Повышение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений речи вообще и письма, в частности, у детей с церебральным параличом, является одной из актуальных проблем логопедии. Важность этой проблемы обусловлена довольно большой распространенностью данного заболевания.
Детский церебральный паралич – заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций.
Раннее поражение центральной нервной системы оказывает отрицательное влияние на развитие детей с церебральным параличом. Их сенсомоторные и психические функции формируются на патологической основе. Структура дефекта при церебральном параличе определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма. Движение и практическая деятельность имеют большое значение в развитии высших корковых функций ребенка, особенно пространственного синтеза, поэтому у детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения в формировании пространственных представлений, также отражающиеся на письме. У младших школьников, страдающих церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.
Дисграфия у детей с церебральным параличом проявляется на фоне общего недоразвития речи. Степень выраженности дисграфии и сложность нарушений письма коррелируют не столько с наличием или отсутствием дизартрии, сколько с уровнем общего недоразвития речи. Анализ ошибок при дисграфии у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом позволил выделить четыре группы: 1. замена отдельных букв и их частей другими по принципу графического сходства; 2. пропуск отдельных букв и элементов или, наоборот, их количественное наращивание; 3. перестановка отдельных букв и их элементов; 4. зеркальное изображение отдельных букв и их частей. Дефекты письма в первых двух группах сочетаются с несформированностью зрительного восприятия формы, а нарушения письма в третьей и четвертой группах обусловлены несформированностью пространственных представлений.
Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:
- формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;
- развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;
- развитие мелкой моторики, графических навыков.
Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:
- различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
- различение слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов, фонем;
- развитие навыков звукового анализа.
Упражнение 1
Ребенку предлагается определить, далеко или близко звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака АВ (громко), АВ (тихо).
Маукает кошка МЯУ (громко), МЯУ (тихо).
Мычит корова, поет петух, каркает ворона, блеет
овечка, кудахчет курица, квакает лягушка и т.д.
Упражнение 2
Ребенку предлагается воспроизвести один и тот же звук, изменяя характер, тембр и эмоциональную окраску:
А – плачет ребенок;
А – поет певица;
А – показывает горло врачу;
О – удивилась девочка;
О – кричит охотник в лесу;
О – стонет от боли дедушка и т.д.
Упражнение 3
Из четырех слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак – бак – так – банан
Сом – ком – том – индюк
Лимон – вагон – бутон – зонт
Упражнение 4
Игра “Подскажи словечко”. Ребенок должен подобрать слово в рифму.
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка).
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч).
Упражнения на воспроизведение:
- слоговых сочетаний с одним гласным и разными гласными звуками;
- слогового ряда со сменой ударного слога;
- слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками;
- слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости, сначала по два слога, затем по три слога;
- слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков;
- слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.
Упражнение 5
Выделение в звуковом потоке гласного звука. Ребенок должен выделить гласный звук среди других звуков (поднять руку). Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не выделяется ребенком точно и уверенно.
Упражнение 6
Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Педагог называет и, многократно повторяя, добивается запоминания одного из согласных звуков. Затем произносится звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить заданный звук (поднять руку).
Упражнения:
- на определение звука в словах (в начале, середине, конце);
- на определение звука в ряде слов;
- ребенок самостоятельно называет 5 слов с определенным звуком.
Задания проводятся на материале всех звуков, отрабатываемых в устной речи ребенка.
При выполнении заданий по формированию звукобуквенного, фонематического и вербального анализа, ребенку предлагаются задания по развитию графических навыков: штриховка, обведение по контурным линиям предметов, орнаментов, узоров и последующее их раскрашивание.
Для развития зрительного и пространственного восприятия используются следующие задания:
- Назвать контурные изображения предметов, обвести и раскрасить их.
- Выделить буквы, наложенные друг на друга.
- Конструирование букв из палочек, шнурка.
- Реконструирование букв, добавляя элемент: из Л сделать А; из Г сделать П и т.д.
- Игра “Маршрут движения”. Инструкция: “Мы едем в автобусе и должны начертить маршрут нашей поездки. Я буду говорить, в каком направлении двигаться, а ты будешь чертить. Едем прямо, поворачиваем направо, двигаемся вперед, стоп. Дорога перерыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг. Приехали”.
Для развития зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков используются следующие задания:
- Обвести по контуру предметы.
- Дорисовать (например, зайца, кота и т.д.).
- Обвести по пунктирным линиям, дорисовать и раскрасить рисунок.
- Напечатать по пунктирным линиям и прочитать слоги (МЫ …, БУ …, ПИ…, ВА …), провести линию от слога к нарисованной картинке, название которой начинается с данного слога.
- Напечатать слова, вставляя пропущенную букву в слова, соединив линией слова с соответствующей картинкой, раскрасить картинки.
Для развития мелкой моторики необходимо использовать пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук, формирование умения регулировать размах движений в ходе рисования, складывание, скатывание, сминание, разглаживание листа бумаги, работа по трафарету, работа с узорами (тесьма, мозаика, кубики и т.д.).
Коррекция нарушений письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Процесс коррекции должен проходить в процессе обучения ребенка продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.
Логопедическая работа по исправлению нарушений письма у детей с церебральным параличом должна опираться на своеобразия высшей нервной деятельности, психических и физических особенностей ребенка, а также при тесном взаимодействии логопеда и учителя, в первую очередь это касается обучения родному языку, чтению и развитию речи.
Таким образом, использование дифференцированных логопедических приемов, направленных на развитие и формирование как вербальных, так и невербальных компонентов психической деятельности, во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом в школе положительно сказывается на коррекции нарушений письма у младших школьников, страдающих церебральным параличом.
Список используемой литературы:
- Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
- Владимирова Н.И. Патогенез нарушений письма у младших школьников с ДЦП. СПб., 2001.
- Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977.
- Ипполитова М.В. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом. М., 1986.
- Лалаева Р.И., Сятка-Высоцка Г. О симптоматике дисграфий у детей с церебральным параличом. Л., 1985.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004.