Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляционный уклад парных согласных звуков З-С;
- Способствовать закреплению стойкой привычки правильно произносить звуки З-С в самостоятельной речи через речевые и логоритмические упражнения.
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать развитию и коррекции координации движений, общей и мелкой и артикуляционной моторики;
- Развивать фонематический слух и восприятие;
- Способствовать нормализации нервно-психической сферы ребенка; нормализация функции внешнего дыхания;
- Воспитывать волю, дисциплинированность, самостоятельность, чувство долга и ответственности, навыки культуры поведения;
- Развивать память;
- Развивать словарь учащихся.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать бережное отношения к вещам; уважение друг к другу.
Прогнозирование результата. Дети должны уметь правильно дифференцировать З-С в предложениях, в самостоятельной речи.
Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, кружочки синие, красные для звукового анализа слов.
Время. | Содержание занятия. | Методы и приемы. |
5 мин
30 мин
5 мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Как называется наш предмет? Для чего вам нужны логопедические занятия? -Сядет тот, кто составит слова со звуками с,,з, (материал предыдущего занятия) Работа по развитию дыхания и голоса. -Вдох через нос, выдох через рот (5 раз) -Сдувание ватного шарика со стола (упражнение "Подуй на язычок"). Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе. иуаэ ______ иуаэ ___________ иуаэ ________________ Чем мы занимались на прошлом занятии? Сегодня мы продолжим упражняться в произношении этих звуков З-С в словах и предложениях. - Чем похожи эти звуки? - Чем отличаются? 2. Сообщение темы занятия. 3. Общая артикуляционная гимнастика. - Но сначала мы подготовим наши органы артикуляции к работе. * Массаж лица. Лоб (Гладим легкими движениями от середины лба к вискам) Глаза (Нарисуем очки) Щеки (Гладим от носа к ушам). Подбородок (Движения вверх по щекам к вискам). Шея "Согреем шейку" (поглаживание) *Развитие артикуляционной моторики. Для челюсти (Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет). Для губ (Поднять верхнюю губу. Видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу. Видны нижние зубы). Для языка "Лопаточка"-"иголочка" упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку. * Работа над силой голоса, четким произнесением гласных звуков . Игра: "Угадай-ка" - По моему артикуляционному укладу угадайте и произнесите гласный звук. * Развитие мимических мышц. Показ настроения: радости - поднять брови, улыбнуться. (Имитация звука ИИИ). Показ огорчения: сдвинуть брови к переносице, губы вытянуть в трубочку. (Имитация звука УУУ) Упражнение "Кошка рассердилась" , вытянут язычок и поставить горкой за нижние зубы, постучать зубами, чтобы язык не вываливался. * Упражнение на закрепление свистящих звуков Звук чистой воды: с-с-с Комар полетел: з-з-з * Упражнение "Представьте себе :" Ноги- представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок. Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно. Живот- вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил. Слоник ушел, можно расслабить животик. Руки и плечи- превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками. Теперь расслабьте плечи. Шея- превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи. Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Лицо- натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица. Муха улетела, и лицо может отдохнуть. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 1. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и тексте. а) Игра "Скажи наоборот" . Звуковой анализ слогов за-са.
б) Игра "Эхо".(учашиеся повторяют слова за логопедом) Заучивание чистоговорки.
в) Звуковой анализ слов коза, коса. (Картинки "козы" и "косы") Выкладывание схемы. Составление слов из разрезной азбуки. Составление предложений с этими словами. Составление схемы предложений. Запись предложений в тетрадь. 2) Динамическая пауза.А сейчас послушаем, как звуки З-С вами произносятся в песне-логоритмике "Зарядка". Дети поют вместе с педагогом, выполняя движения за учителем-логопедом.
3) Обыгрывание бытовой ситуации. - Представьте себе, что вы пришли на день рождения. Ваши пожелания другу. Постарайтесь хорошо произносить все звуки, а особенно: З-С - Дорогая Света! Поздравляю тебя с Днем рождения! Желаю здоровья, счастья, успехов в учебе. В конце поиграем в игру "Каравай".
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Итог занятия. -С какими звуками дежурными мы работали? -Какие виды работ выполняли? -Что понравилось? Настроение. Игра. "Комплимент". |
Словесные методы: Вводная беседа. Приемы: упражнения на дифференциацию звуков, здоровьесберегающие элементы (дыхательные упражнения) Постановка проблемной ситуации. Практические методы и приемы: специальные упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата; голоса, речевого дыхания. Словесные методы.
Наглядные и практические методы. Метод графических работ. Использование слоговых таблиц Использование ТСО, применение логоритмических упражнений, охранительного режима.
Развитие связной речи навыков языкового анализа и синтеза.
Рефлексия. |