Цели и задачи:
- Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.
- Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.
- Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.
- Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.
Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала, рисунок лесовичка с «шишечками достижений» на каждого ребенка.
Ход занятия.
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок…
– Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу. (Слайд 1) Оно будет увлекательным и интересным.
– А вот кто нас будет сопровождать, вы узнаете, сделав артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
– Молодцы! Посмотрите кто это? (Лесовичок) (Слайд 2)
– Лесовичок хочет быть уверен, что вы верные и надежные спутники, что вы не оставите его одного в трудную минуту и сейчас он вам загадает загадку:
«Под сосною у дорожки
Много их среди травы.
Ножки есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы».
(Грибы)
– Какие гласные слышаться в слове грибы? (И-Ы)
–Значит, какая тема нашего урока? (Слайд 3)
Сообщение темы и целей урока.
(Запись темы в тетради)
– Расскажите лесовичку все, что вы знаете о звуках и буквах Ы-И.
– Дайте характеристику звукам.
– Лесовичок вами очень доволен. Итак в путь!
– Но что случилось, мудрая сова чем – то обеспокоена. (Слайд 4)
В лесной школе беда!
Разбежались зверюшки кто – куда.
Помогите, отыщите, верните!
– Злая Баба-Яга (слайд 6) перепутала все в лесном царстве, зверюшки испугались и разбежались, но им очень хочется вернуться в свою лесную школу.
– Мы можем их вернуть? Для этого необходимо им помочь выполнить задания Бабы-Яги.
– Поможем нашим меньшим братьям!
– А чтобы это сделать, на уроке надо быть активным, внимательным, отвечать полным ответом, не кричать, слушать ответы одноклассников. Вместе с лесовичком сова отправила шишечки достижений. Ответил правильно на вопрос учителя, или правильно выполнил задание, получишь шишечку. А в конце урока посмотрим, кто был самым активным и помогал зверюшкам вернуться в лесную школу!
Повторение и закрепление пройденного.
Дифференциация Ы-И в слогах.
1. – Навстречу нам бежит бобёр. (Слайд 7)
– Поможем ему. Нужно правильно прочитать слоги.
- ПИ-ТЫ-ВИ-ДЫ-МИ-
- РЫ-КИ-СЫ-ЗИ-ЛЫ-
- БИ-ТЫ-ГИ-ФЫ-НИ
– Молодцы, бобёр уже подходит к своей лесной школе. (Слайд 8)
Дифференциация Ы-И в словах.
2. – Волчонок чем-то озабочен. (Слайд 9)
– Помогите ему вставить пропущенные буквы в слова.
Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА.
– Каким цветом мы будем писать наши «дежурные» буквы. Скажите, как будут звучать согласные буквы перед Ы, перед И.
– Волчонку мы помогли найти путь в лесную школу. (Слайд 10)
3. – Дальше в путь с лесовичком и с шишечками достижений. Не забывайте о них.
– Ой, кот это прилетел? Летучая мышь. (Слайд 11) Нужно помочь мышке изменить слова так, что бы единственное число превратилось в множественное.
Например: сад – сады.
Коза – козы
Муха – мухи
Оса – осы
Лимон – лимоны
Собака – собаки
Куст – кусты
Корабль – корабли
сова – совы
игра – игры
роза – розы
сапог – сапоги
стакан – стаканы
рысь – рыси
стол – столы.
– Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?
– Вот и мышонок приземлился на крыше лесной школы. (Слайд 12)
Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.
4. – А вот и зайки у нас на пути, (слайд 13) Мы им поможем дорогу найти?
– Баба Яга им дала сложное задание. Призадумались они!
Нужно найти и исправить ошибки в словосочетаниях. (Слайд 14)
- БЕЛИЕ ПУШЫНКИ
- ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ
- ОСТРИЕ КЛИКИ
- ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ
- ДРУЖНИЕ МАЛИШИ
- ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ
– Молодцы! Зайки уже рядом со своей школой. (Слайд 15,16)
Физкультминутка (Слайд 17)
5. – Немного мы устали, и веселые лягушата предлагают вам отдохнуть. (Физминутка)
– Лягушата довольны. Что вы их вернули. (слайд 18)
Дифференциация Ы-И в предложениях.
6. –Лось (слайд 19) очень торопится на уроки и просит вас подумать самим.
Индивидуальная работа по карточкам.
– Вставьте в предложения нужное слово. (Слайд 20)
Я в походе (был – бил).
В барабан я (был – бил).
Я веревочку (выл – вил).
Волк в лесу (выл – вил).
Малыш был очень (мил – мыл).
Он руки с мылом (мил – мыл).
– После выполнения задания выполните взаимопроверку.
– Кто не сделал ошибок и с вами согласился ваш сосед? ( Дети поднимают руку)
– Похвалите себя, погладьте себя по головке.
– А наш знакомый лосёнок уже добежал до лесной школы и успел на урок. (слайд 21)
7. – Хитрому лисёнку (слайд 22) тоже досталось задание.
– Приготовьте 6 палочек и составьте из них домик. Переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок. (Проверка задания учителем) (Слайд 23)
– Проверьте себя, верно ли выполнили это задание.
– Но это ещё не все.
Работа с предложениями.
– Возьмите свои конвертики, у вас там слова, из которых нужно составить и записать предложение в тетрадь. (Слайд 24)
- РИТА КУПИЛА МЫЛО.
- У ТАНИ БОЛЯТ ЗУБЫ.
- ИЗ ТРУБЫ ИДЁТ ДЫМ.
- В САДУ РАСТУТ СЛИВЫ.
- У МАШИНЫ НОВЫЕ ШИНЫ.
- У НИНЫ КРАСИВЫЕ БУСЫ.
– Вот и все в сборе. (слайд 25)
– Мы помогли вернуться нашим меньшим братьям в лесную школу.
Итог урока.
– Покажите сове свои шишечки достижений. Вы хорошо потрудились.
– Сова и лесовичек вами очень доволен. (Слайд 26)
– Вам было интересно на уроке?
– Что показалось вам наиболее трудным?
Домашнее задание.
– Спасибо за урок.