Цель: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- Ознакомить родителей с приемами работы по развитию звукопроизношения детей старшего возраста на логопункте.
- Показать возможные приемы работы по звукопроизношению дома.
- Подвести итоги работы с детьми за учебный год.
- Привлечь родителей к мероприятиям в детском саду.
Оборудование:
- предметные картинки, соответствующие заданиям;
- маски для инсценировки;
- оборудованная площадка домашней обстановки;
- мольберт, на котором постепенно по ходу занятия выставляется схема из предметных картинок, которые отражают основные этапы работы по звукопроизношению на логопункте.
Ход занятия
I часть.
Организационный момент (обращение к родителям).
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители!
В следующем учебном году нам с вами предстоит тесное сотрудничество по преодолению нарушений звукопроизношения у ваших детей. Мы пригласили вас с целью познакомить с этапами работы по звукопроизношению, которые предстоит пройти вам и вашим детям вместе со мной в течение того периода, пока ребенок будет заниматься на логопункте.
Перед вами дети старшей группы, которые занимались на логопункте в этом году. Из 20 детей, имеющих нарушения речи разной степени сложности, к концу года выпускаются из логопункта 16 - с хорошей речью, 4 ребенка остаются для дальнейшего обучения.
Нашу встречу мы назвали « Я, семья и логопед», которая будет делиться на две части: сначала мы с детьми покажем и расскажем, как и чему мы научились, и вы будете знать, что вам ждать от меня, как от логопеда. Во второй части вы увидите то, что мне, как логопеду хотелось бы видеть от вас, в помощь нашей работе.
По ходу нашей встречи мы составим схему этапов работы по звукопроизношению на логопункте.
1. Пальчиковая гимнастика.
Первым и очень важным этапом в преодолении речевых нарушений является развитие мелкой моторики рук. С первых занятий и на протяжении всего курса обучения на логопункте, мы разучиваем с детьми пальчиковые упражнения, некоторые из них вы сейчас увидите. (Дети показывают гимнастику самостоятельно, поочередно прочитывая стихи с движением пальцев рук.)
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
(Выполнять движения руками в соответствии с содержанием стихотворения.)
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
(Руки вертикально, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить. 2 строка - пальцы развести. 3 строка – ритмичное движение пальцев вместе-врозь. 4 строка – ладони вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
(1 строка – соединить пальцы рук под углом друг к другу. 2 строчка – руки соединить горизонтально внутренней стороной к себе, 3 строка – ладони развести в стороны, 4 стока как 1.)
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
Раз замочек, два замочек,
Три замочек, четыре замочек,
Пять замочек…
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
(Пальчики шагают по столу, соединять пальцы поочередно в «цепочки», сделать колечко и посмотреть в него, поднести руку ко лбу и посмотреть из-под нее.)
Вышла кошечка вперед,
Хвостиком играет.
Ей навстречу из ворот
Собаки выбегают.
(1 строка – рука в кулачок, мизинец и указательный палец делают ушки, 2 строка – левой ладонью помахать у основания правой кисти, 3 строка – кисти соединить горизонтально друг на друге, 4 строка – указательный палец и мизинец делают ушки, остальные пальцы соединить вместе щепоткой.)
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение артикуляционных упражнений подготавливают речевой аппарат к правильному произношению звуков речи. Сейчас я расскажу вам сказку, а дети будут выполняют артикуляционные упражнения в соответствии с текстом.
Волк и три поросенка.
Жили-были три поросенка. Ниф-ниф и Нуф-Нуф целыми днями грелись на солнышке («лопатка»), а Наф-наф все трудился («гармошка»). Каждое утро Наф-наф «чистил зубки», обходил вокруг дома (круговые движения языка), белил потолки («маляр»), забивал гвозди («лошадка»). А его братья болтали почем зря («индюк»). В это время волк решил испугать поросят – сдуть их домики («прямая воздушная струя, сдуй ватку с носа»). Поросята испугались и побежали к братцу («лошадка»). А волк решил забраться в их домик через трубу и угодил прямо в котел («чашечка»). Зашипел кипяток и ошпарил волка – ш-ш-ш-ш.… Только его и видели.
3. Развитие фонематического восприятия.
Логопед говорит о важности развития восприятия звуков на слух, дифференциации звуков, умения выделять звуки в слове, правильно находить позицию звука в слове, развивать слуховое внимание. Как демонстрация этих навыков предлагаются игры на развитие фонематического восприятия и фонетического анализа слова:
Игра «Что лишнее» – услышать лишний слог или слово:
- Па-па-ба-па.
- Са-ша-ша-ша.
- Ло-ло-ло-ро.
- Мак-мак-рак-мак.
- Крыса-крыша-крыса-крыса.
- Прут-плут-плут-плут и т.д.
Игра «Услышь свой звук» – логопед произносит звуки, дети поднимают картинку, в которой есть этот звук.
Игра «Место звука в слове» – дети определяют место звука в слове по заданию логопеда.
У детей одна или несколько картинок. Поднимите картинку, где звук Л в начале слова; звук Л в конце слова; звук Л в середине слова.
