Комплексный подход к развитию моторных навыков у детей с фонетико–фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В современном мире неуклонно растет количество детей, имеющих минимальные дизартрические расстройства, тема развития мелкой моторики не перестает быть актуальной.

По данным статистических наблюдений 15-20 % детей при рождении имеют патологии в развитии. Исследования детей в массовых детских садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, учеными было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, выявила проблему необходимости разработки принципиально новых подходов к развитию моторных навыков старших дошкольников.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие общей и мелкой моторики является одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки к школе. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка.

Мелкая моторика у детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается недоразвитием, при этом наиболее страдают у детей данной группы сила, точность ручных движений и их координация. Было выявлено, что произвольность мелкой моторики у детей-дизартриков нарушена, снижены способности к самоконтролю движений.

Следовательно, необходимы разнообразные модернизированные комплексы упражнений по коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

Понимая, как важно развивать мелкую и тонкую моторику рук у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, нами был успешно апробирован комплекс пальчиковой гимнастики. Разработанный комплекс включает в себя разнообразные задания, которые направлены на расслабление, разминание, растирание кистей рук и пальцев, на развитие более точных и дифференцированных движений.

Предлагаемый комплекс проводится в течение 6-7 минут в самом начале индивидуальной работы с детьми. Возможно использование данного комплекса в рамках фронтальных занятий, а так же на вечерних занятиях рекомендуется воспитателям для работы с детьми.

Комплекс начинается обязательно с растирания пальцев. Может сопровождаться стихами, сочетаемыми с движением, так как ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Все следующие друг за другом упражнения несут определенную нагрузку на мышцы пальцев и кисти рук. С каждым упражнением нагрузка постепенно увеличивается. В конце комплекса обязательно следует включить упражнение на расслабление и успокоение мышц. Для этого рекомендуется использовать теплую воду, махровое полотенце. Песок или массажные коврики развивают тактильные ощущения и являются элементами массажа.

Комплекс можно выполнять не только сидя за столом, но и переходя от одного стола к другому, на которых лежат атрибуты для упражнений, это и массажные коврики, эспандер-кольцо, мини-бассейн, морские камушки. Такие пособия вызывают у ребенка интерес к выполнению упражнений и вносят разнообразие в проведение комплекса.

Данный комплекс выполняется в течение двух недель. В первые дни учитель-логопед четко и внятно сам произносит тексты упражнений. В дальнейшем, он предлагает ребенку помогать и повторять текст вместе с педагогом, стараться точно передавать ритм стиха в движениях пальцев и рук. Затем ребенок постепенно заучивает текст и уже без помощи учителя-логопеда сопровождает им выполнение упражнений. При выполнении комплекса следует особо обращать внимание на точность выполнения данных упражнений, на соблюдение ритма речи, который способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается ритм дыхания, а так же развивается речеслуховая память.

Комплекс пальчиковой гимнастики

Упражнение 1 (выполняется один раз)

Мы погреем наши руки Имитация "моем" руки
Вот так, вот так.
А потом потрем ладошки Сложить ладони вместе, движения вверх, вниз
Вот так, вот так.
И похлопаем немножко Хлопки руками
Вот так, вот так.

Важно! дети должны с усилием выполнять данное упражнение.

Упражнение 2 "Мамины помощники" (на массажном коврике)

(упражнение выполнятся без особых усилий)

Мы поможем нашей маме круговые движения по коврику
Приготовиться к зиме.
Заготовим витамины движения вверх, вниз
Дружной нашей всей семье.
Мы капустку рубим, ладонь на ребро, постукивания
Мы морковку трем, пальчики сжать в кулак, движения вверх, вниз
Мы капустку солим, пальчиками "побегать" по коврику
Мы капустку жмем. ладошками надавливать на коврик
Вот какие молодцы собрать пальчики в "замок"
Мы ребята - удальцы!

Упражнение 3 "Гармошка"

(упражнение выполняется в умеренном темпе)

Посмотри, моя ладошка,
Как веселая гармошка.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.

Упражнение 4 "Моталочка"

К деревянной палочке привязана за центр веревочка, на конце рыбка. Ребенок держит двумя руками палочку и вращательными движениями рук наматывает веревку.

У меня моталочка в руке
Сидит рыбка на крючке.
Я моталочку кручу,
Сейчас рыбку ухвачу.

Упражнение 5 "Пальцеходы"

Указательный и средний пальцы ребенка "ходят по сотам" на ударные слоги.

Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?

Упражнение 6 "Кольцо". Дать ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает на каждый ударный слог. После каждой строчки - смена рук.

Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам
Станут пальчики сильнее
А головушка - умнее.

Упражнение 8 "Прищепки"

Ребенок на вырезанный желтый круг прищипывает бельевые прищепки.

Люблю книжки я читать
И с прищепками играть.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышло солнышко опять.

Упражнение 7 "Бассейн"

А теперь нырнем в водичку опустить руки в бассейн
И поплаваем слегка.
Видим рыбку-невеличку имитация движения рыбы
Ловко плавает она.
А на дне, в тени прилег положить руки на дно, пальцы раскрыть
Большой, огромный осьминог.

После этого упражнения рекомендуется насухо протереть руки махровым полотенцем или фланелевой пеленкой.

По окончании проведения данного комплекса в течение двух недель, у детей появились стойкое желание и стремление к выполнению пальчиковой гимнастики, наметилась положительная динамика в развитии пальцев и кистей рук. Движения стали более точными, правильными, динамичными, что позволяет в дальнейшем давать более сложные упражнения, несущие определенную нагрузку на пальцы и кисти рук.

Нам удалось скорректировать мелкую моторику у большинства детей и полностью ликвидировать низкий уровень ручной умелости. Мы увидели достаточную эффективность проделанной работы по коррекции моторного развития у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.