Цель: Развитие навыков фонематического анализа и синтеза
Задачи:
Образовательные:
- Учить составлять предложения из слов, данных в беспорядке и определять количество слов в предложении.
- Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов и делить слова на слоги с опорой на вспомогательные средства и без опоры.
- Совершенствовать умение определять количество, порядок и последовательность слогов в словах с опорой на вспомогательные средства и в умственном плане.
- Научить выделять слоги из слов, определять лишний слог в слове с опорой на вспомогательные средства.
- Закрепить умение изменять в словах количество слогов.
- Закрепить полученные знания в письменной речи.
Коррекционные:
- Развитие различных операций мышления.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Формирование координации движений с речью.
- Активизация слухового восприятия, зрительного внимания и памяти.
Воспитательные:
- Развитие действия самоконтроля.
- Формирование умения работать в группе.
- Формирование чувства уверенности в себе.
Учебный материал:
- Изображение сказочного героя. Буквы, магниты.
- Вагончики с цифрами от 3 до 5 по количеству детей; соответствующие сюжетные картинки на слайде.
- Предметные картинки на односложные, двухсложные и трёхсложные слова на слайде.
- Макет поезда: паровоза и трёх вагонов, картинки с изображением животных.
- Волшебный сундучок, предметные картинки к игре “Волшебный сундучок”
- Грамота.
- Напечатанные на карточках слова с лишними слогами, красный маркер.
- Карточки к самостоятельному заданию по количеству детей.
- Домашнее задание. Картинка к заданию на выделение начального слога из слов.
- Изображение цепочки, состоящей из круглых бусин, синие и красные карандаши по количеству детей.
- Рассыпанные слоги из разрезной азбуки в конвертах по количеству детей.
- Предметные картинки по количеству детей, наклеенные на лист бумаги, ручки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Все встали, подровнялись, посмотрели друг на друга, улыбнулись самой доброй улыбкой и сели на свои места.
На доске изображён сказочный герой.
II. Постановка цели занятия
Логопед: Сегодня наше занятие будет немножко необычным. Послушайте, какая неприятность случилась в сказочном лесу. Яга украла из азбуки буквы. И теперь детям не из чего складывать слова. Давайте мы с вами поможем вернуть украденные буквы. Для этого нам необходимо пройти разные испытания. За каждое пройденное испытание Яга будет возвращать нам по одной букве. И в результате мы вернём их все. Готовы помочь?
1. Работа с деформированными предложениями
Логопед: Что это такое? (Волшебная коробочка.) Что в ней происходит? (Всё перепутывается.) В эту волшебную коробочку попали предложения и там все перепутались. Давайте мы их с вами попытаемся распутать и посчитаем сколько слов в каждом предложении. Кто догадается, как распутать предложение, поднимет руку.
Игра “Волшебная коробочка”
Логопед читает деформированные предложения. Детям необходимо составить предложения из слов, данных в беспорядке. Если предложение составлено верно, то на слайде появляется соответствующая сюжетная картинка. Затем дети должны определить в составленном предложении количество слов и поднять соответствующий вагончик с цифрой от 3 до 5.
“Кошка бежать мышка за”
“Жук прятаться лист под”
“Лисёнок заправлять кровать”
“Подметать ёжик пол щётка”
“Обезьянки бананы есть вкусные очень”
Логопед: Молодцы. Вы распутали все предложения. За это вам первая буква: Г”. Буква вывешивается на доску.
2. Выделение гласных звуков из слов
Логопед: А теперь следующее испытание. Вам необходимо назвать картинки, выделить из названий картинок гласные звуки и подсчитать количество слогов. Работать будем по очереди.
Игра “Найди звуки”
На слайде изображены картинки. Детям необходимо назвать картинки, выделить гласные звуки из названий этих картинок, определить в словах количество слогов.
ЛУК ЧАЙНИК МАШИНА КНИГА НОЖНИЦЫ КАРАНДАШ
Логопед: Молодцы. И с этим заданием вы справились. Вот вам вторая буква: Р”. Буква вывешивается на доску. А мы с вами подустали, давайте отдохнём.
3. Физкультминутка “Покажи!”
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной всё повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Логопед называет части своего тела, показывает их на себе. Дети называют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем логопед начинает путать детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить не верные движения.
4. Определение количества слогов в слове
Логопед: Лесные жители тоже хотят вам помочь и собираются отправиться в волшебный лес на поезде. Давайте поможем им занять свои места. В первом вагоне поедут те, в названии которых один слог, во втором – у кого в названии два слога, в третьем – три.
Игра “Поезд”
На доске прикреплён макет поезда: паровоза и трех вагонов. Детям раздаются картинки с изображением животных. Дети по очереди выходят к доске. В первом вагоне они должны разместить односложные слова-картинки, во втором – двухсложные и т.д.
ЛЕВ ВОЛК РАК ПАУК УТКА КАБАН МЕДВЕДЬ КУРИЦА КУЗНЕЧИК
Логопед: Все вагоны заняты, лесные жители отправятся в путь. За это нам третья буква: А.
