“ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
Идя в ногу со временем, семья и школа формирует собственную информационную грамотность. Компьютерная грамотность учителя подразумевает овладение реальными и потенциальными возможностями компьютерной технологии. Под компьютерной грамотностью учителя подразумевается профессиональная компетентность в области использования современных электронных средств получения и использования информации в образовательном процессе с учетом современных тенденций компьютеризации школы, использование международных сетей и способов участия в Интернете [1]
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
В основу НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [2]
Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся. В последние годы наблюдается увеличение числа учащихся, нуждающихся в коррекции устной и письменной речи. Ученик, имеющий трудности речевого развития не является успешным в классе, уроки для него превращаются в череду школьных неудач. У такого ребенка снижается самооценка, он теряет уверенность в своих силах. Беспомощность в обучении проявляется и в снижении интереса к учебе и в нарастании психического и физического напряжения. Возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление учащихся, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.
Решая задачи различных направлений коррекционно-развивающей деятельности, в своей работе я использую ИКТ. Современные технологии позволяют мне использовать компьютер в диагностических целях ( создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, проводить анализ результатов в виде диаграмм ) Для реализации коррекционных задач на индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами использую (фрагментарно) компьютерный тренажер “Дельфа-142”, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. Наиболее широкое применение в моей практике нашла компьютерная программа Power Point, которая позволяет создать презентации к консультациям, семинарам-практикумам, фронтальным занятиям с учащимися. Неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами. Созданные компьютерные презентации: “ Закрепляем звуки Р и Рь ”, “Тренируем язычок”, “Дисграфия и дислексия” помогают расширить осведомленность родителей и педагогов в вопросах коррекции речевых трудностей. Анализируя свою деятельность за период с 2006-2009 г. в рамках районного МО учителей-логопедов образовательных учреждений использовалась презентация: “Анализ деятельности учителя-логопеда” Логопедические занятия с использованием компьютерных презентаций проводятся с 2007 года. Применение данного вида информационных технологий, позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Никакой самый лучший компьютер не заменит учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Конспект логопедического занятия с группой учащихся 2-х классов с нарушением письма, обусловленным ОНР
Темы: Логопедическая: Обозначение мягкости согласных буквой мягкий знак.
Лексическая: Прогулка по осеннему лесу.
Грамматическая: Образование слов с помощью суффиксов “к”, “ск”, “еньк”, “оньк”, “ат”, “ят”.
Цели: Образовательные: закрепление знаний об обозначении мягкости согласных буквой мягкий знак, обучение образованию слов с помощью различных суффиксов и выделению их из слов, учить образовывать существительные множественного числа, научить работать со схемой. Коррекционно-развивающие: формирование фонематических процессов, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, закрепление временных представлений, обогащение словаря учащихся словами-антонимами, синонимами, словаря прилагательных, развитие умения составлять деформированный текст по предложенному плану, развитие познавательного интереса, предупреждение аграмматической дисграфии. Воспитательные: воспитание интереса к занятию, желание посещать логопедические занятия, контроля над собственной деятельностью.
Оборудование: Тетради, ручки, карандаши, схемы к словам, план к рассказу в виде схем, карточки с предложениями ( на каждого), мультимедийные слайды.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! (слайд 1) Какое у вас сегодня настроение? Начнем наше занятие с хорошим, радостным настроением.
– Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
– Проведем небольшую разминку.
2. Игра “Угадай слово”
( слайд 2) (угадывание слов по первым звукам названий картинок –картинки открываются по щелчку)Ослик, | собака, | енот, | носорог |
О | С | Е | Н |
– Какой буквы не хватает в слове? (буквы мягкий знак )
– Что обозначает буква мягкий знак? ( мягкость согласного звука в конце слова)
– Ребята, мы сегодня совершим прогулку по осеннему лесу, где будем наблюдать за словами с буквой мягкий знак. А теперь приготовьтесь, наша прогулка начинается.
– Представьте, что вы в осеннем лесу? (слайд 3)
3. Работа со схемами
– Посмотрите, в лесу нас встречает словесная тропинка (слайд 4), а на ней задание.
Поделите на группы слова и подберите к ним схемы ( схемы на доске)
Речевой материал:
пальма | фасоль | картофель |
морковь | яблонька | |
хорьки | крольчата | |
ольха | бельчата |
- группа слов: картофель, фасоль, морковь ( слайд 5)
- группа слов: ольха, пальма, яблонька ( слайд 5)
- группа слов: бельчата, крольчата, хорьки (слайд 5)
– Как можно назвать слова первой группы? (овощи), второй (деревья), третьей (детеныши животных)
– Ребята скажите, что мы вспомнили, выполняя это задание? (мягкость согласных обозначается мягким знаком в середине и в конце слов)
– А вы любите отгадывать кроссворды? Давайте попробуем вместе с вами!
