Логопедия
-
Использование интерактивных методов в работе логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида. 2011
Современные изменения в обществе не могут не отразиться на качестве развития детей с нарушениями интеллекта, методах воспитания, обучения и коррекции. Междисциплинарный подход позволяет оценить эти изменения и разработать новые интерактивные методы коррекции нарушений речи. Один из них – использование в логопедической работе психотерапевтических приёмов воздействия на личность умственно отсталых детей и их включение в развивающие коррекционные программы обучения и развития.
-
Практическое овладение подбором многозначных слов 2011
Занятия по развитию лексики способствуют усвоению закономерностей языка, являются частью практической речевой деятельности. Обучающиеся наблюдают за лексическим строем, анализируют его, а также закрепляют точное употребление словоформ в собственной речи. На логопедических занятиях по теме «Многозначные слова» дети учатся находить данные слова в тексте, объяснять их значение (по картинкам, в контексте), определять общность их значений.
-
Непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагога 2011
Подпрограмма имеет общие принципы, на которых основывается весь комплекс мероприятий, призванный обеспечить будущим первоклассникам безболезненный переход из дошкольного детства во взрослую школьную жизнь. Педагогическое просвещение родителей является неотъемлемой частью коррекционного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, когда родители должны быть осведомлены о целях коррекции – ближайших и отдаленных, ожидаемом результате и предполагаемых сроках коррекции.
-
Конспект интегрированного занятия для детей со стертой формой дизартрии "Путешествие в лес" 2011
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены легкими, стертыми формами дизартрии. Одной из составляющих в работе автора по коррекции и развитию детей со стертыми формами дизартрии являются интегрированные занятия. Интеграция речи и других видов деятельности позволяет решать поставленные задачи комплексно. При проведении интегрированного занятия целесообразно соединить все части занятия одной темой, общим сюжетом.
-
Мягкий знак 2011
Коррекционное занятие для учащихся 2-х классов с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР, с использованием проблемной ситуации, алгоритмов, речемыслительных игр, мультимедийных презентаций. Занятие направлено на формирование навыка грамотного письма, на коррекцию и развитие психологической базы речи.
-
Формирование фонетической и просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии при помощи иппликатора Кузнецова 2011
В статье показано, как развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в данном случае иппликатора Кузнецова. В процессе коррекционной работы устанавливаются связи между движениями артикуляционных мышц и их ощущением, между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада данного звука и двигательным ощущением при его произношении.
-
Формирование фонематического восприятия на логопедических занятиях 2011
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показал важность включения в коррекционный процесс игровых упражнений по формированию фонематического восприятия. На логопедических занятиях автор использует упражнения, игры, направленные на формирование фонематического восприятия.
-
Перспективное планирование логопедической работы с заикающимися дошкольниками на логопедическом пункте ДОУ 2011
Предложенный перспективный план логопедических занятий рассчитан на 1,5 учебных года, при учебной нагрузке жва индивидуальных (индивидуально-подгрупповых) занятия в неделю, длительностью от 20 до 30 минут с учетом возраста детей. Учителя-логопеды логопедических пунктов ДОУ, работающие с заикающимися дошкольниками, часто встречаются с проблемой маркировки ритма речи. Предлагаемые упражнения "Ручки" и "Колесо" легко осваиваются даже малышами и эффективно синхронизируют речь с движением.
-
Развитие и уточнение пространственных представлений. 1-й класс 2011
Недостаточная сформированность пространственных представлений у младших школьников приводит к трудностям при овладении чтением и письмом. Данное логопедическое занятие по развитию пространственных представлений в сочетании с закреплением правил дорожного движения разработано для учащихся 1-х классов с общим недоразвитием речи.
-
Дифференциация звуков [с] – [ш] 2011
Занятие направлено на закрепление знаний о механизмах организации данных звуков. Совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность. Развивается речевое внимание, артикуляция, дикция.
-
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе 2011
Автор в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является фонетическая ритмика. Дети обучаются сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками. Повышается речевая активность детей.
-
Комплексный подход к проблеме готовности детей г. Кунгура к школе 2011
Авторы данной статьи освещают проблему готовности к школе с позиций психологии, логопедии и педагогики. Решение этой актуальной проблемы позволит говорить о своевременной профилактике социально-психологической дезадаптации детей, о формировании психически (в т.ч. психологически) здоровой личности школьника, выпускника.
-
Эссе на тему "Профессия и я" 2011
В эссе «Профессия и я» представлен путь автора статьи в профессию учителя, а также важность и необходимость профессии учителя-логопеда в современном обществе.
-
Особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи 2011
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По тому, как ребёнок строит свои выказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Учащиеся пересказывают рассказ, используя сюжетные картинки. У детей развивается умение отвечать на вопросы полным предложением.
