Дифференциация звуков [з] – [с] в предложениях и связной речи

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить артикуляционный уклад парных согласных звуков З-С;
  • Способствовать закреплению стойкой привычки правильно произносить звуки З-С в самостоятельной речи через речевые и логоритмические упражнения.

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию и коррекции координации движений, общей и мелкой и артикуляционной моторики;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;
  • Способствовать нормализации нервно-психической сферы ребенка; нормализация функции внешнего дыхания;
  • Воспитывать волю, дисциплинированность, самостоятельность, чувство долга и ответственности, навыки культуры поведения;
  • Развивать память;
  • Развивать словарь учащихся.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношения к вещам; уважение друг к другу.

Прогнозирование результата. Дети должны уметь правильно дифференцировать З-С в предложениях, в самостоятельной речи.

Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, кружочки синие, красные для звукового анализа слов.

Время. Содержание занятия. Методы и приемы.
5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Как называется наш предмет? Для чего вам нужны логопедические занятия?

-Сядет тот, кто составит слова со звуками с,, (материал предыдущего занятия)

Работа по развитию дыхания и голоса.

-Вдох через нос, выдох через рот (5 раз)

-Сдувание ватного шарика со стола (упражнение "Подуй на язычок").

Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

иуаэ ______

иуаэ ___________

иуаэ ________________

Чем мы занимались на прошлом занятии? Сегодня мы продолжим упражняться в произношении этих звуков З-С в словах и предложениях.

- Чем похожи эти звуки?

- Чем отличаются?

2. Сообщение темы занятия.

3. Общая артикуляционная гимнастика.

- Но сначала мы подготовим наши органы артикуляции к работе.

* Массаж лица.

Лоб (Гладим легкими движениями от середины лба к вискам)

Глаза (Нарисуем очки)

Щеки (Гладим от носа к ушам).

Подбородок (Движения вверх по щекам к вискам).

Шея "Согреем шейку" (поглаживание)

*Развитие артикуляционной моторики.

Для челюсти (Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет).

Для губ (Поднять верхнюю губу. Видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу. Видны нижние зубы).

Для языка "Лопаточка"-"иголочка" упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.

* Работа над силой голоса, четким произнесением гласных звуков .

Игра: "Угадай-ка"

- По моему артикуляционному укладу угадайте и произнесите гласный звук.

* Развитие мимических мышц.

Показ настроения: радости - поднять брови, улыбнуться. (Имитация звука ИИИ).

Показ огорчения: сдвинуть брови к переносице, губы вытянуть в трубочку. (Имитация звука УУУ) Упражнение "Кошка рассердилась" , вытянут язычок и поставить горкой за нижние зубы, постучать зубами, чтобы язык не вываливался.

* Упражнение на закрепление свистящих звуков

Звук чистой воды: с-с-с

Комар полетел: з-з-з

* Упражнение "Представьте себе :"

Ноги- представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.  Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно. Живот- вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил. Слоник ушел, можно расслабить животик. Руки и плечи- превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками. Теперь расслабьте плечи.  Шея- превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи. Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Лицо- натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица. Муха улетела, и лицо может отдохнуть. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и тексте.

а) Игра "Скажи наоборот" . Звуковой анализ слогов за-са.

Са -за зу-су
Ста - зда зма - сма
Сту - зду змы - смы

б) Игра "Эхо".(учашиеся повторяют слова за логопедом)

Заучивание чистоговорки.

Са-за-са - полосатая оса
За-са-за - синие глаза.
Се-се-зе - дам траву козе.
Зе-зе-се - ленточка в косе

в) Звуковой анализ слов коза, коса. (Картинки "козы" и "косы") Выкладывание схемы. Составление слов из разрезной азбуки. Составление предложений с этими словами. Составление схемы предложений. Запись предложений в тетрадь.

2) Динамическая пауза.А сейчас послушаем, как звуки З-С вами произносятся в песне-логоритмике "Зарядка". Дети поют вместе с педагогом, выполняя движения за учителем-логопедом.

Лентяи-поросятки (руки вперед-вверх - в стороны- вниз)
Не делали зарядки
И стали неуклюжи (наклоны туловища в стороны)
Не вылезут из лужи.
Никак-никак, никак-никак.
А наши-то ребятки (руки вперед - вверх- в стороны-вниз)
На утренней зарядке
Все делают как нужно:
Шагают в ногу дружно. (маршировка на месте)
Вот-так, вот-так,
Вот-так, вот-так,

3) Обыгрывание бытовой ситуации.

- Представьте себе, что вы пришли на день рождения.

Ваши пожелания другу. Постарайтесь хорошо произносить все звуки, а особенно: З-С

- Дорогая Света! Поздравляю тебя с Днем рождения!

Желаю здоровья, счастья, успехов в учебе.

В конце поиграем в игру "Каравай".

Как на Светины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижины.
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Растрескался, расковеркался.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
Я люблю, конечно, всех,
Ну а Зину больше всех.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Итог занятия.

-С какими звуками дежурными мы работали?

-Какие виды работ выполняли?

-Что понравилось?

Настроение.

Игра. "Комплимент".

Словесные методы:

Вводная беседа.

Приемы: упражнения на дифференциацию звуков, здоровьесберегающие элементы (дыхательные упражнения)

Постановка проблемной ситуации.

Практические методы и приемы: специальные упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата; голоса, речевого дыхания.

Словесные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные и практические методы.

Метод графических работ. Использование слоговых таблиц

Использование ТСО, применение логоритмических упражнений, охранительного режима.

 

Развитие связной речи навыков языкового анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.