В современном мире неуклонно растет количество детей, имеющих минимальные дизартрические расстройства, тема развития мелкой моторики не перестает быть актуальной.
По данным статистических наблюдений 15-20 % детей при рождении имеют патологии в развитии. Исследования детей в массовых детских садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, учеными было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, т.е. мелкую моторику.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, выявила проблему необходимости разработки принципиально новых подходов к развитию моторных навыков старших дошкольников.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что исследователями установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие общей и мелкой моторики является одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки к школе. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления и речи ребенка.
Мелкая моторика у детей с минимальными дизартрическими расстройствами отличается недоразвитием, при этом наиболее страдают у детей данной группы сила, точность ручных движений и их координация. Было выявлено, что произвольность мелкой моторики у детей-дизартриков нарушена, снижены способности к самоконтролю движений.
Следовательно, необходимы разнообразные модернизированные комплексы упражнений по коррекции недостатков у детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Понимая, как важно развивать мелкую и тонкую моторику рук у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, нами был успешно апробирован комплекс пальчиковой гимнастики. Разработанный комплекс включает в себя разнообразные задания, которые направлены на расслабление, разминание, растирание кистей рук и пальцев, на развитие более точных и дифференцированных движений.
Предлагаемый комплекс проводится в течение 6-7 минут в самом начале индивидуальной работы с детьми. Возможно использование данного комплекса в рамках фронтальных занятий, а так же на вечерних занятиях рекомендуется воспитателям для работы с детьми.
Комплекс начинается обязательно с растирания пальцев. Может сопровождаться стихами, сочетаемыми с движением, так как ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается ритм дыхания, развивается речеслуховая память.
Все следующие друг за другом упражнения несут определенную нагрузку на мышцы пальцев и кисти рук. С каждым упражнением нагрузка постепенно увеличивается. В конце комплекса обязательно следует включить упражнение на расслабление и успокоение мышц. Для этого рекомендуется использовать теплую воду, махровое полотенце. Песок или массажные коврики развивают тактильные ощущения и являются элементами массажа.
Комплекс можно выполнять не только сидя за столом, но и переходя от одного стола к другому, на которых лежат атрибуты для упражнений, это и массажные коврики, эспандер-кольцо, мини-бассейн, морские камушки. Такие пособия вызывают у ребенка интерес к выполнению упражнений и вносят разнообразие в проведение комплекса.
Данный комплекс выполняется в течение двух недель. В первые дни учитель-логопед четко и внятно сам произносит тексты упражнений. В дальнейшем, он предлагает ребенку помогать и повторять текст вместе с педагогом, стараться точно передавать ритм стиха в движениях пальцев и рук. Затем ребенок постепенно заучивает текст и уже без помощи учителя-логопеда сопровождает им выполнение упражнений. При выполнении комплекса следует особо обращать внимание на точность выполнения данных упражнений, на соблюдение ритма речи, который способствует развитию координации и произвольной моторики, вырабатывается ритм дыхания, а так же развивается речеслуховая память.
Комплекс пальчиковой гимнастики
Упражнение 1 (выполняется один раз)
Мы погреем наши руки Имитация "моем" руки Вот так, вот так. А потом потрем ладошки Сложить ладони вместе, движения вверх, вниз Вот так, вот так. И похлопаем немножко Хлопки руками Вот так, вот так.
Важно! дети должны с усилием выполнять данное упражнение.
Упражнение 2 "Мамины помощники" (на массажном коврике)
(упражнение выполнятся без особых усилий)
Мы поможем нашей маме круговые движения по коврику Приготовиться к зиме. Заготовим витамины движения вверх, вниз Дружной нашей всей семье. Мы капустку рубим, ладонь на ребро, постукивания Мы морковку трем, пальчики сжать в кулак, движения вверх, вниз Мы капустку солим, пальчиками "побегать" по коврику Мы капустку жмем. ладошками надавливать на коврик Вот какие молодцы собрать пальчики в "замок" Мы ребята - удальцы!
Упражнение 3 "Гармошка"
(упражнение выполняется в умеренном темпе)
Посмотри, моя ладошка,
Как веселая гармошка.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Упражнение 4 "Моталочка"
К деревянной палочке привязана за центр веревочка, на конце рыбка. Ребенок держит двумя руками палочку и вращательными движениями рук наматывает веревку.
У меня моталочка в руке
Сидит рыбка на крючке.
Я моталочку кручу,
Сейчас рыбку ухвачу.
Упражнение 5 "Пальцеходы"
Указательный и средний пальцы ребенка "ходят по сотам" на ударные слоги.
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?
Упражнение 6 "Кольцо". Дать ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает на каждый ударный слог. После каждой строчки - смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам
Станут пальчики сильнее
А головушка - умнее.
Упражнение 8 "Прищепки"
Ребенок на вырезанный желтый круг прищипывает бельевые прищепки.
Люблю книжки я читать
И с прищепками играть.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышло солнышко опять.
Упражнение 7 "Бассейн"
А теперь нырнем в водичку опустить руки в бассейн И поплаваем слегка. Видим рыбку-невеличку имитация движения рыбы Ловко плавает она. А на дне, в тени прилег положить руки на дно, пальцы раскрыть Большой, огромный осьминог.
После этого упражнения рекомендуется насухо протереть руки махровым полотенцем или фланелевой пеленкой.
По окончании проведения данного комплекса в течение двух недель, у детей появились стойкое желание и стремление к выполнению пальчиковой гимнастики, наметилась положительная динамика в развитии пальцев и кистей рук. Движения стали более точными, правильными, динамичными, что позволяет в дальнейшем давать более сложные упражнения, несущие определенную нагрузку на пальцы и кисти рук.
Нам удалось скорректировать мелкую моторику у большинства детей и полностью ликвидировать низкий уровень ручной умелости. Мы увидели достаточную эффективность проделанной работы по коррекции моторного развития у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.