Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-обучающие: активизировать словарь детей по теме "Животные Африки"; учить образовывать сложные существительные из двух основ; учить составлять рассказы о животных по графическому плану-схеме; учить высказывать свою мысль. Закреплять умение пользоваться кисточкой, приклеивать мелкие детали.
Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память. Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитывающие: воспитывать сопереживание другому; готовность помочь в трудную минуту, умение работать в коллективе. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.
Оборудование: Презентация "Письмо от слона", компьютер, музыка Алексея Рыбникова "Песня Красной шапочки", "телевизор" (картонная коробка с прорезями сбоку); "кадры" фильма, скленные заранее (изображение животных Африки без каких-либо частей тела); картинки с изображением частей тела разных животных; мелкие игрушки животных Африки; схема для рассказов о животных Африки; клей, кисточки для клея, клееночки, тряпочки для работы с клеем (на каждого ребенка); приглашения для детей на Спортакиаду в Африку (поощрение).
Предварительная работа: Просмотр презентации "Где, кто живет?", беседа о внешних признаках, повадках животных; чтение о животных Африки, рассматривание картинок с изображением животных воспитателем, проговаривание стихотворений о животных Африки наизусть с родителями дома.
Ход занятия
Орг. момент. (1-2 мин)
- Здравствуйте, ребята!
Сядет тот, у кого день рождение в январе, кто живет на улице Ленина, чья мама по профессии - повар и т.д.
1. Вводная часть. (7-8 мин)
Раздается сигнал на компьютере (за компьютером лежит сотовый телефон, на который приходит смс).
- Ребята, нам на почту пришло какое-то письмо, давайте посмотрим.
Логопед открывает презентацию - звуковое письмо от Слоненка, который просит помочь ему сделать фильм о его друзьях (Презентация. Слайд №1).
- Поможем слоненку? (слайд №2)
- Давайте составим творческую команду, в нее войдут только самые сообразительные, самые активные дети. Слоненок приготовил задания - испытания для вас (слайд №3).
1) Проговаривание животных юга.
- Первое задание (слайд №4). Слоненок живет в Африке. Какие животные живут в Африке вместе со слоненком (слайд №5)?
Дети называют животных юга (слайд №5,6).
2) Артикуляционная гимнастика.
Хорошо, следующее задание (слайд №7,8). Чтобы озвучить фильм для слоненка, необходимо красиво и грамотно говорить, поэтому давайте подготовим наши язычки.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику (слайды №9,10,11,12), применяя элементы бионергопластики:
Упражнение "Бегемот" (слайд №9)
Бегемотик рот открыл,
Подержал. Потом закрыл.
Подразним мы бегемота -
Подшутить над ним охота.
Упражнение "Хоботок" (слайд №10)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Упражнение "Качели" (слайд №11)
А на ветке, на лиане
Все качают обезьяны,
А скажите, вы б сумели Язычком "качать качели"?
Упражнение "Качели" (слайд № 12)
Язычком пощелкай громко,
Стук копыт услышишь звонкий.
3) Дидактическая игра "Правда - ложь"
-А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки (слайд №13,14).
- У жирафа самая длинная шея. (Да, правда, у жирафа самая длинная шея.)- слайды №15,16.
- Слон - самое большое животное. (Да, правда, слон - самое большое животное.) - слайды №17,18.
- Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они - хищники.) - слайды №19,20.
- У крокодила острые зубы. (Да, правда, крокодилы ь- хищники, для их питания нужны острые зубы. ) - слайды №21,22.
- Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать.) - слайды №23,24.
Вывод: Ну вот, все мы прошли проверку и готовы к работе.
2. Основная часть. (17-18 мин.)
- Ребята, а чтобы фильм получился интересным, познавательным, я предлагаю отправиться в Африку и самим посмотреть, какие друзья у слона, чтоб помочь ему снять фильм.
- Итак, готовы? Не будем терять время. В путь!
- Закройте глаза и мы мысленно перенесемся в Африку.
Дети закрывают глаза.
- Покружились-покружились и в Африке мы очутились.
Звучит фонограмма шума моря, криков чаек (слайд №25).
- Высаживаемся на берег. Предлагаю размяться для начала (дети встают в круг).
Физминутка. (слайд №26)
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и - наклонились
На пол руки положили,
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
Встанем, выдохнем, вздохнем,
И места свои займем.
Упражнение для глаз.
-Что-то не видно никого:.. Давайте внимательно посмотрим по сторонам, может животные от нас спрятались.
Дети ходят по группе и находят маленькие игрушки животных Африки.
1.) Дидактическая игра "Какой? Какая? Какое?"- Посмотрите, какие все они разные. (Рассматривание маленьких игрушек животных).
- У жирафа длинная шея, значит он - длинношеий.
- У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)
- Крокодил плавает в воде, он какой? (водоплавающий)
- у льва большая грива, он какой? (большегривый)
- У бегемота толстые ноги, он какой? (толстоногий)
- У обезьяны длинный хвост, она какая? (длиннохвостая).
2.) Дидактическая игра "Определи лишнее слово":
- Жираф - высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый) - слайд №28.
- Слон - большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый.) - слайд №29.
- Крокодил - зеленый, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он - хищник ) - слайд №30.
- Бегемот - толстый, тяжелый, длинноносый травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый) - слайд №31.
- Носорог - опасный, маленький, толстый. (Носорог - опасный, толстый, но не маленький.) - слайд №32.
- Пора возвращаться. Покружились- покружились и на место опустились (слайд №33).
3.) Аппликация.
- Ребята, слон сделал уже кадры для своего фильма. (Приложение 2) Давайте посмотрим (логопед показывает "пленку" с изображением "кадров"). Посмотрите, кадры испорчены, у животных не хватает чего-то.
Дети рассматривают, называют, что не хватает:
Носорог без носа, слон без хобота, крокодил без зубов, жираф без рожек, лев без хвоста..
- Вот слон расстроится, что кадры его фильма испорчены:.что же делать? (дети предлагают)
- А давайте приклеим недостающие части животных. Каждый приклеивает того животного, про которого знает стихотворение (предварительная работа дома).
- Здесь на тарелочке вы можете выбрать часть тела для животного (дети подходят к столу и берут по одной детали).
- На ваших столах лежат кисточки для клея, клееночки, клей. Сначала нанесите клей кисточкой на деталь. Затем подойдите к столу и приклейте аккуратно часть тела животного, не забывайте пользоваться тряпочкой. (Дети выполняют работу под музыку. Слайд № 34).
Рисунок 1
Рисунок 2
Логопед вставляет "пленку" в телевизор, установленный на стене.
4.) Составление рассказов о животных по плану-схеме. (Приложение 3)
- Исправили кадры слона, но почему-то без звука. Давайте озвучим фильм. Каждый расскажет стихотворение про животного и составит рассказ про него, используя схему - подсказку.
Животное - Где живет? - Внешность, части тела - Чем питается?
Логопед начинает рассказ (по показу).
Дети рассказывают про животного стихотворение и составляют рассказ о нем по схеме.
Логопед продвигает "кадры" фильма через прорезь в телевизоре.
Рисунок 3
3. Итог занятия. (1-2 мин)
- Я думаю, что слон будет очень рад, Вы, ребята, так ему помогли! (слайд №35)
Слон приглашает вас к себе в гости в Африку на спортакиаду, где вы сможете померяться силой, выносливостью с животными (работа инструктора по физической культуре).
- Что вам запомнилось и понравилось из нашего путешествия?