Цель: автоматизация звука [л] в обратных слогах и в конце слов.
Задачи:
1) развивающая:
- развитие артикуляционной моторики и орального праксиса;
- развитие слухо-речевой памяти;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительной памяти;
- координация звуковой стороны речи с движением;
2) образовательная:
- активизация словаря глаголов;
- закрепление навыка чтения слов типа СГС;
- обучение умению отвечать на заданный вопрос полностью, неодносложно;
- обобщение и систематизация знаний ребёнка об осени;
3) воспитательная:
- воспитание любознательности, организованности в работе;
- формирование навыков самоконтроля.
Оборудование:
- зеркало;
- карточки-подсказки с артикуляционной гимнастикой;
- картинки, обозначающие слова-действия: ел, пил, мыл, спал, гулял, читал, чистил, видел;
- буквы разрезной азбуки;
- задание на дом.
Ход занятия
Организационный момент.
- Какое сейчас время года? - отвечай полностью: "На дворе осень".
- Что происходит осенью с природой, как себя ведут живые существа, люди?
- Назови осенние месяцы. - Осенние месяцы - это сентябрь, октябрь, ноябрь.
- Какой сейчас месяц? - Наступил октябрь.
Сообщение темы и цели занятия.
Повторение предыдущего материала.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения "Забор" - "Трубочка" - "Хоботок", "Лопата" - "Иголка", "Лодочка".
Теперь наша лодочка поплывёт далеко-далеко.
Логопед и ребёнок встают. Закусываем язык на улыбке, произносим [ы] ("Лодочка") и проверяем, чья лодочка проплывёт дальше. Во время произнесения звука плавно отводим правую руку от тела вправо - возвращаем обратно (так несколько раз). Потом левую руку отводим влево, одновременно произносим звук - возвращаем обратно (тоже несколько раз). Садимся на место.
Наша лодочка плавает по морю и вот подплывает к острову, на котором живёт звук [а]. Лодочка гостит на острове, потом уплывает. Звук [а] машет ей ручкой и кричит: аааа. Что значит: "Приплывай ещё". А лодочка в ответ: лллл (язык закушен, произносим звук [ы]). Это значит: "Ещё приплыву, жди!"
Потом лодочка подплывает к острову, на котором живёт звук [ы]. Лодочка гостит на другом острове, потом уплывает. Звук [ы] машет ей платочком и кричит: ыыыы. Что значит: "Жду тебя вновь". А лодочка в ответ: лллл (язык закушен, произносим звук [ы]). Это значит: "Обязательно приплыву!"
Так лодочка плывёт по морю, и раздаётся песенка:
- ааллллл
- ыыллллл
- аалллллл
- ыыллллл
Поиграем в "Эхо": повтори за мной:
- ал-ал-ыл
- ыл-ал-ыл
- ал-ыл-ыл
- ыл-ал-ал
- ыл-ыл-ал
Отработка нового материала (задание для читающих детей).
Подумай и назови слова, которые заканчиваются на АЛ.
БАЛ ВАЛ ДАЛ МАЛ ЗАЛ
Логопед выкладывает на столе слог АЛ и предлагает ребёнку подставлять в начало поочерёдно буквы Б, В, Д, М, З, чтобы получилось слово.
Прочитай, что мы выложили:
Б А Л В А Л
И т.д.
Покажи, где БАЛ. Покажи, где ЗАЛ.
На нашей лодочке плыл Даниил. Что он делал? - Ел, пил, мыл, спал, гулял, читал, чистил, видел (логопед выкладывает картинки со словами-действиями).
Итог.
Какие новые упражнения ты сегодня выполнял?
Ты - молодец!
Вот тебе домашнее задание.