Работа над синонимами на занятиях логопедии с учащимися 5–7-х классов в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида

Разделы: Логопедия


Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. В самом деле, понятие о предмете, о действии, о признаке имеет множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.

Синонимы — это слова, по-разному называющие одно и то же понятие. Они различаются по эмоционально-экспрессивной окраске и по сферам употребления; так, к слову глупый синоним бестолковый выражает некоторую грубость, раздражение; синоним безмозглый не только груб, но и употребляется в разговорной речи. Кроме того, синонимы выражают различные оттенки понятия: сказать произнести, проговорить, выговорить, молвить, вымолвить более свойственны народно-поэтическому языку; изречь в современном языке употребляется с иронией; проговорить указывает на сдержанность, неразговорчивость субъекта, выговорить — на какие-то трудности, связанные с речью, и т.д.

Работа над синонимами начинается с 5 класса на занятиях логопедии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Приведу основные типы упражнений с синонимами, которые применяю на занятиях логопедии:

1. Выбор и группировка слов, близких по значению. В упражнении даны слова какой-то одной части речи (предположим, глаголы). Задание состоит в том, чтобы из этого списка слов выбрать две группы близких по смыслу глаголов; иногда дается 1—2 лишних (т.е. конфликтных) слова, например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит. Одна группа синонимов: бежит, мчится, несется; вторая группа: смотрит, глядит, глаз не сводит; конфликтное слово спит.

В зависимости от уровня подготовленности детей упражнение может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено 2—3 конфликтных слова, могут быть даны разные части речи и пр.

2. Расположение синонимов по возрастающей или убывающей степени какого – то признака. Школьникам даются группы синонимов:
огромный, гигантский, большой; маленький, крохотный.

Дети составляют ряды по возрастанию размеров: крохотный маленький; большой огромный гигантский.

С этими словами составляются предложения, например: В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки, букашки. В горах то и дело встречаются большие камни, огромные глыбы, гигантские утесы.

3. Подбор синонимов к данному слову. Даются слова, например: смешной (при изучении прилагательных), работать (при изучении глаголов), метель (при изучении имен существительных).

Дети подбирают: смешной забавный, потешный; работать — трудиться; метель — вьюга, буран, пурга.

Если необходимо, то составляются с каждым из них предложения, которые помогают понять значение синонима, его оттенки.

4. Замена синонимов в предложении. Цель такого упражнения состоит в выборе более точного, более удачного слова. Приводим пример таких упражнений. Замена, выбор слова производится устно.

1. Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

2. Пограничники стреляют метко (бьют без промаха).

3. Лиса обманула медведя (косолапого).

4. Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Детей чрезвычайно заинтересовывает такая работа. Замена синонимов в предложении обычно практикуется в процессе подготовки к рассказу или к письменному сочинению.

5. Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

1. Небо (закрыло, заволокло) тучами.

2. Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

3. Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

4. Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Обучающиеся обосновывают выбор синонима, например: “Лучше всего сказать: “Наступило жаркое лето”. Можно и знойное, так говорят, если дождей нет, очень сухо. “Горячее лето” — так не говорят. А “теплое лето” — это неправильно, можно сказать весна теплая, а лето жаркое”. (Приведено объяснение ученика).

Система практических упражнений по синонимам складывается из следующих элементов:

а) обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению; объяснение значений и оттенков этих слов;

б) подбор близких по значению слов к данному, объяснение различий в значениях этих слов;

в) упражнения на употребление синонимов в речи.

Главная цель всякого лексического упражнения — использование слов в собственной речи. Как используют учащиеся с нарушением интеллекта в своей речи синонимы? Опыт и специальная проверка показывают, что дети неплохо овладевают синонимами, если их систематически тренировать в этом на занятиях логопедии.

Лексические упражнения с синонимами (Приложение)