Цель: закреплять правильное произношение звука -Р- в слогах, словах, предложениях, текстах.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение выделения первого звука слова и определения места звука в слове;
- совершенствовать работу по согласованию слов в предложении и употреблению предложения с подчинительной связью;
- совершенствовать умение составлять сравнительные рассказы – описания;
- совершенствовать умение в составлении схем слов;
- обучать чтению;
- учить определять последующее число.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать существенные признаки предметов;
- развивать навык обобщения;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать силу голоса ребёнка;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать умение и желание для оказания помощи другим;
- воспитывать устойчивое внимание ребёнка.
Оборудование:
- ноутбук (стационарный компьютер);
- аудиоколонки;
- презентация Презентация.doc
- буквы: П,О,Д,А,Р,К,И;
- пенал для составления схемы слова;
- 1 подарок.
Примечание: при просмотре презентации необходимо использовать левую кнопку “мыши”, либо клавишу “пробел” на клавиатуре; в конспекте занятия переход от слайда к слайду и к эффектам внутри слайда обозначается символом - . Все голосовые реплики и музыкальное сопровождение необходимо прослушивать до их окончания.
Ход занятия
(F5 - Слайд 1 - заставка) (тема занятия)
1. Сюрпризный момент
(Слайд № 2 - появление девочки)
Логопед: Ой, кто это? Посмотри, Катя, к нам пришла знакомая девочка. Как её зовут?
Катя: Рая.
(Слайд № 3 - говорит Рая)
Рая: Да, я девочка Л(Р)ая, здл(р)авствуйте.
“Громко – тихо”
Логопед: Катя, почему она опять к нам пришла?
Катя: Потому что хочет научиться произносить звук -Р-.
Логопед: Рая, тогда повторяй за Катей всё, что она будет произносить.
(Слайд № 4 - говорит Рая)
Рая: А у меня для вас сюл(р)пл(р)из, я с ёлкой.
(Слайд № 5 - появление ёлки)
Логопед: Давайте её украсим.
(Слайд № 6 - Рая c игрушками) Катя, если Рая повесит на ёлку игрушку с большой собачкой, то ты произнесёшь громко звук -Р-, если – с маленькой, то – тихо.
(Слайд № 7 - появление на ёлке первой игрушки)
(Катя произносит звуки)
, , , , , (Слайд № 8 - развешивание игрушек)
“Прыгающие пальчики”
Логопед: Сейчас вы сделаете гирлянду для ёлочки.
(Слайд № 9 - появление Раи)
Катя, ты нажимай на клавишу разными пальчиками правой руки, начиная с большого, при этом произноси слог -РА-. На экране в это время будут появляться колечки. Рая будет их склеивать. , , …
(появление колец, последнее кольцо - широкое)
(уход Раи, на экране - гирлянда)
“Повтори”
(Слайд № 10 - Рая с наряженной ёлкой)
Логопед: Катя, тебе нравится наша ёлочка? Даже веселее стало.
(Слайд № 11- танец лосят с сопровождением музыки)
А посмотрите-ка, как веселятся лосята по телевизору.
Давайте попробуем повторять их движения и при этом проговаривать слоги:
- РА-РУ-РО-РЫ, - РО-РЫ-РЭ-РУ, - РЭ-РО-РЫ-РУ
(Катя и логопед выполняют движения и проговаривают слоги до окончания музыки)
“Назови первый звук слова”
(Слайд № 12 - на ёлке гирлянда и игрушки: собачки, мишка, индюк, шарик, утка, рысь, апельсин)
Логопед: Рая повесила ещё несколько игрушек на ёлку.
Логопед: Что она повесила в середине наверху?
Катя: Мишку.
Логопед: Что она повесила внизу слева?
Катя: Индюка.
Логопед: Что она повесила вверху слева?
Катя: Шарик.
Логопед: Катя, что она повесила вверху справа?
Катя: Утку.
Логопед: Что она повесила внизу справа?
Катя: Рысь.
Логопед: Что она повесила в середине снизу?
Катя: Апельсин.
(Слайд № 13 - около ёлки крупным планом развешенные предметы, соответствующие слову МИШУРА)
Логопед: Здесь зашифровано какое-то слово. Оно состоит из первых звуков названий появившихся игрушек.
Катя: Мишура.
“Где спрятался звук?”
(Слайд № 14 - появление Раи)
Рая: Катя, а л(р)азве в этом слове есть звук -Л(Р)-?
Катя: Да, есть… .