5. Определение порядка и последовательности слогов в слове
Логопед: Яга приготовила нам следующее испытание. Слова попали в волшебную коробочку и слоги в них что сделали? Правильно, перепутались. Наша задача – собрать эти слова.
Игра “Волшебный сундучок”
Логопед произносит слова, переставив слоги, дети правильно называют слово. Затем логопед показывает картинку.
ЁЛКА СУМКА БАБОЧКА ПЕТУХ БУСЫ МАШИНА МОРКОВКА САПОГИ КАПУСТА ПОДУШКА
Логопед: Отлично вы прошли испытание. Вот следующая буква: М.
6. Выделение лишнего слога в слове
Логопед: Следующее испытание у нас будет вкусное. Яга заколдовала слова, и только вы можете их расколдовать, выделив лишний слог из вкусных слов. Кто догадается, тот поднимет руку, затем подойдёт к доске и расколдует слово, зачеркнув лишний слог.
Игра “Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает”
На доске записаны заколдованные слова, в каждом слове лишний слог. Нужно расколдовать слова, в подарок – вкусное слово, которое получилось. Дети подходят к доске, зачёркивают лишний слог и называют получившееся слово.
КОРАНФЕТЫ БУРИБЛИКИ МАРМЕРИЛАД БАЛИРАНКИ ПИНОРОЖКИ ОРЕБРИХИ
Логопед: Молодцы ребята. Вы были настоящими волшебниками и смогли расколдовать все слова. Яга возвращает нам следующую букву: О. А сейчас давайте передохнём перед тем, как отправиться дальше.
7. Динамическая пауза “Гномы”
Утром гномы в лес пошли.
По дороге гриб нашли.
А за ним-то – раз, два, три –
Показались ещё три!
И пока грибы срывали,
Гномы в школу опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили!Энергичный шаг на месте.
Наклон в перёд. Выпрямиться, руки на поясе.
Наклоны туловища из стороны в сторону.
Руки в стороны, затем в низ.
Наклоны вперёд, руки к полу.
Руки к щекам, покачать головой из стороны в сторону.
Бег на месте.
Присесть.
8. Изменение в словах количества слогов
Логопед: Отдохнули? А сейчас двигаемся дальше. Понравилось вам колдовать? Тогда давайте ещё немножко побудем добрыми волшебниками. Вам необходимо изменить слова так, чтобы получилось два слога
Игра “Волшебники”
Необходимо изменить слово так, чтобы получилось 2 слога.
РАК МАК НОЧЬ САД СЫР СОК КРОТ КУСТ МОСТ НОЖ
Логопед: Отлично вы справились со своей задачей волшебников. Вот вам за это следующая буква: Т. А сейчас настало время самостоятельного задания. Вам необходимо соединить одинаковые по форме шарики ниточками и записать получившиеся слова в клеточках.
9. Закрепление полученных знаний в письменной речи
Игра “Помоги собрать слова”
Детям необходимо соединить одинаковые по форме шарики ниточками, записать получившиеся слова в клеточках.
БУСЫ ЛЫЖИ МАМА НЕБО МОРЕ ВАЗА ПАПА РЕКА
Логопед: Я проверила ваши самостоятельные работы. Вы все отлично справились с заданием. Ваши карточки я передам Яге. А за то, что вы хорошо поработали, вот вам следующая буква: А. Наши пальчики устали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков”
10. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”
Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже “Здравствуй!” говорю
Я соседской курице.
11. Игра “Бусины”
Логопед: А сейчас настало время интересного задания: у каждого из вас на листах находится цепочка, состоящая из круглых бусин. Но они не яркие. Мы с вами будем их раскрашивать. Вы будете раскрашивать бусину синим цветом, если услышите слово, состоящее из двух слогов, и красным – из одного слога.
КОНЬ ГРИБЫ МОСТ СУХАРЬ ПУХ КАЛАЧ
12. Определение порядка и последовательности слогов в слове
Игра “Слоги разбежались”
Детям раздаются рассыпанные слоги – это донесение, которое нужно расшифровать, собрав слоги в слово. Затем дети называют по порядку слоги в одном из собранных слов.
БУСЫ ЛУЖИ САМОВАР
ПОЛКА ТУЧКА
ЛОЖКА КУКЛА ЛИМОНЫ ДЕДУШКА
РЫБА НОСКИ БАБУШКА МАШИНА
13. Самостоятельная работа
Детям раздаются картинки. Им необходимо записать название картинки и разделить написанные слова чёрточками на слоги.
IV. Домашнее задание
Логопед: А ещё Яга приготовила для вас домашнее задание.
Детям необходимо соединить стрелкой картинки с теми слогами, на которые начинаются слова.
V. Итог занятия
Логопед: Мы с вами прошли все испытания Бабы Яги. Понравилось вам проходить испытания? Какие испытания понравились больше всего? А какие были самые трудные для вас? Посмотрите-ка ребята. Мы с вами вернули все буквы в азбуку. Какое слово получилось? Яга, просила вам передать, что теперь она не будет больше воровать буквы и начнёт изучать русский язык. А за то, что вы прошли все её испытания, она отправила вам грамоту”. Зачитать грамоту. “На этом наше занятие окончено. До свидания!”