Цель: Закрепление дифференциации букв Ч-Щ устно и на письме
Задачи:
- Развивать зрительно-пространственные представления
- Развивать навыки фонематического анализа
- Расширять глагольный словарь
- Развивать мышление
- Формировать навыки письма и чтения
Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением профессий, тексты загадок.
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед показывает картинки: щука, часы, чулки, печать, клещи, печь, чайник. Рассмотрите и назовите что нарисовано, обозначьте их названия одной буквой "ч" или "щ".
(Сначала дети называют все картинки, затем по одной. Ученики пишут буквы в тетради)
Спишите слова, вставляя пропущенный слог ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
а) ро:, све:, встре:, ча:, зада:, ку:;
б) та:, пи:, уго:, наве: .
4) Изменить слова по образцу: гостить - я гощу
касаться - я вертеть- я
плакать - я пустить - я
искать - я лететь - я
Прочитайте слова (горячий, замечать, лечи, чадит), замените букву "Ч" буквой "Щ". Напишите слова парами. Подчеркните букву "Ч" синим карандашом, букву "Щ" - голубым.
Слово для объяснения - чадит.
Отгадайте загадки:
а) Глазищи, усищи, хвостищи, когтищи, а моется всех чище. Кто это? (Кот-котище)
б) Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела -
Пейте чай: вода вскипела!
(Чайник)
в) Пять пальчиков, пять хулиганчиков.
Каждый мальчик - в свой пальчик.
(Перчатка)
Идёт разбор загадок. Ответы выставляются на доску. Дети записывают отгадки в тетрадь, Ч-Щ подчёркивают.
Ответьте на вопросы одним словом, ответы запишите в тетрадь.
Какой прибор показывает время?
Чем чистят одежду?
Чем покрыта кожа свиньи?
Как по-другому называются: огурцы, капуста, свёкла, лук?
Физминутка.
Чок, чок, чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики прыгают как зайчики,
Весело хохочут.
Работа у доски. Вставить пропущенные буквы (пишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы Ч, Щ). Подчёркивайте их.
а) мо:ный тяга:
про:ная :етина
пти:ий :ебет
пе:ёная було:ка
Людо:кин пла:
б) хи:ник в :а:обе
:у:ка на крю:ке
при:епки в я:и:ке
ве:ер в у:или:е
Работа в тетради. Логопед выставляет картинки с изображением разных профессий. Дети отвечают на вопросы:
Кто чинит часы? (часовщик)
Кто носит вещи? (носильщик)
Кто чистит обувь? (чистильщик)
Кто точит ножи? (точильщик)
Напишите свои ответы, подчеркните буквы "Ч", "Щ".
Итог занятия.