Во втором полугодии 1 класса в процессе обучения грамоте и письму в тетрадях ряда учеников можно встретить ошибки, связанные с недостаточной сформированностью слуховой дифференциации звуков речи. Эти ошибки проявляются в частых заменах букв, обозначающих акустически сходные звуки.
В современной логопедической литературе выделяют следующие виды ошибок, связанные с нарушением фонемного распознавания. К ним относятся:
1. Смешение букв, обозначающие парные звонкие и
глухие согласные (зорька – «сорька», дорога
– «торога»).
2. Смешения букв, обозначающие шипящие и
свистящие согласные (пастушок –
«паштушок»).
3. Ошибки обозначения твёрдости и мягкости
согласных (Люба – «Луба», дверь –
«двер»).
4. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их
компоненты (цветочки – «чветочки»).
5. Смешения букв, обозначающие гласные в сильной
позиции (собачка – «собочка).
Однако в тетрадях учеников также часто встречаются смешения букв Й и Е (майка – «маека», животное – «животный», мой – «мое»). Причина возникновения этой ошибки – несовершенство слуховой дифференциации звуков. Частота распространения смешения букв Й и Е среди прочих логопедических ошибок составляет 11,21%. Но некоторые ученики буквально «болеют» данным видом ошибок. В их тетрадях данный вид смешения букв может встречаться 6-7 раз за одну письменную работу.
В настоящее время в недостаточной степени разработан материал для коррекционной работы над дифференциацией Й и Е. В данном пособии представлен материал, помогающий научится правильно различать эти буквы при письме.
Предлагаемый материал апробирован в работе с учениками начальных классов с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ГОУ средняя общеобразовательная школа № 2008 ЮЗАО города Москвы.
Упражнения
Упр. 1. Запиши слова под диктовку:
дай, мой, пей, зайка, сойка, майка, чайка, лайка.
Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.
Упр. 2. Запиши слова под диктовку:
лей, лейка, пей, ручей, сарай, семейка, клей, змей.
Подчеркни Й зеленым карандашом, Е красным карандашом.
Упр. 3. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.
Образец: пой – пойте.
дай, пей, шей, мой, лей, сей, лай, вой, грей, стой.
Упр. 4. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.
Образец: пой – запой.
лей, сей, пей, лай, дай, вой, шей.
Упр. 5. Измени словосочетания по образцу. Напиши получившиеся словосочетания
Образец: белый кот – белые коты.
серый заяц –
зеленый шар –
воздушный змей –
старый кофейник –
узкий ручей –
желтый мяч –
седой старик –
Упр. 6. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?
Образец: любуюсь елкой.
весна, сестра, лиса, шея, тайга, май, чай.
Упр. 7. Измени слова, так, чтобы они отвечали на вопросы кем? чем?
Образец: горжусь Женей.
папа, оценка, Юля, машина, зайка.
Упр. 8. Подбери цвета для существительных, запиши словосочетания.
Образец: синий карандаш.
чай, кот, соловей, варежки, мел, змей, майки, лыжи.
Упр. 9. Подбери прилагательные к существительным. Запиши получившиеся словосочетания.
Теплый репей Пчелиный Лейки Высокий Май Шерстяные Рой Собачий Змей Воздушный Муравьи Железные Варежки Маленькие Лай
Упр. 10. Образуй единственное число. Запиши слова парами.
Образец: сараи – сарай
Сараи, змеи, бои, караваи, животные, попугаи, поля, герои, трамваи, моря.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 11. Измени словосочетания по образцу. Запиши новые получившиеся словосочетания.
Образец: сок из яблок – яблочный сок
Сок из яблок, торт с орехами, розы из сада, суп из грибов, бусы из рябины, маки с поля.
Упр. 12. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.
Юля и Яна на лужа..ке. Юля собирает летни.. цветы. Яна, помога.. Юле!
Упр. 13. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы Е или Й.
Лиса бежит за за..цем. Она хочет ..го по..мать. Э.., косо..! Убега.. на лужа..ку.
Упр. 14. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Старику опорой будь.