4. Чистоговорки, скороговорки, стихи.
В период автоматизации звука, дети заучивают большое количество четверостиший, скороговорок, небольших прозаических текстов, которые насыщены проблемными звуками, что позволяет закрепить произношение поставленного звука в речи. Наиболее запомнившиеся и полюбившиеся стихи дети с удовольствием демонстрируют зрителям.
Все бело, бело, бело,
Много снега намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки.Рано-рано два барана
Заиграли в барабаны.
Тара-тара-тара-ра,
На работу всем пора.
5. Диалоги.
Сделать вывод о том, что у ребенка проблемный звук введен в речь можно, если правильное произношение этого звука сохраняется в спонтанной речи в нормальном темпе без контроля со стороны взрослого. Дети демонстрируют чистое звукопроизношение в инсценированном диалоговом общении.
Яма.
- Яму копал?
- Копал.
- В яму упал?
- Упал.
- В яме сидишь?
- Сижу.
- Лестницу ждешь?
- Жду.
- Яма сыра?
- Сыра.
- Как голова?
- Цела.
- Значит живой?
- Живой.
- Ну, я пошел домой.
Женя и жираф.
Женя: Давай меняться шеями! Я тебе свою отдам, а ты мне свою.
Жираф: А зачем тебе моя шея?
Женя: Пригодиться... С длинной шеей в кино с любого места видно.
Жираф: А еще зачем?
Женя: А еще яблоки на высоких деревьях доставать можно.
Жираф: Здорово! Ну, а еще зачем?
Женя: Диктант на уроке списывать легче.
Жираф: Э-э-э, нет! Такая замечательная шея мне самому нужна.
Аист и Лягушка.
Автор: Поспорила Лягушка с Аистом:
Лягушка: Кто красивее?
Аист: Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!
Лягушка: Зато у меня их четыре, а у тебя только две!
Аист: Да, у меня только две, но они у меня длинные!
Лягушка: А я квакать умею, а ты нет!
Аист: А я летаю, а ты только прыгаешь!
Лягушка: Летаешь, а нырять не можешь!
Аист: А У меня есть клюв!
Лягушка: Подумаешь клюв! На что он нужен?
Аист: А вот на что!
Автор: Рассердился Аист и проглотил Лягушку. Не зря говорят, что аисты глотают
лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.
II часть занятия.
Логопед: Сейчас, уважаемые родители, вы увидите небольшие сценки, которые мы подготовили с детьми и родителями выпускников логопункта. Эти сценки демонстрируют варианты выполнения задания логопеда дома.
1. Идеальный вариант.
Мама и ребенок сидят за столом и работают в логопедической тетради:
- Паша, назови картинки, нарисованные в тетради, называя правильно звук Р.
- Рубашка, пирамида, коробка.
- Тебе нужно раскрасить их карандашом, в названии которого есть звук Р. Выбирай:
желтый, синий, красный, зеленый.
- Красный.
- Правильно, раскрашивай... А теперь давай придумаем предложения с этими
картинками...
2. Допустимый вариант.
Мама и ребенок сидят у телевизора, смотрят любимый сериал. Во время рекламы мама обращается к сыну:
- Дима, давай порычим: р-р-р-р-р-р-р-р. Давай кто дольше: р-р-р-р. Порычи
сам: р-р-р-р. Теперь я: р-р-р-р. Еще вместе: р-р-р-р-р.
- Давай придумывать слова со звуком Р, одно слово я, другое ты...
Играем до конца рекламы.
3. Творческий вариант.
Мама на кухне варит гороховый суп.
- Алена, помоги мне перебрать горох, в котором попадаются семечки. (Алена
перебирает, пока мама чистит картошку.)
- Давай вставлять в пластилин оставшиеся семечки. У нас получится ёжик. Считай,
его иголки и хорошо проговаривай звук Л.
- Одна иголка, две иголки т.д...
- Вспомни стишок про ёжика.
Благороден, деловит,
Еж иголками покрыт.
Как иголки распушил!
Алену с мамой рассмешил!
- Вот и все. Суп сварили, звук Л повторили и поделку в садик сделали.
4. Ненавязчивый вариант.
- Саша, пойдем заниматься по заданию логопеда.
- Мне не хочется.
- Саша давай заниматься.
- Не хочу!
- Тогда давай поиграем в мяч.
- Ура, давай.
- Я тебе кидаю мяч и говорю слово, ты кидаешь мне и повторяешь.
(Отрабатываются слова с проблемным звуком.)
Заключительные слова логопеда: Мы надеемся, что сегодняшняя наша встреча была полезна как родителям выпускников логопункта, так и родителям будущих воспитанников. Одни увидели своих детей в разных ситуациях, где используются приобретенные навыки звукопроизношения. Другие теперь имеют представление, что их ждет в будущем учебном году.
И самое важное: хороших результатов в нашей работе можно добиться, если семья и логопед вместе помогают детям преодолеть недостатки звукопроизношения и развития речи.
Литература:
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. -С-Пб.,1995
- Волкова Т.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. -М, 1983.
- Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. -М, 2006.