание - упражнение "Ласточки"
  • 2 клеточки вправо - массажный коврик "Ежик" - развитие мелкой моторики
  • 1 клеточка вниз - допиши букву Л - профилактика дисграфии
  • 1 клеточка вниз - изобрази радость

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений

Кукла Лола.

По дорожке вы прошли
И подсказку нашли.
Злой волшебник с неба взял
Красно солнышко украл,
В землю спрятал, закопал.
Где оно? - никто не знал.
Ты в песочке поищи -
Солнце жителям верни.

Дети в песке ищут мешочки с буквами.

Составь слово (развитие звукослогового анализа)

Буквы в слово собирай,
А потом его читай.

Из букв дети самостоятельно выкладывают слово СОЛНЦЕ.

Развитие атрибутивного словаря, грамматического строя речи.

Кукла Лола. Чтобы солнце засияло, подберите красивые слова. Солнце какое? (теплое, красивое, жаркое, лучистое, золотое:.)

Кукла Лола. Спасибо вам, друзья, от всех жителей страны Лалилэ. Растаяли чары злого волшебника и солнце весело засияло на небе.

Появляется солнышко (на палочке), устанавливается на песок.

Учим стихотворение с помощью мнемотаблицы (автоматизация звуков Л, Ль, развитие памяти, внимания, творческого мышления)

Кукла Лола. Нам пора уже прощаться. Чтобы вы не забывали о жителях страны Лалилэ, мы приготовили нашим спасителям стихотворение о нас.

Клава ловко лук полола,
Мыла пол и полки Лола,
пыль Володя выбивал,
Гвозди Валя забивал,
Коля весело пилил,
Анатолий вилки мыл,
Ну, а маленькая Света
Ела сладкие конфеты.

Подведение итогов.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им больше всего понравилось и почему. Обязательно положительно оценивает работу каждого ребенка.

Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране вы побывали? (Лалилэ). Какой звук живет в этой стране? (Л). Что больше всего вам запомнилось?