Развитие мелодико-интонационной стороны речи с помощью маракасов

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Интонация (intono - громко произношу; латинский) - совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.

Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Мелодико-интонационная сторона речи - функция правого полушария мозга. Учёными доказано [1, 2], что в детском возрасте речь является правополушарной функцией у правшей. Под воздействием обучения в первом классе массового образовательного учреждения речевые функции из правого полушария передаются в левое [2]. Если правополушарные функции в дошкольном возрасте недостаточно развиты, в школьном возрасте ребёнок сталкивается с различными трудностями при овладении навыком письма и чтения, поскольку левое полушарие, не получив необходимое, остаётся недоразвитым. Учитывая, что обучение и воспитание детей в массовом дошкольном образовательном учреждении - ступень к формированию и развитию необходимых в школе навыков, уже в среднем и старшем дошкольном возрасте следует всесторонне формировать и развивать функции правого полушария.

Известно, что у детей среднего и старшего дошкольного возраста могут отмечаться следующие нарушения интонационной выразительности речи [3]:

  • нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый);
  • трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации;
  • нарушения модуляции голоса по силе и высоте;
  • нарушения мелодической организации высказывания.

Работа над темпо-ритмической стороной речи, развитие силы и высоты голоса, формирование длительного речевого выдоха, работа над эмоциональной окрашенностью речи может вестись с разной интенсивностью и на разном материале.

Вполне очевиден в данном случае выбор игрушки - как с точки зрения ведущей деятельности описываемого возраста, так и доступности её в дошкольном образовательном учреждении. Через игрушку ребёнок знакомится с окружающим миром, приобретает новые знания, развивает мышление, логику, мелкую моторику рук. Большой популярностью пользуются деревянные игрушки. Объясняется это тем, что игрушки, созданные из натурального "тёплого" материала, - из дерева - экологичны и качественны.

Напоминающий самую первую игрушку погремушку - маракас - ребенок держит за ручку и трясёт. Этот музыкальный инструмент с пересыпающимися шариками внутри, издающий необычный шуршащий звук, способствует развитию у детей фонематического слуха (на начальном этапе работы), чувства ритма и музыкальной памяти, развивает координацию, слаженность и точность движений рук. Вообще, как показывает практика, он многофункционален. Рассмотрим это на следующих примерах.

Примерные задания при работе над темпо-ритмической стороной речи.

Инструкции для ребёнка: "Сколько раз я хлопну в ладоши, столько раз ты ударишь ручкой маракаса по парте".

Повтори за мной такой ритм: II III, III II II и т.д.

Я хлопну один раз, а ты стукнешь ручкой маракаса по парте два раза; я хлопну два раза, а ты стукнешь один раз. Слушай.

Отхлопай такой же ритм, какой я отстучу по парте ручкой маракаса.

Выполнение упражнения "Барабан", необходимое при постановке звука [р]: я стукну по парте (или потрясу) маракасом 1 раз, ты произнесёшь слог "Ды" два раза; я стукну два раза, а ты произнесёшь слог "Ды" один раз.

Повтори за мной цепочки слогов (используется отрабатываемый звук - в данном примере это звук [л]) без ошибок. Логопед отбивает ритм, ребёнок повторяет заданный слог в цепочке слогов.

Логопед:

ххХ (т.е. в цепочке 3 слога, последний слог ударный): два раза слабо ударить ручкой маракаса по парте, третий раз - сильно.

Ребёнок:

ал - ал - АЛ.

Другой вариант: логопед произносит цепочку слогов, ребёнок отбивает ритм маракасом.

Примерные задания при развитии высоты голоса.

1. Называйте гласные звуки высоко (как звенит комарик) или низко (как ревёт мишка) в зависимости от того, где находится маракас: вверху или внизу.

2. Я буду произносить звуки: если они высокие, как звенит комарик, нужно поднять маракас вверх и повторить мой звук; если звук низкий - как ревёт мишка - нужно опустить маракас вниз и повторить мой звук. Работа индивидуально или в паре.

Примерные задания при формировании длительного речевого выдоха.

Вдох носом, руки сомкнуты перед собой, выдох через рот, руки, в которых маракасы, разводим в стороны.

То же самое, на выдохе произносим гласный звук.

Вдох быстрый, медленный выдох и наоборот.

Итак, работу над темпо-ритмической стороной речи, высотой голоса, длительным речевым выдохом очень удобно проводить, используя маракасы.

Чему ещё способствуют игры с маракасами?

1. Развитие фонематического восприятия на начальном этапе, когда ребёнок должен уметь различать разные шумы: стук, шорох, потряхивание и т.д.

2. Связь артикуляции и зрительных символов звуков. Обращая внимание на форму музыкального инструмента, можно сказать что она напоминает : очертания губ! Какой мы произнесём звук, когда губы приобретают форму крупного овала? - [а, э].А если улыбнёмся (и перевернём маракас), какой получится звук? - [и, ы, с, з].

Ребята, придумайте другие задания!

Литература:

  1. Визель Т.Г. Афазии у детей // Т.Г.Визель. - Материалы конференции логопедов системы МЗ РФ "Актуальные вопросы логопатологии". - СПб, 2009.
  2. Корнев А.Н. основы логопатологии детского возраста / А.Н.Корнев. - РЕЧЬ, 2006. - 380 с.
  3. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (5-6 лет) / Г.А.Османвоа, Л.А.Позднякова. - СПб. - КАРО, 2007. - 88 с.+32 с. цв. вкл.