-
Здоровьесберегающая практика логопеда в преодолении комплексных нарушений у детей с ОНР и аллергическими заболеваниями 2011
Логопедическая работа с детьми, имеющими одновременно речевые нарушения и аллергические заболевания, имеет некоторые особенности. Разработана система восстановления физиологического и формирования речевого дыхания у детей с аллергией. Применяется здоровьесберегающий принцип при организации логопедических физминуток и интегрированных физкультурно-речевых занятий. Логопед в своей работе учитывает состояние здоровья каждого воспитанника.
-
Интегрированное занятие по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (подготовительная логопедическая группа) 2011
В материале представлено интегрированное занятие по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в подготовительной логопедической группе (с ОНР).
-
Путешествие в зимний лес 2011
Использованные на занятии дидактические игры и задания способствуют развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
-
Артзанятие "Развитие речи первоклассников с помощью русского фольклора" 2011
Занятие было подготовлено и проведено в рамках Дня открытых дверей. Это ежегодное мероприятие проводится для родителей в присутствии детей и учителя. Одной из главных задач воспитания и обучения детей в школе является развитие речи, речевого общения.
-
Развитие мышления детей, имеющих речевые нарушения, через словесные и развивающие игры 2011
У детей, имеющих речевые нарушения, отмечаются проблемы не только в речевом развитии, но и в развитии психических процессов, в частности в развитии мышления. В связи с этим необходимо строить коррекционно-образовательный процесс с учетом коррекции не только речи, но всех психических процессов, в том числе и мышления.
-
Взаимодействие семьи и педагогов логопедической группы в коррекционно-развивающей работе 2011
Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.
-
Конспект логопедического занятия с презентацией "Звуки и буквы С–Ш" 2011
Представлен конспект логопедического занятия с презентацией по дифференциации звуков и букв С–Ш. Этап дифференциации: изолированно, в слогах, словах. Данное занятие ориентировано на учащихся 1-го класса общеобразовательной школы, имеющих отклонения в развитии звуковой стороны речи: дефекты произношения, недостаточную сформированность фонематического слуха и восприятия, обусловленные ФФНР.
-
Логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с ЗПР "Буква М" 2011
На уроке дети знакомятся с буквой «М», закрепляют понятия «гласный звук», «твердые и мягкие согласные», «буква», «слово».
-
Использование элементов логоритмики для совершенствования моторики и речи дошкольников 2011
У детей с нарушениями речи существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. Наиболее эффективным средством развития являются занятия логопедической ритмикой. Приведен конспект занятия.
-
Организация логопедического обследования в практике работы школьного логопеда 2011
Одним из важных направлений в работе школьного учителя-логопеда является диагностическое обследование учащихся начальных классов, особенно первоклассников. Цели данного обследования многосторонни: выявить количество детей-логопатов, нуждающихся в оказании логопедической консультационной помощи либо в систематических постоянных занятиях. Также целью обследования является выявление нарушений не только устной, но и письменной речи.
-
Использование игровых методов при автоматизации поставленных звуков у детей с проблемами в развитии 2011
Процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. С этим в дошкольном возрасте прекрасно справится игра, пример которой представлен в работе.
-
Формирование основных качеств чтения у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида 2011
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью предполагает индивидуальный и дифференцированный подход. Автор предлагает примерный образец параметров для проверки и анализа техники чтения, по которому можно четко отдифференцировать виды ошибок, допускаемых тем или иным ребенком, и подобрать конкретные коррекционные мероприятия по их исправлению или предупреждению.
-
Фронтальные логопедические занятия в средней группе "Растительный мир весной" и "Насекомые" 2011
Предложенные конспекты фронтальных логопедических занятий рассчитаны на детей со вторым уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи. При создании комплексов логопедических занятий учитывается онтогенетический принцип, принцип системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сторонами психического развития ребенка. Занятия содержат игры, задания, упражнения для развития общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
-
Циклограммы автоматизации звуков 2011
Представленные автором циклограммы автоматизации звуков – это настольное пособие, призванное помочь при подготовке к занятиям учителям-логопедам в непростом процессе автоматизации звуков. Помогая учащимся закреплять звуки в речи, можно использовать предложенный в циклограммах лексический материал для обогащения словаря, совершенствования фонематического восприятия, закрепления навыка чтения, развития связной речи.
-
Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ. Индивидуальная работа с детьми с особыми возможностями здоровья 2011
В настоящее время в стране особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Инклюзия ребенка с особыми возможностями здоровья в образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты. Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МДОУ "Детский сад № 312 комбинированного вида" г. Красноярска.
-
Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников с ОНР (подготовительная группа) "Составляем рассказ о себе" 2011
Составление рассказа с помощью плана-схемы с целью совершенствования грамматического строя и развития связной речи. Составляя рассказ, опираясь на личный опыт, дети учатся строить распространенные предложения; высказываться, опираясь на зрительную схему; у них развиваются логическое мышление и память.