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь.
И скамейку – инвалиду.
Упр. 15. Спиши стихотворение, подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Поезжай за моря, океаны.
Надо всею землей пролети.
Есть на свете различные страны.
Но такой, как у нас, не найти.
Упр.16. Измени слова по образцу. Напиши слова парами.
Образец: пить – пей
Лить – …, выть – …, шить – …, стирать – …, ласкать – …, менять – …, летать – …, работать – …, царапать – … .
Упр. 17. «Кто как голос подаёт?» Измени слова по образцу. Напиши слова парами.
Образец: мяукать – мяукай
Кукарекать – …, лаять – …, выть – …, кудахтать – …, ухать – …, чирикать – …, каркать – … .
Упр. 18. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.
Пей чай и ешь йогурт. Чайник на плите. Бери свой стакан. Мешай сахар, пока чай тёплый. Потом поставь посуду в мойку и помой её.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 19. Послушай текст. Придумай и запиши название к этому тексту. Напиши текст под диктовку.
Как красиво поет весной маленький соловей! О чем он поет? Это тайна. Раскрой ее. Подумай об этом. Пой, лесной певец, не улетай!
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 20. Спиши текст.
Сходи в сарай. Возьми лейку. Полей огород. Стой! Вот муравей. Пожалей его.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 21. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.
Пчёлы летят в … . … – охотничья собака.… нужна для того, чтобы чертить линии и измерять отрезки. Во дворе слышен собачий … . Мореплаватели отправились в кругосветное … . В Арктике в небе можно увидеть северное … .
Словарь: улей, линейка, лайка, лай, путешествие, сияние.
Упр. 22. Вместо точек подбери подходящее по смыслу слово. Спиши предложения.
… – последний месяц весны. … – седьмой день недели. ... год справляют 1 января. Муравьи живут в … .Чай наливают из …, а кофе – из … .
Упр. 23. Прочитайте строки из стихотворения. Спишите стихи.
Эй, спасайтесь поскорей –
Убежал из кухни Клей!
Никого он не жалеет:
Всех, кого ни встретит, клеит!..
Все скамейки стали клейки.
Кто присел – пристал к скамейке!(Пер. Б. Заходера)
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 24. Прочитай скороговорки. Запиши скороговорки по памяти.
- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
- Майе на ярмарке купили майку с каймой.
- Михейка на скамейке плетёт лапти Андрейке.
- Не годятся лапти Андрейке на ножки,
- А годятся лапти на лапки кошке.
Упр. 25. Прочитай текст. Найди в нём ошибки. Напиши текст правильно.
Вот улее. В нём пчелиный рое. А вот муравей ползет к муравеенику. Перейдем черйз ручей. Он узкий и мелкие. Прыгай смейло.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 26. «Скажи наоборот». Подбери слова противоположные по значению. Напиши слова парами.
Образец: молодой – старый, грязные – чистые.
Сухие – …, прямой – …, первые – …, слабый – …, острый – …, добрые – …, умный – …, светлые – …, худой – … .
Упр. 27. Прочитай стихотворение. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворение правильно.
Кленовый листок на клёне,
Кленовый листок зелёный,
Всё лето листок зелёные
Зелейнел на зелёном клёне.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 28. Прочитай стихотворения. Найди в нём ошибки. Напиши стихотворения правильно.
Лес большой и маленькие лейсок.
Уголь есть, а ейсть и уголёк.
У липы клеекие листы,
Зеленоватые цветы.
Подчеркни Й – зелёным карандашом, Е – красным карандашом.
Упр. 29. Напиши по памяти группы слов. В каждой строке найди и подчеркни лишнее слово.
Лепесток – улей – рой – война.
Иней – животное – дуй – ковбой – шейка.
Упр. 30. Прочитай загадки отгадки запиши в тетрадь.
Маленький мальчишка В сером зипунишке По двору шныряет, Крошки собирает, По полям ночует, Коноплю ворует. |
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: "Пейте чай, вода вскипела!" |
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. |
Ответы: воробей, чайник, поезд, ручей.