4.“Кроссвордик”
(слайд 6)- Назовите слово противоположное слову ночь. (день)
- Слово противоположное слову печаль. (радость)
- Слово близкое по значению к словосочетанию сильный дождь. (ливень)
- Слово близкое по значению к словосочетанию хищное животное. (зверь) (буквы открываются по щелчку)
– Что вы заметили в написании всех этих слов? ( во всех словах пишется мягкий знак)
– Итак, наша прогулка продолжается. Посмотрите, нас встречает грибная полянка, здесь мы будем собирать грибы и угадывать слова.
5. Игра “Собери слово”
(слайд 7 по щелчку)– Холодный осенний ветер раздул буквы в словах, давайте составим слова и узнаем, что здесь написано (сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Что это за слова? (названия осенних месяцев)
– Давайте составим словосочетания с получившимися словами.
Сентябрь, что бывает в сентябре? (дожди)
– Как можно назвать дожди в сентябре? ( Сентябрьские дожди – слайд 8)
– В слове сентябрьские, после какой буквы вы напишите мягкий знак?
– Октябрь – в октябре дни становятся короче. Как назовем деньки в октябре? ( октябрьские деньки – слайд 9)
– Ноябрь – в ноябре уже совсем холодно, наступают первые морозы. Как назовем морозы в ноябре? (ноябрьские морозы слайд 10, по щелчку)
6. Физминутка.
(слайд 12 по щелчку)7. Игра в прятки
. (Cлайд 13)Лучше умственной зарядки,
Нет для взрослых и людей,
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
– Пока мы отдыхали, набежали тучи, заморосил мелкий дождик. Буква ь совсем замерзла от осеннего дождя. Давайте спрячем букву ь в середину слов. (смена слов по щелчку)
День – деньки, огонь -огоньки, пень –пеньки, капель-капельки.
– Какие буквы помогли спрятать букву ь знак в середину слов? ( К и И)
– Прочитайте слова, которые получились.
– Изменилось значение этих слов? (был один предмет, а стало много таких маленьких предметов)
8. Загадки
– Посмотрите на экран, впереди течет речка. ( слайд 14) Чтобы перейти на другой берег, нужно отгадать загадки. (слайд 15) (уч-ся читают загадки)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Лось по шелчку, гиперссылка на кружок, слайд 16)
Зимой спит,
Летом улей ворошит. (Медведь по щелчку, гиперссылка на кружок, слайд17)(Гиперссылка на правильный ответ смайлик на 17 слайд)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней. (Лиса по щелчку, гиперссылка на кружок, слайд18)Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц, гиперссылка на кружок, слайд 19)
– А детенышей этих животных вы знаете? ( слайд 20 по щелчку, гиперссылки картинки животных по щелчку на слайды 20,21,22,23)
– У лося – лосята ( гиперссылка по щечку слайд 21)
– У медведя – медвежата ( гиперссылка по щелчку, слайд 22)
– У лисы – лисята (гиперссылка по щелчку, слайд 23)
– У зайца – зайчата (гиперссылка по щелчку, слайд 24)
– Смотрите, впереди нас появился сказочный мостик. ( слайд 25 по щелчку) Давайте все дружно перейдем через него.
– А кто это нас встречает! Это все животные, про которых мы отгадывали загадки ( слайд 26 по щелчку)
9. Игра “Доскажи словечко
” (слайд 27)– Поиграем с ними в игру “ Доскажи словечко” (вопросы и ответы по щелчку)
– Лось большой, а лосенок маленький.
– Лиса рыжая, а лисенок рыженький.
– Заяц серый, а зайчонок серенький.
– Ребята, а что все эти животные делают в нашем лесу? ( готовятся к зиме)
– Как животные готовятся к зиме? (запасают корм )
– В каких словах встретилась буква ь? (маленький, серенький, рыженький, косолапенький)
10. Составление рассказа
. (слайд 28)Сейчас об одном из увиденных животных составим рассказ по плану ( карточки с напечатанными предложениями на каждого учащегося, они разбирают с учителем предложения) (слайд с планом…)
1. В чаще леса скрылся лось.
2. У него большие рога.
3. Он ест травку и ветки, любит соль.
4. Лось сильный зверь.
– Как можно назвать этот рассказ?
– Прочитайте рассказ полностью (один ученик читает)
11. Итог.
Наша прогулка по лесу подошла к концу. Правописание каких слов мы сегодня вспоминали? Что нового вы узнали? Вам понравилась наша прогулка? Какое у вас настроение? Спасибо за работу.
12.Стиховорение
. (слайд 29)Список литературы
- Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. – Челябинск, 2004.
- Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
- Головченко А.В. Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы “CorelDRAW” Логопед. 2009. № 5.