Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] в подготовительной группе массового ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: автоматизация звука [л] в обратных слогах и в конце слов.

Задачи:

1) развивающая:

- развитие артикуляционной моторики и орального праксиса;

- развитие слухо-речевой памяти;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие зрительной памяти;

- координация звуковой стороны речи с движением;

2) образовательная:

- активизация словаря глаголов;

- закрепление навыка чтения слов типа СГС;

- обучение умению отвечать на заданный вопрос полностью, неодносложно;

- обобщение и систематизация знаний ребёнка об осени;

3) воспитательная:

- воспитание любознательности, организованности в работе;

- формирование навыков самоконтроля.

Оборудование:

  • зеркало;
  • карточки-подсказки с артикуляционной гимнастикой;
  • картинки, обозначающие слова-действия: ел, пил, мыл, спал, гулял, читал, чистил, видел;
  • буквы разрезной азбуки;
  • задание на дом.

Ход занятия

Организационный момент.

  • Какое сейчас время года? - отвечай полностью: "На дворе осень".
  • Что происходит осенью с природой, как себя ведут живые существа, люди?
  • Назови осенние месяцы. - Осенние месяцы - это сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Какой сейчас месяц? - Наступил октябрь.

Сообщение темы и цели занятия.

Повторение предыдущего материала.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения "Забор" - "Трубочка" - "Хоботок", "Лопата" - "Иголка", "Лодочка".

Теперь наша лодочка поплывёт далеко-далеко.

Логопед и ребёнок встают. Закусываем язык на улыбке, произносим [ы] ("Лодочка") и проверяем, чья лодочка проплывёт дальше. Во время произнесения звука плавно отводим правую руку от тела вправо - возвращаем обратно (так несколько раз). Потом левую руку отводим влево, одновременно произносим звук - возвращаем обратно (тоже несколько раз). Садимся на место.

Наша лодочка плавает по морю и вот подплывает к острову, на котором живёт звук [а]. Лодочка гостит на острове, потом уплывает. Звук [а] машет ей ручкой и кричит: аааа. Что значит: "Приплывай ещё". А лодочка в ответ: лллл (язык закушен, произносим звук [ы]). Это значит: "Ещё приплыву, жди!"

Потом лодочка подплывает к острову, на котором живёт звук [ы]. Лодочка гостит на другом острове, потом уплывает. Звук [ы] машет ей платочком и кричит: ыыыы. Что значит: "Жду тебя вновь". А лодочка в ответ: лллл (язык закушен, произносим звук [ы]). Это значит: "Обязательно приплыву!"

Так лодочка плывёт по морю, и раздаётся песенка:

  • ааллллл
  • ыыллллл
  • аалллллл
  • ыыллллл

Поиграем в "Эхо": повтори за мной:

  • ал-ал-ыл
  • ыл-ал-ыл
  • ал-ыл-ыл
  • ыл-ал-ал
  • ыл-ыл-ал

Отработка нового материала (задание для читающих детей).

Подумай и назови слова, которые заканчиваются на АЛ.

БАЛ ВАЛ ДАЛ МАЛ ЗАЛ

Логопед выкладывает на столе слог АЛ и предлагает ребёнку подставлять в начало поочерёдно буквы Б, В, Д, М, З, чтобы получилось слово.

Прочитай, что мы выложили:

Б А Л
В А Л

И т.д.

Покажи, где БАЛ. Покажи, где ЗАЛ.

На нашей лодочке плыл Даниил. Что он делал? - Ел, пил, мыл, спал, гулял, читал, чистил, видел (логопед выкладывает картинки со словами-действиями).

Итог.

Какие новые упражнения ты сегодня выполнял?

Ты - молодец!

Вот тебе домашнее задание.