Дифференциация [ы] – [и] в словах, предложениях

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  1. Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.
  2. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
  3. Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.
  4. Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
  5. Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.
  6. Развивать зрительное восприятие.
  7. Развивать общую и мелкую моторику.
  8. Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала, рисунок лесовичка с «шишечками достижений» на каждого ребенка.

Ход занятия.

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…

Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу. (Слайд 1) Оно будет увлекательным и интересным.

– А вот кто нас будет сопровождать, вы узнаете, сделав артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика.

Молодцы! Посмотрите кто это? (Лесовичок) (Слайд 2)

– Лесовичок хочет быть уверен, что вы верные и надежные спутники, что вы не оставите его одного в трудную минуту и сейчас он вам загадает загадку:

«Под сосною у дорожки
Много их среди травы.
Ножки есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
(Грибы)

– Какие гласные слышаться в слове грибы? (И-Ы)

–Значит, какая тема нашего урока? (Слайд 3)

Сообщение темы и целей урока.

(Запись темы в тетради)

– Расскажите лесовичку все, что вы знаете о звуках и буквах Ы-И.

– Дайте характеристику звукам.

– Лесовичок вами очень доволен. Итак в путь!

– Но что случилось, мудрая сова чем – то обеспокоена. (Слайд 4)

В лесной школе беда!
Разбежались зверюшки кто – куда.
Помогите, отыщите, верните!

– Злая Баба-Яга (слайд 6) перепутала все в лесном царстве, зверюшки испугались и разбежались, но им очень хочется вернуться в свою лесную школу.

– Мы можем их вернуть? Для этого необходимо им помочь выполнить задания Бабы-Яги.

– Поможем нашим меньшим братьям!

– А чтобы это сделать, на уроке надо быть активным, внимательным, отвечать полным ответом, не кричать, слушать ответы одноклассников. Вместе с лесовичком сова отправила шишечки достижений. Ответил правильно на вопрос учителя, или правильно выполнил задание, получишь шишечку. А в конце урока посмотрим, кто был самым активным и помогал зверюшкам вернуться в лесную школу!

Повторение и закрепление пройденного.

Дифференциация Ы-И в слогах.

1. – Навстречу нам бежит бобёр. (Слайд 7)

Поможем ему. Нужно правильно прочитать слоги.

  1. ПИ-ТЫ-ВИ-ДЫ-МИ-
  2. РЫ-КИ-СЫ-ЗИ-ЛЫ-
  3. БИ-ТЫ-ГИ-ФЫ-НИ

– Молодцы, бобёр уже подходит к своей лесной школе. (Слайд 8)

Дифференциация Ы-И в словах.

2. – Волчонок чем-то озабочен. (Слайд 9)

– Помогите ему вставить пропущенные буквы в слова.

Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА.

Каким цветом мы будем писать наши «дежурные» буквы. Скажите, как будут звучать согласные буквы перед Ы, перед И.

– Волчонку мы помогли найти путь в лесную школу. (Слайд 10)

3. – Дальше в путь с лесовичком и с шишечками достижений. Не забывайте о них.

Ой, кот это прилетел? Летучая мышь. (Слайд 11) Нужно помочь мышке изменить слова так, что бы единственное число превратилось в множественное.

Например: сад – сады.

Коза – козы
Муха – мухи
Оса – осы
Лимон – лимоны
Собака – собаки
Куст – кусты
Корабль – корабли
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.

– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

– Вот и мышонок приземлился на крыше лесной школы. (Слайд 12)

Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

4. – А вот и зайки у нас на пути, (слайд 13) Мы им поможем дорогу найти?

– Баба Яга им дала сложное задание. Призадумались они!

Нужно найти и исправить ошибки в словосочетаниях. (Слайд 14)

  1. БЕЛИЕ ПУШЫНКИ
  2. ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ
  3. ОСТРИЕ КЛИКИ
  4. ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ
  5. ДРУЖНИЕ МАЛИШИ
  6. ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

– Молодцы! Зайки уже рядом со своей школой. (Слайд 15,16)

Физкультминутка (Слайд 17)

5. – Немного мы устали, и веселые лягушата предлагают вам отдохнуть. (Физминутка)

– Лягушата довольны. Что вы их вернули. (слайд 18)

Дифференциация Ы-И в предложениях.

6. –Лось (слайд 19) очень торопится на уроки и просит вас подумать самим.

Индивидуальная работа по карточкам.

– Вставьте в предложения нужное слово. (Слайд 20)

Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).

– После выполнения задания выполните взаимопроверку.

– Кто не сделал ошибок и с вами согласился ваш сосед? ( Дети поднимают руку)

– Похвалите себя, погладьте себя по головке.

– А наш знакомый лосёнок уже добежал до лесной школы и успел на урок. (слайд 21)

7. – Хитрому лисёнку (слайд 22) тоже досталось задание.

– Приготовьте 6 палочек и составьте из них домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. (Проверка задания учителем) (Слайд 23)

– Проверьте себя, верно ли выполнили это задание.

– Но это ещё не все.

Работа с предложениями.

Возьмите свои конвертики, у вас там слова, из которых нужно составить и записать предложение в тетрадь. (Слайд 24)

  1. РИТА КУПИЛА МЫЛО.
  2. У ТАНИ БОЛЯТ ЗУБЫ.
  3. ИЗ ТРУБЫ ИДЁТ ДЫМ.
  4. В САДУ РАСТУТ СЛИВЫ.
  5. У МАШИНЫ НОВЫЕ ШИНЫ.
  6. У НИНЫ КРАСИВЫЕ БУСЫ.

– Вот и все в сборе. (слайд 25)

– Мы помогли вернуться нашим меньшим братьям в лесную школу.

Итог урока.

Покажите сове свои шишечки достижений. Вы хорошо потрудились.

– Сова и лесовичек вами очень доволен. (Слайд 26)

– Вам было интересно на уроке?

– Что показалось вам наиболее трудным?

Домашнее задание.

Спасибо за урок.

Презентация.