Цели занятия:
- научить ребёнка давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [К], [К'] и дифференцировать их.
- формировать и расширять словарь,
- формировать навыки словообразования,
- развивать дыхание, общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику,
- развивать фонематические процессы и навыки звукового анализа,
- воспитывать у детей чувство любви к диким животным и стремление сохранить окружающий мир.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, игрушки (удочка, кубики, дарц и др.), карточки, мягкая игрушка - барсучонок.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Логопед: Ребята, вспомним главное правило.
Все:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление. Дети стоят в свободной расслабленной позе.
Ножками затопали,
Зашагали по полу.
Там, там, тарарах -
Тихо стали на местах.
2. Развитие общей моторики. "Ёжик".
По сухой лесной дорожке:
|
Ребёнок стоит, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают частые шажки. |
|
" Собирают ягодки" - кончики пальцев соединяются, "срывают ягоды". |
3. Развитие мелкой моторики.
У лисы в лесу глухом Есть нора-надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. |
Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие. |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. |
Дом - ладошки направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются. |
4. Работа по развитию дыхания.
Логопед: Дети, зима скоро станет настоящей хозяйкой на улице, с каждым днём воздух становится более прохладным. И я предлагаю вам подышать этим прохладным воздухом.
- вдох через нос - выдох через рот (5 раз).
5. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения: - для губ: "улыбка", "трубочка" (чередование);
- для языка: покусать язычок зубами;
- для щёк: толстячки, худышки.
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Объявление темы. Дети садятся за столы.
Логопед: Ребята, нам нужно решить эти ребусы и мы узнаем тему нашего занятия.
О | К | Л | В |
И | Ж | Ё | К |
А | Л | Б | К | Е |
Б | А | Н | А | К |
Логопед: Назовите всё это одним словом. Какой одинаковый звук встречается во всех этих словах?
Сегодня на занятии мы с вами побываем в гостях у диких животных и познакомимся со звуками К, КЬ. А наш знакомый барсучонок будет заниматься вместе с нами.
2. Акустико - артикуляционный образ звука.
Проговаривание звуков К,КЬ хором, индивидуально. Характеристика звуков.
Звук К - согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твёрдый, глухой, обозначается синим квадратиком без колокольчика.
Логопед выставляет на доску обозначения звука.
Звук КЬ - мягкий, глухой, обозначается зелёным квадратиком без колокольчика.
Логопед выставляет на доску обозначение звука.
Характеризуют дети звук самостоятельно по схеме.
3. Связь звуков и букв. Логопед выставляет на доску букву К и к.
Звук К и КЬ имеют свой знак - это буква К и к.
Два столбика стояли рядом,
Вдруг один переломился,
И к другому прислонился.
Печатанье буквы на ковриках пальчиком. (каждый).
Выкладывание буквы К из каштанов, шнурочков, пробок, палочек, пластилином, мазайкой. (индивидуально).
4. Развитие фонематического слуха.
Игра "дарц". Дети выстраиваются друг за другом.
Если шарик попадает в синий цвет, то придумать слово с твёрдым звуком К.
Если в зелёный - с мягким КЬ.
Если в красный - с гласным А.
5. Автоматизация звука в словах, предложениях, текстах.
"Игра рыбалка" Дети сидят на корточках на ковре.
Картинки с дикими животными вылавливать удочкой, называть место звука К в словах (кабан, барсук, куница, ёжик, белка, волк).
6. Игра "Картинная галерея" Дети сидят на стульях в ряд, картинки на магнитной доске.
Деление слов на слоги и покупка картин за то количество рублей , сколько слогов в данном слове (деньги-пальцы). Каждой картине придумать название.
Образец: - Я картину "рыжая лиса" куплю за два рубля - (показать два пальца ).
Картины: (кабан, белка, волк, ёжик, куница, барсук).
7. Звуко-слоговой анализ слов.
Игра "Накорми животных". Дети работают за большим квадратным столом.
Работа с картинками, каждому животному подбирают то, чем оно питается.
Образец: Кабан питается корнями, жёлудями.
Дети садятся за столы, стоящие полукругом.
Звуко -слоговой анализ слова корни. Дети работают парами, выкладывание схемы: стаканами, прищепками, скотчем или пробками.
8. "Какое животное зашифровано?"
Чтение названий животных по первым звукам картинок.
9. Составление предложений со словами, называющими животных.
Посчитать количество слов в предложении. Выкладывание схемы предложения из больших кубиков . Дети работают вместе, сидя на ковре.
IV. Физминутка.
Я как белка в колесе
Прыгаю на месте,
Чтобы было веселей,
Поскакали вместе.
(Дети совершают прыжки на месте)
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
1. Игра с мячом, "назови детёнышей". Дети стоят в ряд.
У волка-:, у белки-:, у кабана-:, у куницы- :, у барсука- :, у крота :
2. "Животные катаются" Дети сидят за столами.
Образец: Это лисья голова и лисий хвост, в грузовике лиса.
Животные: волк, белка, барсук и т.д.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
С какими звуками сегодня познакомились?
Дайте характеристику этим звукам.
Игра "Угадай, кто это?"
Бурый, косолапый, неуклюжий - ...
Серый, зубастый, страшный - ...
Ребята, а это вам мама барсучонка - барсучиха передала угощения (чупа-чупс).