Логопед: Звук может находиться в начале слова, в середине, в конце. Будьте внимательны.
Если звук будет в начале слова, пройдёте налево; если в конце - направо, если в середине – остаётесь на месте.
(Логопед произносит слова: хоровод, радость, дар, развеселиться, гирлянда, праздник, Снегурочка. Катя ходит в заданных направлениях.)
(Слайд № 15,16 - Рая ходит, путая направления)
Логопед: Катя, подскажи Рае, где находится звук в слове… .
“Составь предложение”
Логопед: Какое слово было последним?
Катя: Снегурочка.
Логопед: У Раи такой же ответ? Катя, нажми на клавишу.
(Слайд № 17 - появление Снегурочки)
При помощи этого слова и других составьте предложение: Снегурочка, ёлки, плясала, около.
Катя: Снегурочка плясала около ёлки.
Логопед: Кто всегда рядом со Снегурочкой?
Катя: Дед Мороз.
Логопед: У Раи такой же ответ? Катя, нажми на клавишу.
(Слайд № 18 - появление Дед Мороза)
Продолжите предложение. Затем скажите его полностью.
Дед Мороз пришёл на праздник, чтобы… .
Катя, ты придумала предложение?
(Катя называет своё предложение)
Рая, а у тебя какое предложение?
(Слайд № 19 - Рая произносит своё предложение)
Рая: Дед Мол(р)оз пл(р)ишёл на пл(р)аздник, чтобы у всех было хол(р)ошее настл(р)оение.
“Придумай загадку”
Логопед: Вы услышали и проговорили много слов, предложений. К какому празднику они подходят?
Катя: К Новому году.
Логопед: На праздниках часто загадывают загадки. Они могут быть про…
(Слайд № 20 - появление картинок: радуга, робот, карандаш, кровать, морковь)
(Катя называет появляющиеся на мониторе картинки)
Логопед: Что общего в названии этих картинок?
Катя: Во всех названиях картинок есть звук -Р-.
Логопед: Загадайте загадку, используя сравнения.
(Слайд № 21 - перемещение Раи на кровать)
Рая: Я пел(р)вая загадаю. Ол(р)анжевая, но не апельсин; овальная, но не яйцо; её любит гл(р)ызть заяц, но это не капуста. Что это?
Катя: Морковь.
Логопед: Катя, твоя очередь.
(Катя загадывает загадку)
“Дыши правильно”
(Слайд № 22 - около ёлки Дед Мороз, Снегурочка, Катя)
Логопед: На празднике поют песни. Давайте споём 1-й куплет песни “В лесу родилась ёлочка”. Катя, постарайся брать дыхание только в конце фразы.
(Слайд № 23 - звучит 1-ый куплет песни)
“Наведи порядок”
(Слайд № 24 - буквы, над ними цифры: 5-Р, 3-Д, 1-П, 4-А, 7-И, 2-О, 6-К)
Логопед: Дед Мороз что-то рассыпал. При помощи последовательности цифр соберите буквы, прочитайте.
(Катя собирает слово из букв - подарки)
Логопед: Катя, нажми на клавишу, посмотри, какое слово собрала Рая.
(Слайд № 25 - слово ПОДАРКИ)
“Составь схему слова”
Логопед: Сделайте схему этого слова.
(При помощи фишек Катя делает схему слова, обозначая: слово – полоской, слоги – квадратами, буквы – красным, синим и зелёным цветом)
Логопед: Рая тоже хочет показать схему этого слова. Катя, нажми на клавишу.
(Слайд № 25 - слово ПОДАРКИ со схемой, составленной Раей)
“Сюрприз”
Логопед: Катя, какое слово ты собрала?
Катя: Подарки.
Логопед: Вот подарки тебе и Рае.
(Слайд № 26 - подарок Рае)
“Чем мы занимались?”
(Слайд № 27 - Рая прощается)
Рая: Спасибо за интел(р)есные игл(р)ы. Ой, спасибо за интересные игры, за подарок. Я ещё раз хочу придти к вам. До свидания.
Логопед: Рая, приходи к нам на праздник. До свидания.
(Слайд № 28 - уход Раи)
Катя, почему к нам приходила Рая?
Катя: Чтобы научиться проговаривать звук -Р-.
Логопед: А что мы для этого делали?
(Катя перечисляет фрагменты занятия)
Логопед: Катя, хочешь ещё потанцевать?
(Слайд № 29 - звучит танцевальная музыка “В лесу родилась ёлочка”)